Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему в российских школах сидят парами, а в большинстве других стран ― по одному?

Большинству из тех, кто окончил общеобразовательную школу, приходилось делить парты с одноклассником или одноклассницей. За школьными партами последние лет 100 в нашей стране сидели исключительно по двое. Если вы расскажете об этом американцу, австралийцу или китайцу, они искренне удивятся. В их понимании парта у каждого должна быть своя, отдельная. Но у России, как обычно, свой путь. Хотя… были времена, когда за партами сидели и по-одному.

В 1861 году, когда была проведена крестьянская реформа и отменено крепостное право, в России повсеместно начали открываться школы. Правда, мебели нормальной в них не было: обычные столы да стулья. Крестьянские дети, которые в принципе долго сидеть приучены не были, из-за неподходящей мебели быстро «зарабатывали» уйму проблем со здоровьем. Более чем у половины учеников уже спустя пару лет наблюдалось искривление спины и близорукость.

К 1870 году, когда проблемы со здоровьем детей стали очевидны, за дело взялся Фёдор Эрисман, который сконструировал жёсткую конструкцию, включающую в себя объединённые на одном каркасе стул и наклонный стол. Каждое изделие предполагало размещение всего одного ученика, а горбиться за такой парой не получалось.

Дореволюционная гимназия. Здесь все сидят за одноместными партами Эрисмана.
Дореволюционная гимназия. Здесь все сидят за одноместными партами Эрисмана.

Положительные стороны новых парт оценили и преподаватели, и родители учеников. Правда, самим детям такая конструкция казалась орудием пыток. Но новая мебель создала и новые проблемы: если раньше все дети сидели за одним или несколькими большими столами, то теперь стол у каждого был индивидуальный, что означало невозможность разместить былое количество учеников в одной аудитории. К тому же, парты были достаточно сложны в изготовлении, а потому и дороги.

Около 15 лет все просто охали и ахали, но потом проблему нехватки места в классах решил деревенский учитель Пётр Коротков. И решение-то было элементарным — он всего лишь предложил сделать парту двойной! Новые парты выходили чуть ли не в два раза дешевле, да и экономия пространства была заметна.

Школьный класс с двухместными партами Короткова мог выглядеть примерно так
Школьный класс с двухместными партами Короткова мог выглядеть примерно так

«Двойные» парты с наклонной столешницей не стали преобразовывать и в период СССР. Многие из них были всё ещё достаточно прочными, ведь изготавливались из натурального дерева. Однако кое-где одинарные парты оставались ещё очень долго. До тех пор, пока они не пришли в негодность. В этом случае их заменяли двухместными.

Индивидуальные школьные парты времён царской России в некоторых регионах сохранились даже после революции. Да ещё и с завитушками
Индивидуальные школьные парты времён царской России в некоторых регионах сохранились даже после революции. Да ещё и с завитушками

После распада СССР, хотя свободного места, по крайне мере в больших городах, уже было вполне достаточно, заменять их на одноместные, в условиях, когда удешевить старались всё, было экономически не выгодно. Более того, ради ещё большего удешевления от парт Эрисмана-Короткова отказались, поэтому столешница стала плоской, а скамьи заменили на стулья.

Я, кстати, когда учился в школе, успел посидеть и за одинарными партами, и за двойными партами Эрисмана-Короткова, и за удешевленными столами со стульями. За первыми двумя сидел только в начальной школе, так что сравнить, где было удобнее, к сожалению, не могу.

Школьный класс советского периода, мебель и отделка в котором сохранились в первозданном виде. Здесь достаточно просторно для 20 человек и учителя.
Школьный класс советского периода, мебель и отделка в котором сохранились в первозданном виде. Здесь достаточно просторно для 20 человек и учителя.

Иностранцы, которые переезжают к нам на ПМЖ не из стран СНГ, испытывают в школе культурный шок от того, что детям придётся сидеть бок о бок за одной партой. Американцы, глядя на наши школьные классы и парты, почему-то думают, что «русские приучают детей страдать ещё со школы».

