314,4K подписчиков

Парты Эрисмана и Короткова. Почему от них отказались в прошлом и почему хотят вернуть теперь

84K прочитали

До начала XIX века в России ещё не было всеобщего базового образования. После же крестьянской реформы 1861 года школы для простолюдинов начали открываться повсеместно. Естественно, специальной мебели для учащихся ещё не было: крестьянские дети сидели за простыми столами на обычных лавках. Изобретение школьных парт в виде цельной конструкции стало настоящим прорывом в мире по-настоящему эргономичной мебели.

До начала XIX века в России ещё не было всеобщего базового образования. После же крестьянской реформы 1861 года школы для простолюдинов начали открываться повсеместно.

Парта Эрисмана и здоровье учеников

Первые чертежи школьных парт с наклонной столешницей создал швейцарский доктор Фарнер в 1860-е годы. Их прототипом стали высокие наклонные «конторки» за которыми работали писари еще со времён эпохи Возрождения.

Конструкция, позволяющая ученику сидеть лишь в строго определённой позе, очень заинтересовала гигиениста Фёдора Эрисмана. Он также родился в Швейцарии, но переехал в Российскую Империю после женитьбы на русской студентке Надежде Сусловой (она позднее стала одной из первых женщин-врачей в России).

До начала XIX века в России ещё не было всеобщего базового образования. После же крестьянской реформы 1861 года школы для простолюдинов начали открываться повсеместно.-2

Эрисман, обследовавший сотни учащихся 15 гимназий, заметил, что многие школьники, спустя несколько лет после начала учёбы, приобретают проблемы со зрением и позвоночником. К 1870 году, в 28 лет, он опубликовал своё исследование, разработал собственную конструкцию и выполнил подробные расчёты размеров парты, за которой было удобно писать, читать, рисовать.

Такой прочный и жёсткий предмет мебели представляет собой скреплённые вместе стол и скамью. Столешница закреплена под наклоном, потому ученик сидит ровно и видит тетрадки с книгами под прямым углом на расстоянии около 40 см. Спинка скамьи прямая, поддерживающая поясницу, сама скамейка слегка заступает под передний край стола. Под столом есть подставка для упора ног.

До начала XIX века в России ещё не было всеобщего базового образования. После же крестьянской реформы 1861 года школы для простолюдинов начали открываться повсеместно.-3

За такой эргономичной партой ученик может сидеть только с прямой спиной, не сутулясь. Благодаря чётко продуманному соотношению высоты стола, стула и подставки под ноги, такая поза оказывается очень удобной. В разных регионах выпускали от 4 до 7 типоразмеров школьных парт ― для учеников любого роста.

Парта Короткова ― усовершенствование конструкции

Парты Эрисмана сначала выполнялись исключительно из дуба, что делало их очень прочными. Особая система соединения деталей не позволяла сломать парту, даже приложив некоторые усилия. Изделие почти не имело острых углов, что повышало его безопасность, но увеличивало стоимость. Но одноместные парты оказалось непросто разместить в тесных классах таким образом, чтобы всем детям было удобно.

Решение в 1887 году придумал Пётр Коротков ― учитель из Бруснятской школы, за экстремистскую деятельность сосланный на Урал. Он соединил парты попарно, добавил полочку для книг под столешницей, крючки для портфелей с двух торцов, выемки для карандашей и чернильниц в верхней части столешницы. Сама крышка парты состояла из двух половинок: ученик, вставая из-за неё, мог для удобства откинуть вверх свою часть столешницы.

До начала XIX века в России ещё не было всеобщего базового образования. После же крестьянской реформы 1861 года школы для простолюдинов начали открываться повсеместно.-4

27 июля 1887 года Коротков представил обновлённую школьную парту на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, проходившей в Екатеринбурге. Коротков получил за разработку диплом, серебряную медаль и патент на изобретение.

Школьные парты и финансовые вопросы

Для удешевления конструкции, ещё в царской России, парты вскоре стали изготавливать из древесины хвойных пород. Часть линий парт выполнялись плавными, что требовало от изготовителей определённых навыков и, конечно, немного удорожало производство. Даже в 1920-е годы парт, как и многих школьных принадлежностей для учеников СССР, не хватало. Не каждая школа могла позволить себе такие достаточно дорогие парты.

До начала XIX века в России ещё не было всеобщего базового образования. После же крестьянской реформы 1861 года школы для простолюдинов начали открываться повсеместно.-5

К 1970-м годам решено было упростить и удешевить производство школьных парт. Их стали производить из ДСП и фанеры. Конструкцию упростили: стол и стул (вместо скамьи) стали раздельными, крышка стола теперь не имела наклона. Отсутствие плавных линий дало возможность изготавливать столы и стулья для школы с минимальными затратами. Детали крепились на металлическом каркасе большими болтами, которые легко откручивались ― как руками учеников, так и самопроизвольно. Стулья быстро приобретали зазубрины и девочки рвали о них колготки. Для младших классов ещё некоторое время изготавливали «цельные» парты, но уже без наклона. «Классические» же конструкции, кое-где сохранившиеся, полностью исчезли из школ примерно к 1995 году.

До начала XIX века в России ещё не было всеобщего базового образования. После же крестьянской реформы 1861 года школы для простолюдинов начали открываться повсеместно.-6

Под новыми партами убирать было удобнее, чем под старыми ― монолитными. Но это был единственный их плюс. В соответствии с нормами СанПиН, школьные столы и стулья должны были подбираться лишь па росту детей.

Время показало, что новая школьная мебель вредит здоровью учащихся. Дети за такими партами сутулятся, отодвигаются от стола, сидят боком, а также, игнорируя требования учителей, наваливаются на стол грудью. Современная статистика сообщает, что не менее 30% старшеклассников имеет проблемы со зрением, и примерно столько же ― различные формы нарушения осанки.

До начала XIX века в России ещё не было всеобщего базового образования. После же крестьянской реформы 1861 года школы для простолюдинов начали открываться повсеместно.-7

Возвращение к «золотому стандарту»

Парты Эрисмана и Короткова определили «золотой стандарт» мебели для школы уже почти на 150 лет. Сегодня медики и чиновники единогласно готовы к тому, чтобы вернуть «классические» парты в школы и прочие учебные заведения. Специалистами рекомендованы парты с наклоном столешницы не менее 7-15 градусов хотя бы для младших классов. Дальше разговоров дело пока не идёт, хотя многие мебельные фирмы предлагают ещё более усовершенствованные (в том числе ― «растущие» вместе с ребёнком) парты-моноблоки, напоминающие конструкцию Эрисмана-Короткова.

Современная «растущая» конструкция парты Короткова
Современная «растущая» конструкция парты Короткова

Практика показывает, что только «правильная» парта позволит человеку, отучившемуся 9-11 лет в школе, выпуститься из учебного заведения с нормальной осанкой и хорошим зрением.

Памятники такой школьной парте установлены в Варшаве (Польша) и в Воронежской области.

Фото: riavrn.ru /  Жанна Варламова
Фото: riavrn.ru / Жанна Варламова

Если есть добавления или застали эти парты и успели за ними поучиться, пишите в комментариях свои воспоминания. Тут мой Телеграм-канал и группа ВКонтакте, где вы можете предложить свою тему для статьи. А ниже ещё несколько интересных статей: