Найти в Дзене
Речь всему голова

Как помочь малышу заговорить вовремя и преодолеть речевые трудности

Если вы заподозрили у ребенка отставание в речевом развитии, пора принимать меры, понадобятся консультации разных специалистов.

О причинах задержки формирования речи, а также о том, как увидеть проблему в раннем возрасте и у деток старше года, мы писали ранее.

Есть и другие тревожные, но менее очевидные проявления речевых трудностей, и об этом стоит поговорить.

Некоторые признаки, которые родители не связывают с отставанием в развитии речи, на самом деле часто указывают именно на эту проблему.

На какие странности поведения ребенка стоит обратить внимание

Проблемы с общением. Малыш избегает прямых взглядов в глаза собеседнику, постоянно смотрит в сторону. Он очень замкнут и все время молчит, не хочет контактировать ни с детьми, ни со взрослыми. При попытках общения ребенок проявляет тревожность, очень скован и напряжен.

Повторяющиеся действия. Родители могут заметить, что их малыш часто и подолгу совершает одни и те же движения: хождение кругами, перекладывание игрушки из руки в руку, выкладывание игрушек в ряд. При этом ребенок может проявлять настоящую тревогу или сильное недовольство, если меняется привычное расположение вещей в доме. Еще более сильная реакция наблюдается, если ребенок попадает в новую обстановку.

Игры странного содержания. Малыш не использует игрушки по их прямому назначению, словно не понимает, что с ними надо делать. Кукла может стать самолетом, машинка - мячиком и так далее.

Указанные симптомы должны насторожить родителей, так как тут может идти речь о раннем проявлении аутизма или расстройства аутистического спектра.

Какие меры надо предпринять, если обнаружены проявления задержки психоречевого развития

Ребенку потребуется помощь экспертов.

Психиатр и невролог - первые специалисты, к которым стоит обратиться.

Диагностика нарушений включает в себя следующее:

  • специальные тесты, оценивающие функциональность эмоционально-волевой сферы, умственные способности;
  • проверку гормонального фона, проведение общего анализа крови и биохимии;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография);
  • эхоЭГ (эхоэнцефалография);
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография сосудов головы).

-2

Отоларинголог - он должен обследовать слуховой аппарат. Возможно, у малыша проблемы со слухом и именно поэтому он не говорит.

Логопед - осмотрит речевой аппарат, чтобы выявить или исключить дефекты органов речи.

Медикаментозная терапия - нередко малышам назначают ноотропные препараты, они положительно влияют на умственное развитие.

Курс коррекционных занятий - он может включать комплексные упражнения, разработанные психологом, дефектологом, логопедом. Упор делается на развитие речи, мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Ребенка учат навыкам самоконтроля и социализации.

Сеансы психотерапии - будут просто необходимы в ситуации, когда малыш пережил психологическую травму или родители допустили серьезные ошибки в воспитательном процессе.

Если публикация была вам интересна и полезна, не забудьте отметить ее лайком!