Так выглядит школьная аудитория для старшеклассников в Австралии. Парта у каждого индивидуальная, но составлены они по три в ряд.
Так выглядит школьная аудитория для старшеклассников в Австралии. Парта у каждого индивидуальная, но составлены они по три в ряд.

В понимании тех, кто окончил школу в США или КНР, парта на двоих ― это сплошной стресс! Тут ни личного пространства, ни возможности сосредоточиться, особенно если «сосед» попался шумный. Какое там учителя слушать! Правда, можно у того самого соседа списать, ну, или поиграть в какие-нибудь «крестики-нолики.

Школьный класс в Китае. Здесь тоже каждый ученик имеет отдельную парту. Правда, в некоторых небольших сельских школах дети сидят за сдвинутыми в ряд обычными столами по три или пять человек в ряд.
Школьный класс в Китае. Здесь тоже каждый ученик имеет отдельную парту. Правда, в некоторых небольших сельских школах дети сидят за сдвинутыми в ряд обычными столами по три или пять человек в ряд.

Психологи, как наши, так и «импортные», также склоняются к тому, что «свой уголок» и чётко обозначенные личные границы способствуют успешному обучению. Это значит, что у каждого школьника должна быть и отдельная парта, и небольшой личный шкафчик. Тогда ребёнок будет спокоен, расслаблен и легко обучаем.

Лично мне в школьные годы сидение за партами вдвоём никакого дискомфорта не доставляло. Часто даже наоборот — сосед по парте становился лучшим другом, а если сидишь один, то ты изгой. А вот о личном шкафчике для вещей вместо общего гардероба, да, я мечтал. Хотя нет, не мечтал. Но сейчас понимаю, что он бы был кстати и избавил от многих проблем с потерянными и испорченными вещами.

Американские школьники также сидят за партами по одному. Возможно, одна из причин такого размещения кроется в том, что не каждый «белый» согласится сидеть за одной партой с «цветным». Межрасовые предрассудки в США всё ещё очень сильны
Американские школьники также сидят за партами по одному. Возможно, одна из причин такого размещения кроется в том, что не каждый «белый» согласится сидеть за одной партой с «цветным». Межрасовые предрассудки в США всё ещё очень сильны

Вообще в школьные годы большинству и в голову не приходило, что за партой можно сидеть по-одному, без соседа, который вертится и толкает под локоть. Принимали это как должное и даже не знали, что в других странах сидят раздельно. В общем, двухместные парты стали в нашей стране буквально какой-то национальной традицией, потому что несмотря на все исследования и заявления психологов, даже в новых школах парты по-прежнему сдвоенные. Как всегда, конечно, есть исключения (пишите в комментах, если у кого-то одинарные парты), но в целом так. Даже в платных частных школах.

В период СССР двойные парты были вполне практичным решением. Учебников порой не хватало даже в городах-миллионниках, а потому «один учебник на парту» спасал положение. Примерно то же самое делалось, если на биологии не хватало микроскопов или оборудования на уроках физики и химии. Также учителя практиковали такое мероприятие, как «сделайте задание, поменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа». В тот период считалось, что сидение за партой с кем-либо учит «работать в команде», помогает социализироваться, научиться взаимодействовать и сообща решать различные задачи.

Более того, менять сейчас парты на одинарные — это вернуться к тем же проблемам полуторавековой давности. В городах классы зачастую переполнены, по 25-35 человек. Если парные парты заменить на одиночные, места всем не хватит. А в сельских школах. Где в классе может быть по 7-8 учеников, а то и меньше по-одному могут сидеть и за двойными партами. Единственное, что я бы поменял — вернулся к партам Эрисмана-Коротокова. Но если в школах их нет, то можно купить такую домой, благо сейчас они продаются.

Индивидуальная школьная парта современного образца для младших классов.
Индивидуальная школьная парта современного образца для младших классов.

Жду вашего мнения в комментариях, как лучше: вдвое за партой или по-одному? Подписывайтесь на мой Телеграм, а ниже ещё несколько интересных статей: