Найти в Дзене
Спортс“

Конте и Де Лаурентис – смесь, которая может сжечь Неаполь. Или вывести на топ-уровень

После провального постчемпионского сезона «Наполи» круто обновляется: приобретает качественных новичков, думает о будущем без Виктора Осимхена и, главное, доверяет Антонио Конте. Для многократного чемпиона Италии это тоже особенный челлендж.

Конте с азартом принял эту роль и уже совершил первые движения, сшивающие огромные дыры в системе «Наполи».

Де Лаурентис мечтал о Конте в «Наполи»: ждал почти 10 лет назад и даже зазывал на Мальдивах

Турбулентность в «Наполи» возникла после ухода Лучано Спаллетти, организовавшего напоследок в городе оглушительный праздник. Уже тогда инсайдеры писали о возможном назначении Конте, Тиаго Мотты или Винченцо Итальяно. Аурелио Де Лаурентис выбрал иной путь и смыл в унитаз следующий сезон «Наполи» – в Неаполь приехал Руди Гарсия.

Призрак Конте не покидал «Наполи» по ходу сезона-2023/24: о нем писали и во время кризиса Гарсии, и после Вальтера Мадзарри, и после Франческо Кальцоны. Было ясно: Де Лаурентис сделает все, чтобы притащить звездного тренера, потому что долго мечтал о нем.

История тянется еще с 2015 года. Де Лау и Конте познакомились на ужине в честь завершения сезона в Серии А. Потом босс «Наполи» признался, что ему нравится стиль Антонио. Через некоторое время они встретились уже в неформальной обстановке – на Мальдивах.

«Мы плавали в море вместе задолго до появления Анчелотти [в «Наполи»], – вспоминал Де Лаурентис. – Когда Антонио уже был в Лондоне, я спросил, не хочет ли он приехать в «Наполи». Он ответил, что контракт с «Челси» запрещает ему вести переговоры с другими клубами».

В 2024-м две души воссоединились. Но обстоятельства уже не те. Ломанный-переломанный «Наполи». Конте с репутацией истерика (внезапно подтвердилась в чемпионский сезон «Интера»), переживший личностный кризис в «Тоттенхэме» и не получающий новые вызовы из больших клубов. Задача общая – зализать раны и восстановить статус.

-2

Конте пообещал привнести в «Наполи» смелый футбол, которого не хватало фанатам в прошлом сезоне.

«Победы настраивают нас на правильный темп. Мы должны лучше контролировать мяч, но пока я очень доволен агрессивностью и высокой линией [прессинга]. Нам нужно работать и прибавлять, и после возвращения игроков сборных мы точно будем сильнее. Начали [предсезонку] не спеша, чтобы команда адаптировалась к новым требованиям. Чем дальше будем двигаться, тем лучше ребята все усвоят. Главное – играть с колоссальной интенсивностью. Не хочу, чтобы команда оборонялась и ждала поражения. Нам нужно чаще обострять и делать больше разрезающих передач».

Назначение Конте идеально соответствует стратегии Де Лаурентиса, которую он заложил после покупки «Наполи» и потом спокойно забыл. 20 лет назад владелец говорил, что в команде должны быть сильнейшие представители юга Италии – и игроки, и тренеры. С тех пор он назначил 12 тренеров, 10 из которых были итальянцами.

● Север Италии: Джан Пьеро Вентура (Генуя), Эдоардо Рея (Гориция), Роберто Донадони (Чизано-Бергамаско), Карло Анчелотти (Реджоло)

● Центральная Италия: Вальтер Мадзарри (Сан-Винченцо), Лучано Спаллетти (Флоренция)

● Юг Италии: Маурицио Сарри (Неаполь), Дженнаро Гаттузо (Корильяно-Калабро), Франческо Кальцона (Вибо-Валентия), Антонио Конте (Лечче).

