Я пришла работать в школу в 20 лет, сразу после пед колледжа. И то, с чем мне пришлось столкнуться, сильно отличалось от того, чему учат в учебных заведениях.
Очень мало внимания уделяется тому, что должен знать и уметь начинающий учитель.
А как тогда работать? А вот так, учиться всему по ходу дела, набивая свои шишки, заниматься самообразованием, спрашивать у коллег. Хорошо, что сейчас можно и в блогах учителей что-то подсмотреть, например у меня)).
Сейчас, на самом деле, не совершить каких-то ошибок гораздо легче. Но они все равно будут. И это опыт, который очень важен для работы.
Расскажу о своём опыте, с какими трудностями я столкнулась в первый год работы (и дальше).
Рабочие программы
Я застала те славные времена, когда написание рабочих программ вызывало у всех неконтролируемые приступы восторга.
Это сейчас хорошо: зашёл в конструктор рабочих программ, там тебе уже все готово, немного подредактировал и скачивай. А раньше мы скачивали из интернета миллион разных программ, чтобы собрать одну, которая нам подходит. Сами писали все эти пояснительные записки, планируемые результаты и тд. А потом еще всё это добро распечатывали. Жуть.
Каждый год что-то менялось (и продолжаем меняться). Вводили новые ФГОСы и все по новой. В общем, завидую нынешним молодым педагогам, которым хоть по этому поводу не надо заморачиваться.
Ведение документации
Сюда я отнесу и журнал (который раньше заполняли от руки), и личные дела (мы ещё пишем от руки), отчёты (стали электронными). Вот скажите, сейчас хоть где-то учат как заполнять журнал и личные дела? Меня не учили (ни в колледже, ни в университете). А ведь это очень важные документы. Конечно, без ошибок никуда. Поэтому и лезвием ручку стирали, а кто-то и переписывал журнал целиком...
Работа с дисциплиной
Да, мы изучали детскую психологию и педагогику. Но хоть бы кто рассказал о конкретных приёмах работы с детьми - как решить конфликт, как установить свой авторитет, как сделать так, чтобы на уроке дети слушали. Все эти секреты я и сейчас продолжаю постигать, спустя 7 лет работы в школе.
Работа с родителями
Сюда же - только свой опыт. Мы изучали разные формы работы с родителями, например, родительские собрания, круглые столы. Все это хорошо. А вот что делать, если приходит чья-то мама и интересуется (мягко говоря), почему за контрольную 2, а не 5? Уже работая в школе и сталкиваясь с разными людьми, учишься находить подход к каждому и выстраивать диалог так, чтобы и свой авторитет не уронить в грязь лицом, и родителю доходчиво объяснить в чем проблема.
Работа с коллегами
Они бывают разные. С кем-то сразу находишь общий язык, можешь обратиться за помощью, спросить совета. При этом будешь уверен в том, что человек не побежит сразу всем рассказывать о твоих ошибках.
А сколько тех, кто пойдёт обсуждать тебя, твоих учеников, их родителей, твою семью и т.д. У нас в школе женский коллектив (думаю, как и в большинстве школ). Поэтому таких коллег, к сожалению, большинство.
Советую поначалу держать себя со всеми нейтрально. Потом будет понятно, с кем можно нормально работать и общаться, а кого лучше обходить с другого конца коридора.
Это основные трудности (мой личный опыт). Наверное, было ещё что-то по мелочи, но уле не вспомню. Если вы связаны с педагогической деятельностью, напишите в комментариях, что для вас было самым сложным в первый год работы? Что можно посоветовать молодым специалистам?
Загляните в мои подборки 👇
P.S. Статья проиллюстрирована картинками, для поднятия вашего настроения))