Своевременное выявление проблемы - это уже половина ее решения. Увы, многие родители слишком долго бездействуют, надеясь, что "само рассосется".
Чаще всего мамы и папы начинают по-настоящему тревожиться ближе к 4-5 годам. Они, наконец, замечают, что речь ребенка очень невнятна и непонятна, а словарный запас слишком мал. Однако время уже упущено, и это чревато серьезными последствиями.
Чтобы вовремя обнаружить задержку психоречевого развития, родители должны обратить внимание на очевидные тревожные сигналы.
Отклонения от нормы в 1 месяц жизни:
- Ребенок не способен концентрировать взгляд на ярких или движущихся предметах.
- Малыш не обращает внимания на голоса близких, не прислушивается к ним, не реагирует на громкие звуки.
- На лице младенца не появляется улыбка, когда он контактирует с мамой или папой.
Ребенку 2 месяца:
- не издает гортанных звуков;
- не поворачивается к источнику шума;
- не следит глазами за движущимися объектами;
- не сосредотачивается долго на неподвижном объекте, разглядывая его
3 месяца:
- малыш не гулит;
- не поворачивается к говорящему рядом человеку;
- не провожает маму или папу взглядом, не реагирует повышенным оживлением (активно двигает ручками и ножками, улыбается, издает звуки).
4 месяца:
- малыш не смеется, когда с ним играют взрослые;
- нет никакой реакции на слова папы и мамы, на их жестикуляцию;
- не узнает близких людей, не оживляется при их приближении, не реагирует даже на маму.
5 месяцев:
- не различает близких и чужих людей;
- не понимает разницу между ласковыми словами и грубым обращением к нему (не видит эмоциональную окраску речи);
- долгое время нет гуления.
6 месяцев:
- не отзывается на свое имя;
- не делает попыток произносить отдельные слоги (речь уже идет не о гулении).
7 месяцев:
- не проговаривает слоги;
- нет младенческого лепета;
- не запоминает названия предметов, не ищет их взглядом, если задаются соответствующие вопросы.
8 месяцев:
- слоги произносит нечетко, тихо и невнятно;
- не может найти 1-3 известных предмета, когда его просят родители;
- не откликается на простые просьбы (помаши ручкой, сделай ладушки).
9 месяцев:
- не реагирует на свое имя;
- не способен отыскать знакомый предмет, перемещенный в непривычное место;
- нет реакции на музыку, не пробует делать танцевальные движения (дергать ручками, ножками).
10 месяцев:
- не выполняет простые поручения (дай кружку, возьми игрушку, брось кубик);
- не способен повторять вслед за мамой четко произнесенные и уже знакомые слоги.
11 месяцев:
- не делает попытки говорить простые слова по слогам (му-му, па-па, би-би);
- не способен делать сложные действия, состоящие из других, более простых, но последовательных движений (собрать пирамидку, соорудить башню из кубиков).
12 месяцев:
- малыш использует в речи не более 5-10 слов;
- не способен воспроизводить за родителями незнакомые слова
очень тихий, всегда или почти всегда молчит - даже при играх и общении с людьми; - не понимает абстрактные слова-инструкции, например слово "нельзя".
В следующей статье мы разберем, какие признаки указывают на задержку речи у ребенка в возрасте 1-4 года.