То есть Конте стал лишь четвертым тренером Де Лаурентиса, соответствующим изначальной концепции. На первой пресс-конференции Антонио, кстати, сказал, что для него как для выходца из Лечче очень важно добиться успеха с южной командой.

-3

Вообще, дело не только в географии, Конте раньше также говорил о желании поработать там, где к футболу относятся как к религии. Выделял Рим и Неаполь.

Де Лаурентис + Конте – история про громадные компромиссы

Летом в Серии А случился тренерский коллапс – новых тренеров искали многие, включая «Наполи», «Ювентус» и «Милан». Конте находился в полупозиции, потому что не рассматривал «Наполи» как единственный вариант (были слухи о «Милане» и «Баварии»), а «Наполи» в свою очередь думал не только о нем. Ведь в прошлом сезоне Де Лаурентис однажды вспылил: «Не спрашивайте меня больше о Конте! Эта тема закрыта!»

А летом вроде как встречался на Ибице с Юргеном Клоппом, которого полюбил еще до «Ливерпуля». Авторов инсайдов о назначении немца в «Наполи» называли фантастами, но фокус от Конте они отвели – тот вошел в повестку только за пару-тройку недель до назначения.

Совместимость Де Лаурентиса и Конте всегда вызывала вопросы.

Аурелио – импульсивный менеджер: не делится властью, не идет на поводу тренеров, диктует им правила (главное – играть по схеме с 4 защитниками) и может прикладывать их крепким словцом. «В перерыве я спустился в раздевалку, чтобы сказать ему: «Какого черта ты делаешь? Ты хочешь, чтобы тебя уволили?» Вот так все и закончилось. Гарсия всегда удивлял своими расстановками. В конце концов, я послал его на хер», – рассказывал Де Лаурентис.

-4

Конте же – импульсивный тренер с плохой переносимостью критики и стресса, любовью к хорошим контрактам и дорогостоящим трансферам.

Ради сотрудничества и тот и другой чем-то пожертвовали. Конте получал в «Тоттенхэме» больше 10 млн евро, в Неаполе его зарплата упала до 6 млн.

Де Лаурентис же поделился влиянием: Конте контролирует работу клуба на рынке. Теперь тренер «Наполи» и президент «Наполи» работают в тандеме. La Gazzetta dello Sport объяснила этот ход Де Лаурентиса «желанием сделать что-то, чтобы забыть об ужасном кризисе прошлого сезона».

Конте-менеджер уже командует в «Наполи»: успокоил капитана, оставил Хвичу и привлек звездного новичка

Конте в «Наполи» всего полтора месяца, и еще рано делать глобальные выводы. Но деятельность бурная.

Во-первых, он кратно увеличил предсезонную нагрузку. Летом 2023 года Станислав Лоботка не особо напрягался: «Я не могу сказать, что это сложнейшие сборы в моей жизни. Мы хорошо совмещаем тактические занятия и тренировку с мячом. Но я точно не умираю во время процесса».

Предсезонку этого года Конте начинал со словами: «Я обещаю: к концу сборов вы будете лучшей версией себя».

Ради этого пришлось страдать.

-5

На первых сборах игроки «Наполи» тренировались по 5-6 часов в день. Неаполитанские медиа писали, что это самые длинные тренировки в современной истории команды. На шестой тренировочный день Конте устроил футболистам беговую программу: команда час бегала по полю, ускоряясь на 200, 400 и 600 метров. «Очень-очень тяжело», – выдавил из себя Амир Ррахмани.

При этом Конте постепенно ломает и тактическую упрямость Де Лаурентиса: на открытых тренировках журналисты много раз замечали расстановку 3-4-2-1, любимая формация Антонио, с которой он брал АПЛ и скудетто с «Интером».

Конте лично занимается атакующими комбинациями, его брат Джанлука и ассистент Кристиан Стеллини – обороной.

В первом же официальном матче «Наполи» сыграл в три центральных защитника – вероятно, Де Лаурентис уже не настаивает на двух ЦЗ. Правда, «Наполи» с трудом прошел «Модену» в Кубке (0:0, 4:3 – по пенальти), но это не меняет общей картины.

Тренер правит не только на поле, но и занимается кадрами:

● Уговорил капитана остаться. В конце мая Джованни Ди Лоренцо чуть не добил тифози «Наполи» заявлением об уходе (говорили даже, что может уйти в «Ювентус» – это бы еще больше взбесило фанатов). Но спустя несколько недель бунта передумал. Причина – дипломатия Конте, которая и успокоила Ди Лоренцо.

«С каждой неделей ситуация усложнялась, – комментировал агент Ди Лоренцо Марио Джуффреди. – Но Джованни все время говорил мне, что Конте был единственным тренером, ради работы с которым он готов остаться. Конте добился встречи – на нее пришли он, Манна [Джованни Манна – новый спортивный директор «Наполи»] и мы. Антонио никогда не навязывал свои идеи: слушал наши доводы, принимал их и соглашался. За пару часов Конте успокоил меня, чтобы я потом успокоил Ди Лоренцо».

-6

● Спродюсировал важнейший трансфер лета – защитник Алессандро Буонджорно из «Торино». Тренер по телефону убеждал футболиста даже во время Евро. Агент Буонджорно Джузеппе Рицо восхищался убедительностью Конте, ради которого игрок отказался от других предложений.

● Остановил уходящего Хвичу. В середине июня агент Мамука Джугели сказал, что его клиенту лучше покинуть «Наполи» ради Лиги чемпионов.

«Мы занимаемся этим вопросом вместе с клубом, – отреагировал Конте. – Я хотел получить только одно заверение от президента – что именно я буду решать, кто останется, а кто может уйти. Я был категоричен в этом вопросе, потому что отдавать лучших игроков – нонсенс».

Спустя полтора месяца инсайды об уходе Хвичи сошли на нет, а игрок получил седьмой номер.

● Зовет Ромелу Лукаку, ведь при Конте у бельгийца получалось лучше всего: 64 гола в 95 матчах. Ради Лукаку Конте готов отступить от озвученного выше принципа (отдавать лучших игроков – нонсенс).

«Наполи» планировал летом продать форварда Виктора Осимхена, с которым в прошлом году продлили контракт, чтобы выбить выгодные условия от покупателей. Сейчас ситуация сложная: ни с «Челси», ни с «ПСЖ» пока не договориться.

Эта сделка откроет дорогу в «Наполи для Ромелу Лукаку, который ждет новостей и тренируется в «Челси» отдельно.

-7

Тяжелый матч с «Моденой» может ускорить сделку. По данным Corriere della Sera, Конте потребовал от Де Лаурентиса активизировать переговоры – сейчас тренер вообще без топ-форварда, так как Осимхен мыслями уже в другом месте. В Англии добавляют: Осимхен может стать частью сделки по Ромелу Лукаку. Формат простой: за нигерийца «Наполи» получит фиксированную сумму и Лукаку.

***

«Недостаточно просто сменить тренера, – философствует Конте. – Для серьезной конкуренции [с лучшими командами Серии А] недостаточно даже просто больших инвестиций. Но мы сможем стать победителями, если создадим прочную основу для проекта. Проект – именно он должен придавать нам сил и задавать цель. Но для успешности проекта у нас должно быть желание побеждать и уничтожать соперника по-спортивному».

В совместной истории Конте и Де Лаурентиса возможны только два исхода. Первый – сожрут друг друга, разбудят Везувий и сожгут весь Неаполь. Второй – наберутся терпения, проглотят обиды и через сложности пойдут к цели.

Телеграм-канал автора об итальянском футболе и его истории

Фото: Gettyimages.ru/Francesco Pecoraro, Alessandro Sabattini, Francesco Pecoraro, Naomi Baker