Как-то я задумался: Я побывал почти во всех странах АСЕАН с главной целью – посетить музеи искусств, изучить и рассмотреть оригинальные картины именитых художников Юго-Восточной Азии (ЮВА). А ведь музеи-то везде разные и такие неповторимые, среди них есть мои самые любимые, в которые я приходил по пять раз и с каждым приездом иду снова и снова. И я начал сравнивать, чем же отличаются музеи друг от друга.
В этом обзоре напишу кратко о музеях искусств и живописи, если такие имеются, в Индонезии, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Филиппинах, Мьянме. В отельных статьях расскажу подробнее о каждой стране.
Прежде всего, впечатляет то, что все музейные здания в этих странах – исторические. Они волшебны и прекрасны, потому что передают энергию непосредственно культуры той страны, в которой они находятся. В этом сходстве и есть большие отличия.
Индонезия
Индонезия богата на музеи с произведениями искусств и живописи. Но настоящие картины-жемчужины индонезийской живописи не так уже и легко найти, потому что они «разбросаны» по разным музеям и даже островам. Казалось бы, главным музеем, в который изначально стоит пойти, это Музей изящных искусств и керамики (Museum Seni Rupa dan Keramik). Но не тут-то было, потому что не здесь хранится главная коллекция именитых работ индонезийских художников, которые мы с легкостью может наблюдать в Интернете. Если говорить про Музей изящных искусств и керамики, который наряду с музеями Ваянг, Историческим музеем Джакарты расположен на главной исторической площади Фатахиллах (Fatahillah) Старого города Кота-Туа (Kota Tua) в Джакарте. Помнится в далеком 2018 году, когда я еще жил в Джакарте, ничем он меня не впечатлил, не было в коллекции оригинальных работ, в моей памяти остались лишь низкого качества картинки-репродукции. С такими впечатлениями о живописи и музее я жил до 2024 года. Именно в этом году я сделал большое путешествие по музеям Индонезии, чтобы наконец-то отыскать те самые работы, которые и составляют фундамент индонезийской живописи. Сегодня Музей изящных искусств и керамики впечатляет. В музее можно вкратце познакомиться с историей и развитием живописи Индонезии. Походить по прохладным комнатам и рассмотреть оригинальные работы индонезийских художников, а среди них найти работы величайших мастеров Индонезии. Например, картины таких художников, как Батара Лубис (Batara Lubis), Моктар Апин (Mochtar Apin), Попо Искандар (Popo Iskandar), Русли (Rusli), Сударсо (Sudarso), Фаджар Сидик (Fajar Sidik), Вакиди (Wakidi), С. Суджоджоно (S. Soedjojono) и других. О биографии художников и истории их работ в музее вы не узнаете, поэтому нажимайте по ссылкам, чтобы почитать биографию и о работах художников. Музей скорее познакомит вас просто единичными работами художников, но никаких деталей и глубоких знаний вы здесь не получите.
Немного истории о самом здании музея:
В 1866 г. по рекомендации короля Виллема III (Raja Willem III) генерал-губернатор Голландской Ост-Индии Питер Мейер (Gubernur Jenderal Hindia Belanda Pieter Mijer) издал указ построить здание. Архитектором стал Джн. Виллем Херман Фредерик Хендрик ван Радерс (Jhr. Willem Herman Frederik Hendrik van Raders). Здание построили в 1870 году.
1942 г. японское правительство изменило имя на Кото Хойн (Koto Hoin).
1949 г. голландское правительство превратило его в общежитие для армии, а в 1950 – в хранилище для военной техники.
1970 г. – здание стало Мэрией Западной Джакарты.
1974 г. здание было отреставрировано и стало Музеем города Джакарты.
1976 г. по инициативе вице-президента Адама Малика (Adam Malik, 1917–1984) здание было открыто как Центр изящных искусств Джакарты.
1977 г. губернатор Джакарты Али Садикин (Ali Sadikin, 1926–2008) объявил здание как Музей керамики.
