Предупрежден, значит, вооружен. Если родители знают, на что обратить пристальное внимание, они помогут ребенку заговорить вовремя.
Эти важные сигналы расскажут маме и папе, что с речевым развитием малыша что-то не так. Сегодня рассмотрим отклонения от нормы, которые можно заметить у детей старше года.
1 год, 2-3 месяца
Малыш не издает простые слова, когда играет, если проявляет удивление, испуг, радость. Он не использует в речи слоги, не издает лепет.
Ребенок не понимает, что нужно с конкретными игрушками: машинку - катать, пирамидку - собирать, куклу - одевать, кормить.
1 год, 4-6 месяцев:
При общении не используются указательные жесты: ребенок не показывает на желаемый предмет рукой или пальцем.
Малыш не умеет отбирать предметы по категориям: большие к большим, маленькие к маленьким, круглые к круглым и так далее.
В речи нет упрощенных названий предметов: ав-ав, би-би, ту-ту.
Ребенок не повторяет в игровых действиях манипуляции с предметами, которые он наблюдает вокруг себя (например, с резиновыми или мягкими игрушками).
1 год, 7-9 месяцев
Малыш не интересуется сказками, книжками с иллюстрациями, не показывает, что понимает прочтенный простой текст.
Кроха не произносит во время своих действий характерные слова или простые фразы: мама дай, биби др-др.
В играх ребенка нет попыток соорудить простое строение, о котором он узнал из прочтенной сказки или мультфильма (домик, башня, мостик, дорога).
2 года
Малыш не может понять смысл простой прочтенной/рассказанной сказки без картинок, при этом в тексте упоминаются знакомые ситуации.
Не понимает, не запоминает, не использует в речи местоимения и прилагательные.
2,5 года
В активном словаре малыша максимум 20 слов.
Он не умеет складывать фразы даже из 2-3 слов.
Ребенок не знает названий частей тела, известных предметов.
У малыша не получается найти предмет по определению, заданному родителем (найди красный, круглый предмет).
3 года
Ребенок не задает вопросов, не понимает, когда к нему обращаются с вопросительными словами (почему, куда, где).
Малыш не способен без ошибок назвать несколько цветов.
В речи нет сложноподчиненных предложений (я пойду спать, если получу мячик).
3-4 года
Ребенок по-прежнему не может понять смысл рассказа без картинок.
В речи не проявилась способность строить предложения из слов.
Разговор малыша слишком быстрый (говорит взахлеб), отдельные слова "проглатываются" в речи.
Речь очень медленная, слова произносятся растянуто.
При попытках взрослого пойти на контакт ребенок не отвечает на вопросы, не поддерживает диалог. Вместо этого малыш дословно повторяет произнесенные взрослым слова, фразы.
Есть еще несколько признаков, указывающих на задержку психоречевого развития, которые проявляются в необычном поведении ребенка. Об этом можно прочесть в публикации, рассказывающей, как помочь малышу заговорить вовремя и преодолеть речевые трудности.
Здесь вы можете узнать, как не пропустить задержку речевого развития у деток до 1 года. А в этой статье разбирались самые частые причины задержки речевых навыков у малышей.