Сегодня Schiaparelli кружит голову модниц всего мира своими ультраавангардными идеями, является самым обсуждаемым брендом Каннского фестиваля и значится в списке фаворитов у звёзд и инфлюенсеров. Когда и как всё начиналось, почему основательница бренда считала конкуренткой Коко Шанель, и в чём секрет буквально гипнотизирующих образов Schiaparelli?
Эльза Скиапарелли родилась в Риме в 1890 году, в зажиточной семье профессора Селестино Скиапарелли и Марии-Луизы, которая являлась прямым потомком династии Медичи.
Раннее детство – период, когда малышку Эльзу уже активно интересовало искусство: от литературы до живописи и театра. Её бунтарский характер проявлялся совершенно особенно: она использовала зонтик как «парашют» для прыжка со второго этажа, пробовала сажать семена цветов в уши и рот, чтобы «цвести и пахнуть» и пробовала, подобно Иисусу, ходить по воде, всякий раз поражая неиссякаемой фантазией всю свою семью.
Покидая родительский дом и его консервативные устои, Эльза одно время работала няней в Англии – там она встретила будущего мужа, Виллема де Вендта, с кем переехала в Нью-Йорк. Муж увлёкся Айседорой Дункан, а Эльза была вынуждена всю беременность заботиться о себе сама, скитаясь по дешёвым мотелям. С маленькой дочерью Гого она, намучившись, уезжает в Париж, который станет городом её триумфа.
Легендарный свитер и первый успех
Нельзя рассказывать об Эльзе Скиапарелли, минуя её кумира в то время – самого известного парижского кутюрье, Поля Пуаре. Эльза вдохновляется его потрясающими ориентальными нарядами и рисует собственные эскизы, но на первых порах все ателье отказывают ей в работе, бросая слова о том, что лучше бы ей разводить картофель, чем шить платья.
Эльзе приходит идея о трикотажном свитере с узором в виде банта – её воплощает в жизнь знакомая армянская эмигрантка. Спустя время у неё заказывают два десятка таких свитеров, а затем ещё и ещё: модель становится горячим «трендом». В 1927 году Скиапарелли, наконец, основывает Дом моды.
Революционным решением на тот момент стало открытие бутика прет-а-порте: вместо индивидуального пошива дамы Парижа могли сразу купить готовые платья, юбки и аксессуары!
Влияние сюрреалистов и новый виток творчества
На одной из светских премьер Скиапарелли знакомится с Сальвадором Дали – впоследствии она становится подругой и других художников-сюрреалистов, а также знаменитых фотографов. Среди её друзей – Жан Кокто, Кес ван Донген, Ман Рэй, Сесил Битон, проповедовавшие авангард. Интересно, что дуэт Скиапарелли и Дали – самая первая модная коллаборация дизайнера и художника.
По эскизам Дали Скиап (так Эльзу уже называли в Париже) создаёт невероятные костюмы и аксессуары: ДНК бренда невозможно представить без шляпы в форме башмака, перчаток с накладными ногтями, платья с большим омаром. В соавторстве с Кокто появляется жакет с «обнимающими руками» и манто с женскими профилями в виде вазы. Скиапарелли снискала славу первого сюрреалиста и бунтовщика в haute couture!
Разница во взглядах и конкуренция с Коко Шанель
Скиапарелли дружит с богемой всего Парижа, но соперница у неё тоже весомая – сама мадмуазель Шанель. Поводом для борьбы послужила разница художественных взглядов: Коко, рождённая в нищей семье, воспевала элегантные и классические наряды, а «голубая кровь» Эльзы диктовала ей нарочно избегать чопорности и отважно сокрушать каноны. Шанель никак не могла принять и понять этой «вульгарности».
1930-е – долгий промежуток, когда Эльза Скиапарелли могла похвастаться большей популярностью, но, как показало время, Шанель сыграла в долгую, став настоящей легендой моды. Впрочем, сегодня Schiaparelli обрёл второе дыхание как самый самобытный и визуально интригующий бренд!
Кинодивы и контракт с Голливудом
Скиапарелли много лет активно сотрудничала с киностудиями MGM и Paramount, посвящая себя созданию самых эффектных образов Кэтрин Хепберн, Мэй Уэст, Марлен Дитрих, Мишель Морган и других, а вот от контракта с Шанель Голливуд отказался: её сдержанные наряды были слишком скучны для большого экрана.
Скиапарелли придумала жакет с широкими плечами, фишку Джоан Кроуфорд, а Мэй Уэст стала так часто заказывать гардероб у модельера, что ей пришлось прислать в ателье свою гипсовую фигуру в позе Венеры Милосской для примерок в её отсутствие. Фантазёрка Эльза превращает этот силуэт в фирменный флакон духов Shocking: у Дома моды новая визитная карточка!
Путешествие в СССР и специальная коллекция
В 1935 году Эльзу Скиапарелли ждёт международная выставка текстильной промышленности в СССР: спустя много лет её мемуары пестрят рассказами об архитектере Кремля и местном рационе в виде хлеба с икрой, водки и севрюги.
Поездка в Москву не прошла без творчества: Скиапарелли разработала «униформу» для женщин, продиктованную идеологией коммунизма – в виде чёрного платья с воротником, красного пальто и шерстяной шапочки с молнией. В Vanity Fair закрепили успех поездки карикатурой со Сталиным и Эльзой с надписью «Невозможное интервью».
Экстравагантность и функциональность
Не экспериментами едиными: авангардистка Скиапарелли подарила миру не только шокирующие образы и украшения, но и вполне утилитарные вещи, без которых сегодня невозможно представить любой гардероб. Так, в её время никто не использовал застёжку-молнию, кроме как для обуви и сумок, а Эльза переместила её на платья!
Авторству модельера принадлежит и раздельный купальник, который имел открытую спину и прозрачные бретели, а также купальник в цвет кожи.
Знаменитая брюки-юбка – одна из ключевых моделей дизайнера, которая трансформировалась в современные брюки-кюлоты.
Газетный принт, приписываемый Джону Гальяно, стал «трендом» именно с лёгкой руки Скиапарелли. Шляпа из газетных листов с рецензиями на свои коллекции появилась после посещения рыбного базара в Копенгагене: там продавщицы с помощью газет защищали головы от солнечных лучей!
Shocking Pink, или шокирующий розовый, тоже стал знаком отличия бренда Эльзы. До неё в розовом оттенке видели лишь явный китч и отсутствие вкуса.
Скиапарелли «перепрошила» и понятие светских украшений, которые раньше различались лишь каратами и количеством. Модельер сбивает пафос аксессуаров, создавая бижутерию с очевидной иронией: бусины в виде таблеток, ожерелья с металлическими жуками, украшения с перьями, конфетами, карандашами…
Война и закат карьеры
1939 год, немецкая оккупация Парижа, начало Второй мировой. Скиапарелли переделывает производство на военный лад: в коллекцию под громким названием «Плати наличными и уноси» входят костюмы с карманами, комбинезоны для окопов, лаконичные платья. И всё же дела идут хуже и хуже, и Скиапарелли уезжает в Америку к дочери, где читает лекции в университете, путешествует и работает волонтёром Красного Креста.
В 1945-м она возвращается в Париж, чтобы обнаружить невероятную дороговизну тканей и почти полное отсутствие меха, а также новые имена на модной авансцене: Кристиан Диор всё стремительнее идёт к успеху. Несколько лет Эльза работает для прежних клиенток, затем уезжает в Тунис, а в 1973 году году умирает: её похоронили в пижаме оттенка Shocking Pink.
Возрождение бренда и новые амбассадоры
В 2019-м Maison Schiaparelli покидает Бертран Гийон, и на его место назначается арт-директор Дэниел Розберри. Под новым руководством бренд берёт курс на сохранение аутентичности и эстетики сюрреализма Эльзы наряду с современным прочтением её наследия.
В плеяде поклонников бренда – сплошь известные имена: блистательная Хелен Миррен в платье оттенка Shocking Pink на оскаровской дорожке, Эмилия Кларк на BAFTA в платье со скелетом, Леди Гага в платье haute couture Schiaparelli, Бейонсе на «Грэмми» 2021, Мадонна, Тильда Суинтон…
Schiaparelli прямо сейчас поддерживают топовые звезды и инфлюенсеры: звезда сериала «Корона» Эмма Корин, Ким Кардашьян, Белла Хадид и многие-многие другие ценители идти против правил – а мы наблюдаем в соцсетях всё больше шедевров моды, которые наверняка пришлись бы по вкусу мятежной и неповторимой Эльзе!
Подпишитесь на наш канал, чтобы первыми узнавать больше фактов из истории моды, а также следить за свежими трендами ❤