Увы, это не только результат врожденных патологий или проблемной беременности. Нередка проблема возникает по вине самих родителей.
Прежде всего, разберемся в понятиях. Специалисты указывают на следующие возможные речевые нарушения у детей раннего возраста: ЗПРР, ЗПР, ЗРР.
ЗПРР - это общее название для различных отклонений, связанных с проблемами психики и речи, расшифровывается как задержка психоречевого развития. В свою очередь, ЗПРР подразделяют на задержку речевого развития (ЗРР) и задержку психического развития (ЗПР).
Обе группы нарушений тесно связаны друг с другом.
Как правило, психические отклонения часто замечают именно при обнаружении отставания в развитии навыков говорения.
Речь, в целом, является сложнейшим процессом и считается одной из высших психических функций человека.
Чтобы появилась речь, в процесс включается самые разные органы: несколько отделов головного мозга, нервная система, дыхательные, голосовые, артикуляционные мышцы.
Ребенку речь помогает "наводить мосты" с окружающим миром, активирует мыслительные процессы.
Задержка речи - очень тревожный сигнал, который указывает также и на нарушения психического развития, в том числе на проблемы с мышлением, памятью, концентрацией внимания и реакции, эмоционально-волевой сферой.
Что же чаще всего вызывает ЗПРР?
Приводим самый основной перечень ситуаций, вызывающих психоречевое развитие:
- Наследственные причины, сюда входят генетические и хромосомные патологии.
- Проблемная беременность, которая сопровождается, например, инфицированием плода, преждевременными родами, родовыми травмами. Как правило, эти состояния могут вызывать самые опасные осложнения - гипоксию или нарушение кровообращения плода.
- Младенческие болезни и травмы. Тут речь идет уже о ситуациях, возникающих с ребенком после рождения. Например, последствия тяжело протекающей ОРВИ или травм головы при падении.
- Психологические травмы. Возникают в неблагополучных семьях, где родители часто ссорятся, пьют, наблюдается домашнее насилие. Ребенок может быть как свидетелем, так и жертвой подобных травмирующих ситуаций. Стресс малыш переживает также во время аварий, катастроф, военных действий.
- Родительские ошибки. Очень важный фактор задержки психоречевого развития, и многие нарушения с речью начинаются именно по вине родителей. Это может быть излишняя опека, лишающая ребенка возможности познавать мир и взаимодействовать с ним. Другая ситуация - дефицит родительского внимания и общения, эмоциональная холодность. Малыш предоставлен сам себе, с ним не занимаются, не контактируют, не проявляют достаточной любви и ласки. Находясь в полной социальной изоляции ребенок может и вовсе не заговорить.
В следующих публикациях канала вы узнаете, как заметить задержку развития речи у ребенка раннего возраста, и прочтете, что можно сделать, чтобы помочь малышу заговорить вовремя и преодолеть все речевые трудности.