Найти в Дзене
Владимир Кири

Искусство ЮВА: Музеи, которые стоит увидеть

Как-то я задумался: я побывал почти во всех странах АСЕАН с главной целью – посетить музеи искусств, изучить и рассмотреть оригинальные картины известных художников Юго-Восточной Азии (ЮВА). Музеи в этих странах настолько разные и неповторимые, что среди них есть свои любимые. Я не раз возвращался в те, которые меня особенно поразили, и с каждым визитом ощущал новые эмоции. Это вдохновило меня на сравнение – чем же отличаются музеи друг от друга? В этом обзоре я кратко расскажу о музеях искусств и живописи, если таковые имеются, в Индонезии, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Филиппинах и Мьянме. Подробности о каждой стране я освещу в отдельных статьях. Прежде всего, стоит отметить, что все музейные здания в этих странах исторические. Они не просто стены с произведениями искусства, а настоящие памятники культуры, которые передают энергию страны, в которой они находятся. Это схожее, но в то же время уникальное явление. Индонезия славится своими музеями, полными произведений искусства
Оглавление

Как-то я задумался: я побывал почти во всех странах АСЕАН с главной целью – посетить музеи искусств, изучить и рассмотреть оригинальные картины известных художников Юго-Восточной Азии (ЮВА). Музеи в этих странах настолько разные и неповторимые, что среди них есть свои любимые. Я не раз возвращался в те, которые меня особенно поразили, и с каждым визитом ощущал новые эмоции. Это вдохновило меня на сравнение – чем же отличаются музеи друг от друга?

В этом обзоре я кратко расскажу о музеях искусств и живописи, если таковые имеются, в Индонезии, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Филиппинах и Мьянме. Подробности о каждой стране я освещу в отдельных статьях.

Прежде всего, стоит отметить, что все музейные здания в этих странах исторические. Они не просто стены с произведениями искусства, а настоящие памятники культуры, которые передают энергию страны, в которой они находятся. Это схожее, но в то же время уникальное явление.

Картина индонезийского художника Сударсо, 1969, 123х80. В коллекции Музея искусств и керамики в Джакарте. Фото автора.
Картина индонезийского художника Сударсо, 1969, 123х80. В коллекции Музея искусств и керамики в Джакарте. Фото автора.

Индонезия

Индонезия славится своими музеями, полными произведений искусства и живописи. Однако найти настоящие картины-жемчужины индонезийской живописи не так уж легко. Работы именитых художников «разбросаны» по разным музеям и даже островам. Казалось бы, главным музеем, куда стоит отправиться, является Музей изящных искусств и керамики (Museum Seni Rupa dan Keramik). Однако на деле это не всегда так, ведь главная коллекция индонезийских живописцев не находится здесь, несмотря на то что в интернете мы часто видим репродукции этих работ.

Музей изящных искусств и керамики, который располагается на главной исторической площади Фатахиллах в Старом городе Джакарты (Кота-Туа), оставил у меня неоднозначные впечатления. В 2018 году, когда я еще жил в Джакарте, этот музей не произвел на меня особого впечатления. Коллекция состояла преимущественно из низкокачественных репродукций. Но в 2024 году, после того как я вновь посетил этот музей, я увидел значительные изменения. Музей стал гораздо более интересным и информативным, а также обзавелся оригинальными работами великих мастеров Индонезии. Среди них можно найти картины Батары Лубиса, Моктара Апина, Попо Искандара, Русли, С. Суджоджоно и других выдающихся художников.

О биографии художников и истории их работ в музее вы не узнаете, поэтому нажимайте по ссылкам, чтобы почитать биографию и о работах художников.

Здание музея также заслуживает внимания. Оно было построено в 1870 году по указу короля Виллема III. В разные годы оно меняло назначения: служило военным хранилищем, мэрией и даже музеем города Джакарты. Сегодня это Музей изящных искусств и керамики, который продолжает свою культурную миссию.

Немного истории о самом здании музея:

В 1866 г. по рекомендации короля Виллема III (Raja Willem III) генерал-губернатор Голландской Ост-Индии Питер Мейер (Gubernur Jenderal Hindia Belanda Pieter Mijer) издал указ построить здание. Архитектором стал Джн. Виллем Херман Фредерик Хендрик ван Радерс (Jhr. Willem Herman Frederik Hendrik van Raders). Здание построили в 1870 году.

1942 г. японское правительство изменило имя на Кото Хойн (Koto Hoin).

1949 г. голландское правительство превратило его в общежитие для армии, а в 1950 – в хранилище для военной техники.

1970 г. – здание стало Мэрией Западной Джакарты.

1974 г. здание было отреставрировано и стало Музеем города Джакарты.

1976 г. по инициативе вице-президента Адама Малика (Adam Malik, 1917–1984) здание было открыто как Центр изящных искусств Джакарты.

1977 г. губернатор Джакарты Али Садикин (Ali Sadikin, 1926–2008) объявил здание как Музей керамики.

1986 г. здание стало Центром изобразительного искусства и керамики, а в 1990 г. уже как Музей изящных искусства и керамики.

Лаос, Камбоджа, Мьянма

К сожалению, в таких странах, как Лаос (не было до 2024 года), Камбоджа и Мьянма, на государственном уровне нет известных музеев искусств. Чтобы собрать полную картину, туристам нужно искать картины и живопись в частных мастерских, национальных музеях и храмах. Это занимает много времени, и для проезжающего туриста может стать настоящим вызовом.

Живопись в этих странах не так развита, как в Индонезии, и доступных источников для изучения истории живописи крайне мало. Особенно это касается Камбоджи и Лаоса. Однако в Мьянме ситуация немного другая, ведь живопись тесно связана с буддизмом, а значит, многие произведения искусства можно найти в храмах по всей стране. Подробнее об этом я расскажу в отдельных статьях.

Национальная галлерея в Бангкоке, Таиланд. Фото автора.
Национальная галлерея в Бангкоке, Таиланд. Фото автора.

Таиланд

Несмотря на то, что Таиланд и Лаос разделяют общую историю и искусство, музеи двух этих стран нельзя сравнивать. В Бангкоке, столице Таиланда, находится Национальная галерея, которая также служит музеем искусств. Но здание, хотя и историческое, довольно скромное. Коллекция картин также ограничена, и хотя присутствуют как классические, так и современные работы, музей не дает полного представления о развитии живописи в Таиланде.

Здание Национальной галереи было спроектировано итальянским архитектором Карло Аллегри в европейском неоклассическом стиле. Оно было построено в 1930-х годах как часть монетного завода, а в 1977 году было открыто как музей. Сегодня музей является важной культурной достопримечательностью, но для тех, кто хочет узнать все о живописи Таиланда, этого мало.

Главная галерея – это двухэтажное здание с крышей из глиняной черепицы. С обеих сторон галереи присоединяются здания, образуя прямоугольный двор. На фронтальном фасаде по центру был установлен лепной мотив в виде герба в честь короля Рамы V (Rama V).

На фоне резервуара для воды в музейном дворике в Бангкоке, Таиланд. Фото автора.
На фоне резервуара для воды в музейном дворике в Бангкоке, Таиланд. Фото автора.

На газоне также располагается резервуар для воды, который был построен в те же времена для снабжения водой весь монетный двор. Именно такую первоначальную функцию выполняло здание Национальной галереи, оно служило частью монетного завода на улице Чао-Фа (ChaoFah).

Официально музей открылся 8 августа 1977 года.

Музей изящных искусств в Маниле, Филиппины. Фото автора.
Музей изящных искусств в Маниле, Филиппины. Фото автора.

Филиппины

Национальный музей изящных искусств в Маниле – это место, которое просто нельзя пропустить. Он поразил меня своим масштабом и разнообразием коллекций. Это однозначно один из лучших музеев, где можно не только изучить филиппинскую живопись, но и насладиться архитектурой. Я лично ходил туда три дня подряд, чтобы не пропустить ни одного уголка. К тому же, вход в музей бесплатный, что делает его еще более привлекательным для туристов.

Музей состоит из четырех этажей, на которых представлено 29 галерей с работами признанных филиппинских художников, скульпторов и других мастеров. Картины разных размеров висят от потолка до пола, что создает впечатляющую атмосферу. Это место действительно стоит посетить для глубокого изучения филиппинского искусства и творчества великих мастеров.

Здесь даже просто пройти по коридору не получится, потому что уходящие вдаль коридорные стены являются частью выставочных залов, на которых богато представлены работы художников.

Немного истории о самом здании музея:

Здание было построено в промежутке 1918–1926 гг. Проектировали здание первоначально как Национальную библиотеку Ральф Харрингтон Доан, Антонио Маналак Толедо, Джуан М. Ареллано (Ralph Harrington Doane, Antonio Mañalac Toledo, Juan M. Arellano). В процессе план здания менялся, например, добавили 4 этаж и декоративные мотивы.

В феврале 1945 японские войска использовали здание как опорны пункт. Здание было заграждено, окружено блокпостами, дотами (оборонительными точками) и колючей проволокой. На этажах здания стратегически были установлены пушки и другие тяжелые пулеметы. До 27 февраля американские войска обстреливали здание артиллерийским огнем. Северное и южное крылья здания были сильно повреждены.

В 1949 году здание реставрировали, оставив его первоначальную планировку.

30 сентября 2010 здание объявили Национальным историческим памятником, которое стало свидетелем таких исторических событий, как: Конституционный конвент 1934 г.; инаугурация президентов Мануэля Л. Кесона (Manuel Quezon, 1878–1944) в 1935 г., Хосе П. Лореля (Jose P.Laurel, 1943-1945), Мануэля Рохаса (Manuel Roxas, 1892-1948). В честь события и значимости здания в 2019 году подняли флаг.

Кстати, положение музея на карте и в реальности иногда немного не совпадает, гугл карты указывают на местонахождение музея на территории парка Хосе Рисаля или отсылают к другому музею искусств. По факту музей является единственным музеем искусств, и он находится за пределами парка.

Музей искусств в Ханое, Вьетнам. Фото автора.
Музей искусств в Ханое, Вьетнам. Фото автора.

Вьетнам

Во Вьетнаме два Музея изящных искусств – один в Ханое, а другой в Хошимине. Я обожаю Ханой, но должен признаться, что Музей искусств Ханоя значительно уступает Музею искусств в Хошимине, который является одним из моих любимейших в Юго-Восточной Азии. Я готов в этот музей приходить бесконечное количество раз.

Музей изящных искусств и керамики в Ханое – скромное историческое здание с желтой фасадной отделкой, небольшим двориком с расположенным справа уютным кафе. По музею можно быстро «пробежаться», так как кроме картин, среди которых величайшие, больше ничто не отвлекает внимание. Но скажу, что этот музей в Ханое не единственное место, где можно познакомиться с живописью.

Есть в Ханое и секретные места, о которых расскажу в отдельном обзоре. Этим как раз и хорош Ханой. Но, если говорить о настоящем сокровище, то Музей изящных искусств в Хошимине – это то место, куда можно возвращаться бесконечно. В нем не только хранится впечатляющая коллекция, но и есть несколько зданий, в которых представлены как современные, так и древние произведения искусства.

Здание музея было построено во времена французской колонизации. Первоначально это была школа-интернат для дочерей французских чиновников.

В 1962 г. правительство Вьетнама поручило Министерству культуры преобразовать это здание в место для сбора, экспонирования и сохранения особо значимых произведений искусства Вьетнама с доисторических времен до наших дней. Здание было отреставрировано, добавили вьетнамские архитектурные элементы, что придало зданию музейный вид.

В 1966 г. музей официально открылся для публики. Помимо постоянных экспозиций, в музее есть пространство для временных выставок.

Музей изящных искусств в Хошимине, Вьетнам. Фото автора.
Музей изящных искусств в Хошимине, Вьетнам. Фото автора.

В то время как Музей изящных искусств и керамики в Хошимине для меня – сокровищница, где каждый уголок – это предмет для разглядывания. Здесь вдохновляет все: фрески, лестницы, виды из окон, пролеты между зданиями. Здесь ходишь действительно как в музее. И что приятно, здесь можно купить книги по живописи. Музей в Хошимине сам по себе предлагает зрителю больше качественной информации об истории живописи, биографии художников, хотя некоторые «большие» шедевры вьетнамской живописи находятся именно в музее в Ханое.

Музей искусств в Хошимине, Вьетнам. Фото автора.
Музей искусств в Хошимине, Вьетнам. Фото автора.

Музей состоит из трех зданий: В первом – коллекция современной живописи; во втором – работы персональной или групповой выставки; в третьем – коллекция искусства древности.

Переход между зданиями музея. Здесь открываются прекрасные виды на внутренний двор музея. Хошимин, Вьетнам. Фото автора.
Переход между зданиями музея. Здесь открываются прекрасные виды на внутренний двор музея. Хошимин, Вьетнам. Фото автора.

Немного истории о здании в Хошимине:

Первым владельцем здания был торговец китайского происхождения по имени Хуа Бон Хоа (Hua Bon Hoa) – один из самых богатых бизнесменов Южного Вьетнама в колониальную эпоху.

Декорация на крыше музея, вид из окон. Хошимин, Вьетнам. Фото автора.
Декорация на крыше музея, вид из окон. Хошимин, Вьетнам. Фото автора.

В 1929 г. французский архитектор Ривера (Rivera) спроектировал здание, идеально сочетая французскую архитектуру и китайской.

Строительство было официально завершено в 1934 г.

Декор стен в музее. Хошимин, Вьетнам. Фото автора.
Декор стен в музее. Хошимин, Вьетнам. Фото автора.

В 1987 г. здание было преобразовано в Музей изящных искусств города Хошимин городским народным комитетом, а в 1992 г. состоялось официальное открытие.

В 2012 г. здание признали достоянием города Хошимин.

Декор двери в музее. Хошимин, Вьетнам. Фото автора.
Декор двери в музее. Хошимин, Вьетнам. Фото автора.

Спасибо всем за интерес к живописи Азии и поддержку! Этот обзор представляет собой краткую картину музеев искусств в странах Юго-Восточной Азии. Каждая страна и музей имеют свою уникальность, и, конечно, стоит изучать их глубже. Надеюсь, что мои заметки будут полезны тем, кто планирует путешествия по регионам и хочет узнать больше о живописи Юго-Восточной Азии.

Читайте другие статьи по теме:

Tết: Вьетнамский Новый год в иллюстрациях

Зарисовал то, чего больше не стало в Лаосе…

Зарисовал лаосскую традицию Лойкратхонга. Праздник в иллюстрациях

Нашел себя в профессии по-новому! И считаю успешно.

Чем шокировала меня Манила, столица Филиппин, или почему не порисовать в городе