1986 г. здание стало Центром изобразительного искусства и керамики, а в 1990 г. уже как Музей изящных искусства и керамики.
Лаос, Камбоджа, Мьянма
В странах, как Лаос, Камбоджа, Мьянма на государственном уровне нет зданий известных как музей искусств. В этих странах нужно собирать общую картину касательно живописи по крупицам ото всюду, например, частных мастерских, Национальных музеях, храмах, т. д. Это занимает очень много времени и сил, то есть проезжающему туристу это сделать крайне сложно. Живопись в этих странах не так развита, как в той же Индонезии, а точнее, недостаточно написано книг и очень мало источников, из которых можно изучать об истории живописи. Хотя данное утверждение не совсем относится к Мьянме, например. Еще живопись тесно связана с буддизмом, поэтому большинство мест-хранительниц искусства – это храмы, которые «рассыпаны» по всей стране. Подробнее о каждой стране я напишу в отдельных статьях.
Таиланд
Несмотря на то, что Таиланд и Лаос разделяют общую историю и искусство, об этих странах нельзя говорить наравне. В Бангкоке, столице Таиланда, имеется Национальная галерея, которая также служит музеем искусств. Само здание небольшое. Коллекция картин тоже очень скромная, есть классические и современные работы. Полноценно неинформативное. Здание также историческое и расположено недалеко от Большого дворца и Национального музея Бангкока. Архитектурный стиль здания выполнен по мотивам европейского неоклассического палладианского стиля, где отчетливо заметны оконные арочные проемы. Архитектором выступил итальянский архитектор и инженер Карло Аллегри (Carlo Allegri, 1862–1938), которого нанял сиамский двор (Сиам – зарубежное название тайских королевств). План здания был произведен по плану машиностроительного завода в Великобритании.
Главная галерея – это двухэтажное здание с крышей из глиняной черепицы. С обеих сторон галереи присоединяются здания, образуя прямоугольный двор. На фронтальном фасаде по центру был установлен лепной мотив в виде герба в честь короля Рамы V (Rama V).
На газоне также располагается резервуар для воды, который был построен в те же времена для снабжения водой весь монетный двор. Именно такую первоначальную функцию выполняло здание Национальной галереи, оно служило частью монетного завода на улице Чао-Фа (ChaoFah).
Официально музей открылся 8 августа 1977 года.
Я бы также не сказал, что музей является главным и полноценно информативным для тех, кто действительно хочет узнать об истории живописи, рассматривая при этом оригиналы работ художников.
Филиппины
Национальный музей изящных искусств в Маниле – это просто «Вау», как и большинство музеев на Филиппинах, музей поражает своим масштабом и изумляет коллекциями. Здесь стоит задержаться на несколько дней. Я, например, ходил в музей три дня подряд с утра до вечера, чтобы неспеша познакомиться со всем, что предлагает музей. Это однозначно стоило того. Вход во все музеи бесплатный, что безумно радует.
Музей – это 4-этажное здание, которое состоит из 29 галерей с экспозициями признанных художников, национальных мастеров: художников, скульпторов, ботаников, т. д. Здесь даже просто пройти по коридору не получится, потому что уходящие вдаль коридорные стены являются частью выставочных залов, на которых богато представлены работы художников. В самих же залах со стенами, наверное, под 3 метра (а может и выше) картины различных размеров висят от потолка до пола. Я считаю, что этот музей – один из главных, где можно изучить биографию и творческий путь филиппинских великих мастеров, а также рассмотреть полноценную коллекцию их работ.
Немного истории о самом здании музея:
Здание было построено в промежутке 1918–1926 гг. Проектировали здание первоначально как Национальную библиотеку Ральф Харрингтон Доан, Антонио Маналак Толедо, Джуан М. Ареллано (Ralph Harrington Doane, Antonio Mañalac Toledo, Juan M. Arellano). В процессе план здания менялся, например, добавили 4 этаж и декоративные мотивы.
