Найти в Дзене
Финансовый гений

Почему обычные люди пока не замечают падения импорта, и что замечают они

Одним из самых негативных трендов текущего года в российской экономике, с моей точки зрения, стала постоянно усугубляющаяся проблема с проведением трансграничных платежей и вызванное этим падение импорта. Да, собственно, это не только с моей точки зрения, по этому поводу бьет тревогу даже, например, Центробанк. Однако когда я пишу об этом, нередко находятся люди, которые оставляют примерно вот такие комментарии: "че ты ноешь? никакой импорт не упал! вон, зайди в любой магазин и посмотри, сколько там китайских товаров! не замечаю никакого падения импорта!". Вот вам типичный пример такого комментария: Я считаю подобные оценки ситуации ну, скажем так, примитивными и необъективными, и далее подробно объясню, почему. Прежде всего, у нас есть официальные данные - статистика Федеральной Таможенной Службы, которая прямо и четко говорит о том, что за 1 полугодие 2024 года импорт в Россию снизился на 8,1% в денежном выражении. В то время как экспорт сократился всего на 0,4%. Повторюсь, это не я

Одним из самых негативных трендов текущего года в российской экономике, с моей точки зрения, стала постоянно усугубляющаяся проблема с проведением трансграничных платежей и вызванное этим падение импорта.

Да, собственно, это не только с моей точки зрения, по этому поводу бьет тревогу даже, например, Центробанк.

Однако когда я пишу об этом, нередко находятся люди, которые оставляют примерно вот такие комментарии: "че ты ноешь? никакой импорт не упал! вон, зайди в любой магазин и посмотри, сколько там китайских товаров! не замечаю никакого падения импорта!".

Вот вам типичный пример такого комментария:

-2

Я считаю подобные оценки ситуации ну, скажем так, примитивными и необъективными, и далее подробно объясню, почему.

Прежде всего, у нас есть официальные данные - статистика Федеральной Таможенной Службы, которая прямо и четко говорит о том, что за 1 полугодие 2024 года импорт в Россию снизился на 8,1% в денежном выражении. В то время как экспорт сократился всего на 0,4%. Повторюсь, это не я выдумал, это официальные данные.

Также, обращаю внимание, что эта статистика в денежном выражении. Но в денежном выражении все товары за последний год у нас очень заметно подорожали - думаю, никто не будет с этим спорить.

Кроме того, из-за проблем с платежами сильно выросли тразакционные и логистические издержки: импортные товары приходится оплачивать и завозить через третьи страны, с привлечением посредников, что повышает их стоимость.

Я полагаю, что по самым скромным прикидкам, импортные товары за последний год выросли в цене на 10-20% (10% - это почти официальный уровень инфляции, если что, он сейчас 9+%).

Отсюда я делаю вывод, что в физическом выражении (в штуках) товаров в Россию стало завозиться меньше не на 8%, а где-то хотя бы на 10-20% (из-за роста их стоимости).

Далее, ФТС дает некоторую расшифровку, показывающую, какие статьи импорта упали сильнее всего.

Если кто-то наивно полагает, что в Россию импортируются в основном китайская одежда и смартфоны (которые он продолжает наблюдать в ближайших магазинах) - он глубоко заблуждается.

Вот, например, я описывал официальную статистику по структуре экспорта и импорта с Китаем (это основной с большим отрывом поставщик товаров в Россию - на него приходится порядка 40% всего российского импорта).

-3

Те китайские товары, которые вы можете видеть в ближайших магазинах, занимают считанные проценты в общем объеме импорта. Например, обувь - 3%, одежда - 1,6%, инструменты и аппараты (сюда относится бытовая техника, электроника, гаджеты) - всего 2,6%. В совокупности все эти товары народного потребления (объединим их таким понятием) занимают в общем объеме китайского импорта не более 10%.

А основу этого импорта составляет совсем другое - это машины, механические устройства, производственное оборудование, электрооборудование и разного рода производственное сырье. А также, например, дорогостоящий транспорт, среди которого не только легковые авто, а и грузовые, и, например, сельхозтехника, спецтехника.

И статистика ФТС говорит нам о том, что сильнее всего (на миллиарды долларов в денежном выражении) сократились именно эти статьи импорта: производственное оборудование и производственное сырье химической промышленности.

И естественно, что простой обыватель этого визуально не видит: не для его потребления в страну завозилось все это, не для магазинов, в которые он ходит, а для нужд производства, которое сейчас тоже, преимущественно, ориентировано далеко не на внутреннее потребление, а на другие цели. Поэтому сокращение таких поставок должны были заметить где-то там, а не на обывательском уровне.

И в этом плане, это даже хорошо, что простые обыватели пока не замечают, что что-то сократилось (ключевое слово - "пока"). Но совершенно неправильно думать, что раз они это не замечают, то этого нет.

Ну и самое главное: если обыватель не замечает сокращение количества импортных (допустим, китайских) товаров, то он однозначно должен замечать рост их цены. Который, я уверен, превосходит общий уровень инфляции, объявляемый сейчас как 9+%.

А вот растет эта цена как раз, в том числе, и по причине всех этих наблюдающихся проблем с платежами: серые схемы и привлечение посредников для оплаты импорта, применяемые в результате появления и обострения проблем с платежами, приводят к удорожанию любого товара минимум процентов на 20. Это в самом лучшем случае.

Но эта стоимость транзакционных и логистических допуслуг растет уже буквально не с каждым месяцем, а с каждым днем: на это жалуются непосредственные участники бизнеса и бизнес-объединений, чьи комментарии я постоянно привожу в своих публикациях. А изначально эти комментарии они давали федеральным СМИ, которые их и опубликовали. То есть, это точно не мои выдумки.

И в завершение самое интересное.

Резкое обострение проблем с платежами началось после 12 июня, когда был введен новый пакет санкций, усиливающий риски применения вторичных санкций против финучреждений других стран, обслуживающих российские платежи. Это после него уже буквально последние китайские банки, которые до этого еще худо-бедно проводили платежи российских компаний, прекратили их проведение. Это после этого появился термин "грязные юани", которыми стали называть побывавшие в России китайские деньги и принимать их в качестве оплаты с большими дисконтами.

А оборачиваемость товарных запасов может иметь разные сроки: как минимум, это 2-3 месяца, но по многим товарам может быть и полгода, и год.

Поэтому сейчас то, что вы наблюдаете на полках магазинов - это еще товары, оплаченные весной (когда проблем с платежами было меньше, и они обходились дешевле), и завезенные в начале лета (ведь между оплатой товара и его поставкой из Китая проходит, как минимум, несколько недель).

Когда цикл оборота обновится, и на прилавках появятся товары, оплаченные уже летом (после обострения проблем с платежами) и завезенные осенью, возможно, уже и на обывательском уровне вы заметите, что их стало меньше. При этом вы точно, гарантированно заметите, что они стали дороже. Просто из-за очередного удорожания платежей и логистики.

Чем "серее" будут схемы оплаты и поставок - тем больше вы будете платить за импортные товары. Это аксиома, не требующая доказательств. И странно, если кто-то этого не понимает, для этого даже в финансах разбираться не обязательно.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.