Итак, мы продолжаем наше путешествие по сотне самых громких, важных и значимых композиций в рок- и метал-музыке. Сегодня мы вплотную подберемся к середине нашего рейтинга. Заваривайте какао, кофе, чифирь, мы начинаем!
Attack the Music — это блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Более 250 статей о ваших любимых группах, знаковых релизах и концертах! Обзоры новинок, рейтинги, факты! Подписывайся!
41. NINE INCH NAILS — Head Like A Hole
PRETTY HATE MACHINE, 1989
В 80-х годах индустриальная музыка была смесью абразивной электроники, причудливой танцевальной музыки, белого шума и лишь изредка повизгивающей гитары. Она была намеренно конфронтационной. Альбом Nine Inch Nails Head Like a Hole Трента Резнора привнёс в жанр блеск поп-музыки и вывел его в мейнстрим. Пластинка мгновенно стала индустриальным хитом и предвестником наступления нигилистических 90-х, а неуклюжий и замкнутый Трент вмиг превратился в суперзвезду, которая нехотя идёт в ногу со временем. Он стал иконой для тёмных и депрессивных людей.
Также этот альбом вдохновил бум индустриального метала в начале 90-х. Но даже за пределами этой сцены можно увидеть, как титульную песню диска перепевают разные исполнители, от AFI до Майли Сайрус. Это свидетельствует о широте ее влияния и, вероятно, её бесконечном долголетии.
42. GODFLESH — Like Rats
STREETCLEANER, 1989
Джастину Бродрику и Джей Си Грину из группы Godflesh предстояло проделать долгий путь, чтобы в полной мере сформировать свой уникальный звук, но первого успеха в этом деле они добились уже на дебютной пластинке Streetcleaner. В первом треке альбома «Like Rats» они словно открывают портал в мир расплавленного, индустриального Ада.
«Like Rats» — это одна из самых мрачных и пессимистичных композиций Godflesh, наполненная болезненным вокалом, механизированными звуками и оскорбительными гитарными аккордами. Она стала отправной точкой для развития специфически британской разновидности индустриальной музыки в металлическом жанре.
43. ALICE IN CHAINS — Man In The Box
FACELIFT, 1990
Nevermind Nirvana, Ten Pearl Jam, Superunknown Soundgarden: воистину 1991 год стал годом гранжа. Вот только настоящий прорыв произошел на 12 месяцев раньше, когда вышел Facelift Alice In Chains, содержащий взрывной сингл «Man In The Box».
Если у таких групп, как Nirvana, Mudhoney и Soundgarden, в жилах текла кровь панк-рока, то Alice In Chains представляли металлическое крыло сиэтлской сцены. "Man In The Box" был густым, как патока, а за его центральный рифф, приправленный фуззом и ток-бокс эффектами, не было бы стыдно даже Black Sabbath. По слухам, использовать последнее пришло в голову продюсеру записи Дэйву Джердену, когда по дороге в студию он услышал мегахит "Livin' On A Prayer" поп-рокеров Bon Jovi.
«Я человек в коробке / Погребённый в своих проблемах», — пел покойный великий Лейн Стейли с характерной хрипотцой , излагая мрачное, разочарованное мировоззрение, которое будет свойственно для певца и его группы.
44. BODY COUNT — Cop Killer
BODY COUNT, 1992
К моменту появления Body Count на сцене в начале 90-х метал и хип-хоп уже сделали большой шаг навстречу друг другу, но идея о том, что пионер гангста-рэпа Ice-T может основать полноценную металлическую группу, все равно была неожиданной. Это не было новомодным рэп-металлическим мэшапом — это было серьезно. Вышедший в марте 1992 года дебютный альбом Body Count представлял собой грохочущую, брутальную плиту агрессии, которая в равной степени черпала вдохновение из метала, хардкора и трэша. От других подобных альбомов его отличал Ice-T — этот мастер хип-хопа изрыгал яркие, зачастую нестандартные тексты, наполненные жестокими историями о войне между бандами, сексуальной распущенности, наркомании и смерти.
И все же была одна песня, которая выделялась среди всех: "Cop Killer". Написанная в 1990 году, она была посвящена жестокости полиции, особенно в отношении чернокожего населения. "У меня есть 12-й калибр, и я выключил фары... Я собираюсь стереть в пыль некоторых копов», — рычал Ice-T, в равной степени карикатурный и леденящий душу. Припев — «Cop killer, fuck police brutality» — не оставлял сомнений в источнике ярости песни.
Полицейские организации США призвали изъять альбом из магазинов. Более трех десятилетий спустя вы все еще не сможете найти оригинальную версию «Cop Killer» ни на одном потоковом сервисе, но ее наследие по-прежнему велико. Она показала, что метал все еще способен стать врагом общества номер один и рассматриваться как реальная угроза для власть имущих.
45. PARADISE LOST — Gothic
GOTHIC, 1991
В 80-е годы метал и готика существовали как отдельные направления, а их представители относились друг к другу с большим подозрением. Однако в 1991 году Paradise Lost выпустили альбом Gothic, который показал, как хорошо эти жанры способны сочетаться.