В феврале 1945 японские войска использовали здание как опорны пункт. Здание было заграждено, окружено блокпостами, дотами (оборонительными точками) и колючей проволокой. На этажах здания стратегически были установлены пушки и другие тяжелые пулеметы. До 27 февраля американские войска обстреливали здание артиллерийским огнем. Северное и южное крылья здания были сильно повреждены.
В 1949 году здание реставрировали, оставив его первоначальную планировку.
30 сентября 2010 здание объявили Национальным историческим памятником, которое стало свидетелем таких исторических событий, как: Конституционный конвент 1934 г.; инаугурация президентов Мануэля Л. Кесона (Manuel Quezon, 1878–1944) в 1935 г., Хосе П. Лореля (Jose P.Laurel, 1943-1945), Мануэля Рохаса (Manuel Roxas, 1892-1948). В честь события и значимости здания в 2019 году подняли флаг.
Кстати, положение музея на карте и в реальности иногда немного не совпадает, гугл карты указывают на местонахождение музея на территории парка Хосе Рисаля или отсылают к другому музею искусств. По факту музей является единственным музеем искусств, и он находится за пределами парка.
Вьетнам
Во Вьетнаме два Музея изящных искусств – один в Ханое, а другой в Хошимине. Я обожаю Ханой, но должен признаться, что Музей искусств Ханоя значительно уступает Музею искусств в Хошимине, который является одним из моих любимейших в Юго-Восточной Азии. Я готов в этот музей приходить бесконечное количество раз.
Музей изящных искусств и керамики в Ханое – скромное историческое здание с желтой фасадной отделкой, небольшим двориком с расположенным справа уютным кафе. По музею можно быстро «пробежаться», так как кроме картин, среди которых величайшие, больше ничто не отвлекает внимание. Но скажу, что этот музей в Ханое не единственное место, где можно познакомиться с живописью. Есть в Ханое и секретные места, о которых расскажу в отдельном обзоре. Этим как раз и хорош Ханой.
Здание музея было построено во времена французской колонизации. Первоначально это была школа-интернат для дочерей французских чиновников.
В 1962 г. правительство Вьетнама поручило Министерству культуры преобразовать это здание в место для сбора, экспонирования и сохранения особо значимых произведений искусства Вьетнама с доисторических времен до наших дней. Здание было отреставрировано, добавили вьетнамские архитектурные элементы, что придало зданию музейный вид.
В 1966 г. музей официально открылся для публики. Помимо постоянных экспозиций, в музее есть пространство для временных выставок.
В то время как Музей изящных искусств и керамики в Хошимине для меня – сокровищница, где каждый уголок – это предмет для разглядывания. Здесь вдохновляет все: фрески, лестницы, виды из окон, пролеты между зданиями. Здесь ходишь действительно как в музее. И что приятно, здесь можно купить книги по живописи. Музей в Хошимине сам по себе предлагает зрителю больше качественной информации об истории живописи, биографии художников, хотя некоторые «большие» шедевры вьетнамской живописи находятся именно в музее в Ханое.
Музей состоит из трех зданий: В первом – коллекция современной живописи; во втором – работы персональной или групповой выставки; в третьем – коллекция искусства древности.
Немного истории о здании в Хошимине:
Первым владельцем здания был торговец китайского происхождения по имени Хуа Бон Хоа (Hua Bon Hoa) – один из самых богатых бизнесменов Южного Вьетнама в колониальную эпоху.
В 1929 г. французский архитектор Ривера (Rivera) спроектировал здание, идеально сочетая французскую архитектуру и китайской.
Строительство было официально завершено в 1934 г.
В 1987 г. здание было преобразовано в Музей изящных искусств города Хошимин городским народным комитетом, а в 1992 г. состоялось официальное открытие.
В 2012 г. здание признали достоянием города Хошимин.
Спасибо всем за интерес к живописи Азии и поддержку!