Поговорку "Хороша ложка к обеду" знаете? Про фильмы такое тоже можно сказать. Иногда бывает, что вышла кинокартина на экраны. И вот хорошая она, но не ко времени.
Фильм "Оливковые деревья справедливости" поставлен по роману Жана Пелегри. Сюжет его очень прост. Начало 1962 года. Жан, давно обосновавшийся во Франции (ну, или в европейской части Франции, ибо Алжир - это тоже Франция), приезжает в город Алжир. Его отец болен. И Жан вспоминает то время, когда родители были еще относительно молоды и они жили на ферме, которую позже пришлось продать.
Сцены детства - лучшее, что есть в фильме. Они теплые, они озарены светом. И видно, что писатель, который был и одним из сценаристов, вложил в свое произведение всю душа, описал то, что сам хорошо знал. Ибо он родился в Ровиго, маленьком городке в Алжире, и долго жил в Северной Африке.
Достаточно интересны те кадры, когда камера идет вслед за Жаном, проходящим по городу Алжир. Мы видим тесные улицы и море, суматошный рынок, солдат, обезвреживающих бомбу, и пр.
Крайне любопытно показан друг детства Жана Боральфа. С одной стороны, он араб и, кажется, на похоронах жмется в сторонке, подальше от европейцев. С другой, он одет в добротную кожаную куртку и на руке у него часы. То есть, человек явно не бедствует.
В фильме снимались непрофессиональные актеры (отзвук неореализма). Собственно, играть тут было особо нечего, надо было всего лишь показать жизнь простых людей. В роли отца Жана выступил сам писатель Жан Пелегри. И по тому, как обрисованы родители Жана, видно, что гримеры и художники по костюмам работали исключительно профессионально. Мы видим героев в возрасте 30-40 лет и 50-60, при этом выглядят они весьма достоверно.
Фильм "Оливковые деревья справедливости" в 1962 году был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале и получил приз критиков. В некотором роде я с ними согласна. Чисто технически фильм хорош. Но вот то, к чему он призывает зрителей, на мой взгляд, весьма неоднозначно.
Проблема в том, что фильм опоздал. Если роман появился на свет в 1959, когда судьба Алжира еще не была предрешена, то фильм - 6 июня 1962, когда уже ясно было что к чему идет, через месяц Алжир получил независимость. И в пору, когда черноногие были поставлены перед выбором "чемодан или гроб", выпускать фильм с призовом "где родился, там и пригодился" и ратовать за то, что даже те, кто уже давно устроился во Франции, должен переехать обратно в Африку, - это даже не глупость. Это подлость. Возможно, дело в том, что режиссером был Джеймс Блю, американец. Он учился в вузе в Париже и какое-то время жил в Алжире, получив прозвище "американец из Баб-Эль-Уэда". Но родиной его были США, куда он и уехал благополучно, нисколько не беспокоясь о судьбах черноногих, которых он призывал остаться в Северной Африке.
Картинки - скриншоты.
#алжир #французскиефильмы