Первый альбом англичан представлял собой типичный дэт-дум, но с выходом Gothic группа начала свою миссию по скрещиванию этих двух миров. В открывающем треке они объединили готический рок и мелодии, вдохновлённые церковным органом, с дум-металом, а также противопоставили гроулинг Ника Холмса женскому ангельскому вокалу. Их влияние было мгновенным.
Paradise Lost стали ключевыми фигурами в формировании европейского метала в 1990-е годы, возглавляя трио групп, известных как Peaceville Three, вместе с Anathema и My Dying Bride. Их уникальный сплав готики и метала был слышен во многих группах, от готической грандиозности Nightwish до знойного дум-попа Him.
46. PANTERA — Cowboys From Hell
COWBOYS FROM HELL, 1990
Начало 1990-х было сложным временем для метала, но в "Cowboys From Hell" эти парни из Техаса показали всем и каждому, что есть сила, способная сохранить сцену, когда на ней доминируют гранж и альт-рок.
«Многие трэш-группы как бы ограничены в своих возможностях, а мы всегда чувствовали, что наша музыкальность позволяет нам делать больше... грув — это то, что мы не хотели терять», — говорит Винни Пол о трансформации группы из глэм-метала в нечто более грубое и настоящее. Pantera оказали огромное влияние на метал в целом, но те бьющие по мозгам грувы, впервые представленные в этой песне, особенно ярко проявились в гитарной работе таких последователей, как Lamb Of God, Devildriver и Five Finger Death Punch.
47. NIRVANA — Smells Like Teen Spirit
(NEVERMIND, 1991)
С помощью четырех мощных аккордов и урагана барабанов Nirvana изменила все. Прорыв группы из Сиэтла в 1991 году чуть ли не в одиночку определил будущее популярной музыки, запечатлев подростковый гнев целого поколения и нанеся гранж на карту. Вся хэйр-метал сцена, которая в течение десятилетия владела мейнстримом, практически в одночасье потеряла актуальность, а когда спустя всего несколько недель вышел второй альбом Nirvana, Nevermind, он вытеснил с вершины чарта Billboard альбом Майкла Джексона Dangerous. «Не Nirvana ушла в мейнстрим», — позже заявит басист Крис Новоселич. «Это мейнстрим обратил внимание на Nirvana». Альтернативная музыка с тех пор не раз сталкивалась с такого рода поворотами, но ничто не переворачивало мир с ног на голову так, как это сделал "Smells Like Teen Spirit".
48. SKYCLAD — The Widdershins Jig
THE WAYWARD SONS OF MOTHER EARTH, 1991
Когда Skyclad только появились, мало кто мог представить, что их ждёт успех. Группа была создана Мартином Уолкиером — бывшим вокалистом британских трэшеров Sabbat. Они сочетали метал со скрипкой, что было новым и необычным.
Композиция «The Widdershins Jig» стала смелым и эксцентричным шагом в начале 90-х, когда в моде был антиутопический модерн. Услышав, как бойкая пикколо выводит свою деревенскую мелодию в ритме 6/8, а атмосфера песни приобретает дух средневековой пасторали, становилось ясно, что Skyclad находятся в своём собственном мире.
Спустя десять-пятнадцать лет европейская фолк-метал сцена ожила с новой силой, и каждый из участников этого движения в огромном долгу перед Skyclad за то, что тогда они проложили тропу в далеко не самой дружелюбной среде.
49. SLEEP — Dragonaut
SLEEP’S HOLY MOUNTAIN, 1992
В 1980-х годах множество андеграундных групп строили свое звучание на риффах, вдохновленных творчеством господина Айомми, но только в начале 90-х все это, наконец, оформилось в полноценную сцену. В 1992 году калифорнийское трио Sleep выпустило свой второй альбом, Sleep's Holy Mountain, и открывающая его песня "Dragonaut" стала решающей в совершенствовании и дистилляции стоунер-рока. К зачинающему песню риффу гитариста Мэтта Пайка присоединялся гипнотический грув, а басист/вокалист Эл Сиснерос заунывно призывал оставить человеческую расу позади и устремиться "на драконах к багровому глазу". На пике господства альтернативного рока это было поистине уникально — взять на вооружение классические традиции раннего хэви-метала и психоделического рока и выдать нечто особенное.
50. NEUROSIS — To Crawl Under One’s Skin
SOULS AT ZERO, 1992
Открывающий трек третьего альбома Neurosis стал зажигательным ритуалом трансформации — как для самих музыкантов из Окленда, штат Калифорния, так и для всех, кто попал в радиус его взрыва. Их звучание было прогрессивным и в то же время натягивающим поводья хардкор-панка. Зловещий звон колокола, ревущие гитары и племенные барабаны стали нагнетающей напряжение прелюдией к апокалиптичному и откровенному новому видению разъяренного земного протеста. Вокал Стива Фон Тилла и Скотта Келли звучал так, словно они вырвались из расщелины, а вокруг них разверзся ад, и это стало кипящей точкой рождения всего пост-металлического движения, породив ДНК, которую Cult Of Luna, Amenra и бесчисленные другие группы продолжают использовать спустя три десятилетия.