Найти тему
Затерянная кинопленка

Как снимали нетипичный советский детектив «Ночное происшествие»,о котором практически не говорят, хотя он действительно заслуживает внимания

Оглавление

1980 год, от режиссёра Вениамина Дормана (возможно, некоторые из вас знают его по серии фильмов «Ошибка резидента») выходит фильм под названием «Ночное происшествие». Картина не стала культовым хитом, о ней не говорят как о недооценённом шедевре, опередившим своё время, но я точно могу сказать – это самый необычный советский детектив, который я видел.

По своей структуре он значительно отличается от привычных нам историй о расследованиях, где зрителю с самого начала показывают личность преступника, а потом уже разворачивается основное действо с попытками его поймать. Конечно, кинолюбители сейчас парируют это утверждение, вспомнив фильм «Ищите женщину», по сути, также работающий по той же структуре с раскрытием личности истинного преступника.

Однако спешу напомнить, что вышел он уже в 1982 году, то есть на 2 года позже «Ночного происшествия». Можно сказать, картина Дормана раскрыла весь детективный жанр с другой стороны, именно на советском пространстве.

Попробуйте вспомнить любой другой советский детектив с похожей фабулой, вышедший ранее. Даже экранизация английской повести о Шерлоке вышла чуть позже всё в том же 1980 (и то стоит учитывать, что сюжет там написан по лучшим традициям английских детективов, а не советских).

Сама эта концепция ощутимо отличает «Ночное происшествие» от общей массы остальных произведений того же жанра. Ввиду этого мне бы хотелось немного детальнее погрузиться в историю его создания и раскрыть несколько крайне любопытных моментов, связанных с ним.

-2

По мотивам одноимённой повести

На самом деле, везде указано, что картина была снята по мотивам повести от некоего Владислава Морозова. К сожалению, найти саму повесть, или хоть какую-то развёрнутую информацию о ней, у меня не получилось. Ввиду этого не могу точно сказать, насколько сильно она отличается от фильма. Вполне возможно, что от «оригинала» была взята только общая идея, а всё остальное было придумано фактически с нуля.

Ну и раз мы затронули тему сюжета, думаю, стоит вкратце по нему пройтись. Итак, героиней пострадавшей стала женщина по имени Галина Укладова, сыгранная Галиной Польских. Её абсолютно случайно нашли лежащей в тёмном переулке без сознания.

Женщину доставили в больницу, где её начал опрашивать следователь Сергей Митин в исполнении Петра Вельяминова. Все улики указывают на одного подозреваемого – таксиста Степана Воронова. К тому же, ранее Воронова уже привлекали к уголовной ответственности, поэтому всё сходится более чем идеально. Казалось бы, дело закрыто, но на самом деле всё далеко не так просто.

-3

Рецензия от «Советского экрана»

На этом моменте мне бы хотелось заострить особое внимание, потому что в год премьеры картины о ней написали достаточно любопытную статью в известном советском журнале. Автор отмечает, что в фильме Дормана особое внимание уделяется не только самой детективной составляющей и расследованию, а также всему тому, что происходит вокруг него.

И действительно, по ходу повествования перед нами раскрывается несколько интересных неоднозначных образов, которые, потенциально, вполне могли быть преступниками. Вспомните хотя бы таксиста Воронова, заподозренного в преступлении. Нам постепенно раскрывают его достаточно сложный, местами противоречивый, характер, показывая историю оступившегося человека, желающего снова вернуться на путь честной жизни.

Не буду подробно углубляться в раскрытие истинного виновника «торжества». Всё же хотелось бы, чтобы после прочтения вы сами посмотрели фильм, если ещё его не видели. Очевидно, не Воронов был нападавшим, но тогда кто? А вот посмотрите и узнаете.

-4

Заключение

В общем, что могу сказать про «Ночное происшествие»? Это однозначно один из самых недооценённых советских детективов. Повторюсь, сложилось такое ощущение, словно о нём практически не говорят, хотя он действительно заслуживает внимания.

Он не боится обманывать зрителя, ставить его домыслы под сомнения, заставлять задуматься, чтобы в конце все эти догадки были разрушены действительно непредсказуемым, но вполне логичным, сюжетным поворотом.

«Ночное происшествие» делает то, что и должен делать хороший детектив: даёт загадочную историю преступления, подробно раскрывает личность главного подозреваемого и даёт несколько прозрачных намёков на то, что далеко не он является настоящим «антигероем» в этой истории.

-5

Автор: Алексей Королёв

Спасибо за то, что дочитали эту статью до конца! Если вам понравилось, поддержите меня лайком и подпиской.