Однажды я посмотрела два фильма за один день. Нет, такое случалось не однажды — но именно для этой пары фильмов я сделала то, что не делала никогда: сравнивая, поставила оценки. По десятибалльной шкале.
Первый — "Зверопой" (на тот момент единственный), незамысловатый мультик с перепевами популярных песен и наибанальнейшей моралью "верь в себя - и всё получится!"
Второй - культовый "Лабиринт" 1986 года с невероятным Дэвидом Боуи.
Когда-то я поступила в 10 искусствоведческий класс при Академии театрального искусства. И на самом первом занятии мы смотрели этот самый "Лабиринт" — как образец киножанра "сказка" (темой следующего занятия было "фэнтези" на примере "Уиллоу" 1988 года от того же Лукасфильма).
Наш преподаватель Пал Викторыч Романов нежно любил всё, что создано под руководством Лукасфильма. Благодаря ему я научилась уважать "Звездные Войны", понимать их место в мировой культуре. Правда, любить "Звездные Войны" я стала много позже — но это отдельная история. Часть этой истории — знакомство с автором фанфиков, чей юмор и фантазия очень помогли мне в жизни. И она, этот автор, говорила мне, что это "Лабиринт" заразил её творчеством — словно она получила магию от хрустального шара в руке короля Джарета.
Фильм любим не только ими — как я уже говорила, он имеет статус культового. Хоть далеко не сразу получил его. Оценки от критиков были смешанными... И оценки "Зверопоя" тоже были смешанными.
А теперь мои оценки: "Лабиринту" я поставила 7 баллов из 10. А "Зверопою" -— полновесные и безоговорочные 10.
"Лабиринт" — это великолепно написанная история. Умная, психологичная, со множеством отсылок — и её могут понять только старшие подростки и взрослые. История про девушку, которая остановилась на границе между детством и взрослой женственностью, и её тянет в обе стороны. История про романтические фантазии юной девы — и что будет, если действительно столкнуться с ними.
А исполнено это как сказка для детей. Раскрывать серьёзные темы при помощи кукол и прочих "мультяшных" средств вполне возможно. Но в "Лабиринте" авторы местами — и многими местами — не дотягивают до нужной для этого универсальности. Танец Банды Рыжих или битва на подступах к дворцу — это "детский сад", да ещё и чрезмерно затянутый. И такие сцены непростительно быстро устаревают.
Вторая большая проблема —исполнительница главной роли. С одной стороны, Дженнифер Коннелли — это настоящая Сара Уильямс. Я понимаю "приемную комиссию", которая "с первого взгляда" выбрала её. С другой - вот:
Значительную часть времени в кадре Сара проводит с открытым ртом и зависшим взглядом. Возможно, это не вина самой девушки. Скорее всего, "кукольный" режиссёр Хенсон хотел, чтобы зрители умилялись прелестному юному личику и милой наивности героини. (Подобный "приёмчик" есть и в первых "Звездных войнах" — к счастью, в меньшем количестве. Лукасфильм в "Звездных войнах" уделял мало внимания актерской игре — она не входила в число его ценностей и достоинств. Можно за многое ругать фильмы, снятые после перехода в "Дисней", но соотношение играющих и неиграющих актеров изменилось в лучшую сторону.)
Всё-таки, чтобы рассказать серьёзную историю, нужна полноценная актерская работа. В Лабиринте гениально "работает" Боуи — но, кажется, иногда приглушает себя, чтобы не слишком переигрывать Сару. И взрослый зритель игрой одного антагониста сыт не будет.
А что же "Зверопой"? За что ему 10? Это же просто развлекательный мультик, не обременённый глубоким смыслом?
Именно. Фильм не пытается быть интеллектуальным, психологичным, прорывным. Он просто развлекает и радует зрителя незамысловатой, но цельной историей, понятными и забавными персонажами, их логичным и тоже понятным развитием. И, конечно, популярными песнями в исполнении любимых артистов. Мультик — простое удовольствие, чтобы посмотреть всей семьёй. Порадовать свои глаза и уши. Отдохнуть, а не загрузиться.
Он на 100% выполняет свою задачу. В нём нет зазора между замыслом и исполнением. Как мы уважительно говорили о подобном всё в той же школе: "он равен самому себе".
А потом вышел "Зверопой 2". Если первый на 100% отрабатывает свои задачи, то второй, на мой взгляд, — на все 200.
Шоу не перегружено лишним "обоснуем" вроде причин злобности антагониста; не притягивает за уши и не отматывает назад "развитие персонажей" и их отношений там, где в первой части поставлена точка (это то, что мне не нравится во вторых частях "Троллей" и "Холодного сердца").
Помимо зрелищности-песен-героев есть ещё одно удовольствие — "вылавливать" в фильме сюжетные и визуальные отсылки всё к тем же "Звездным войнам": "Глядите, это же Звезда смерти! О, а это — планета Набу!"
В общем, надо пересмотреть.
И всё же не так всё однозначно развлекательно в "Зверопое":