Мощнейший кинодебют Ари Астера. С моей точки зрения, "Реинкарнация" - вообще самый сильный фильм ужасов последнего десятилетия.
Фильм снят без особых изысков (особенно если сравнивать его с другим нашумевшим хоррором 2018 года - "Суспирией" Луки Гуаданьино), но настолько четко и уверенно, что с головой погружает в свою мрачную атмосферу безысходного кошмара наяву.
Действие разворачивается медленно, равномерно и страшно.
Способствует атмосфере безумия исступленная игра Тони Коллетт (получившей "Золотой глобус" за роль в комедии "Соединенные штаты Тары"). Контрастирует с ней флегматичный герой Гэбриела Бирна, который пытается держать свой разум в узде (но тоже постепенно подходящий к самой грани безумия).
Фабула достаточно традиционна для хоррора. После смерти бабушки в доме начинают происходить странные события. Энни (Коллетт), дочь этой старухи, утверждает, что у нее были какие-то тайны. Да Энни сама - странная. В частности, страдала лунатизмом. И вскоре начнет страдать снова, только при более отягчающих обстоятельствах.
Похоже, что ее приземленный муж - единственный нормальный человек.
Потом случается трагедия, после которой жуткие события начинают идти сплошным чередом.
Секта дьяволопоклонников, спиритуализм, призраки, галлюцинации, ночные кошмары, зловещие видения - и, как венец, - ощущение приближающегося краха, едва ли не конца света. Причем ситуацию не выправить, остается только ждать мрачного финала.
Астер использует весь арсенал современного "хоррора" - от саспенса до скримеров, причем владеет каждым инструментом в совершенстве... Во время рекламной кампании он "впаривал", что это не полноценный хоррор, а "трагедия, которая превращается в кошмар". Также Астер утверждал, что в работе над "Реинкарнацией" вдохновлялся такими картинами, как "Керри" Брайана де Пальмы и "Повар, вор, его жена и ее любовник" Гринуэя.
Следующий фильм ужасов Астера - "Солнцестояние" (демонстрировался на наших экранах, и я, кстати, посмотрел его в кино) - является далеко не настолько пугающим. Видимо, там не хватило истеричной Коллетт...)
Оценка: 8,0 из 10.
Режиссер и автор сценария: Ари Астер,
Оператор: Павел Погоржельский,
Композитор: Колин Стетсон.
В ролях: Тони Коллетт, Гэбриел Бирн, Алекс Вульф, Милли Шапиро, Энн Дауд.
Интересные факты о фильме:
- Король демонов Пэймон происходит из многочисленных гримуаров, включая "Малый ключ Соломона", "Псевдомонархия демона" Иоганна Вейера, "Адский словарь" Коллина де Планси, "Книга Эсперица", "Liber Officiorum Spirituum" и "Книга Абрамелина". Согласно Малому ключу Соломона, Пэймон - царь ада, который командует 200 легионами духов или падших ангелов. Пэймон послушен Люциферу и проявляется с короной на голове, которую возвещает "сонм духов, подобных людям с трубами, хорошо звучащими тарелками и всеми другими видами музыкальных инструментов".
- В сцене со столом Алекс Вульф вознамерился удариться лицом об столешницу так, чтобы реально сломать нос, однако Астер сказал, что это бред, поэтому столешница будет мягкой. Но реквизитор накосячил - подсунул настоящий стол, поэтому Вульф внатуре разбил себе нос (но не сломал).
- Во время ритуала используется смесь иврита и енохианского языка, который выдумал средневековый алхимик Джон Ди (рекомендую почитать про него роман Густава Майринка "Ангел Западного окна").
Читайте также на моем канале: