Найти в Дзене
Зато не в кредит

3 российских автозавода, которые могут закрыться через пару лет. Исчезнут или будут на дотациях?

Что я могу вам сказать, дорогие друзья? Когда в 2022 году случились известные события, то я не особо верил в серьёзное возрождение нашего автопрома. Напротив, поначалу казалось, что даже такие мастодонты отрасли, как АвтоВАЗ и УАЗ не смогут устоять.

Но посмотрите, у нас возродился «Москвич», на подходе «Волга» и ходят слухи про «Оку». Калининградский «Автотор» не только собирает почти готовые китайские машины, но и разрабатывает свою платформу, строит дополнительные цеха для локализации деталей.

В конце концов, тот же АвтоВАЗ уже в этом году должен начать выпускать совершенно новенькую «Искру».

Заработал вновь и завод Nissan в Санкт-Петербурге. Правда, к японцам он уже больше никакого отношения не имеет. Теперь там проживает новоявленный бренд XCITE. Под такой маркой рабочие на этом предприятии собирают китайские кроссоверы Chery.

А партнёром проекта является тот самый АвтоВАЗ.

Казалось бы, российское автомобильное производство цветет и пахнет. Но это сейчас. Если смотреть в динамике, то как минимум к пяти российским автозаводам есть большие вопросы.

-2

И есть такие же большие опасения по поводу их будущего. Если всё будет развиваться по негативному сценарию, скорее всего, через пару лет эти заводы мы уже не увидим.

Или там будут выпускать что-то совсем другое. Кастрюли, например.

Какие же автозаводы РФ могут исчезнуть в течение нескольких лет?

«Москвич»

Да, что ходить вокруг да около. С одной стороны, у предприятия вроде всё отлично. Мощная поддержка от мэрии столицы, собственный завод со всем необходимым оборудованием. Вон недавно вложили несколько миллиардов рублей в локализацию.

-3

Согласитесь, завод на грани вымирания позволить себе такое не может. Можно же легко вспомнить времени из начала 2000-х годов, когда «Москвич» первый раз был у порога банкротства.

Тогда ни про какие инвестиции в модернизацию конвейера речи не шло. Были лишь «карманные» деньги на кустарные поделки вроде «Ивана Калиты».

Сегодняшний «Москвич» в разы устойчивее и богаче. Но давайте посмотрим на цифры, чтобы не говорить голословно.

-4

За прошлый 2023 год чистый убыток предприятия вырос с 3,6 до 8,6 миллиарда рублей. Совокупный долг увеличился в 2,5 раза до 42,6 миллиарда рублей.

Не очень радужные показатели, верно?

И совсем непонятно, на чём «Москвич» собирается зарабатывать. Как заявил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, безубыточность столичного автозавода достигается при отметке в 40 000 собранных автомобилей в год.

За весь 2023-й предприятие смогло реализовать через своих дилеров лишь 15,3 тысячи машин.

-5

В этом году всё тоже серо и тускло. Более того, стало даже хуже. Продажи «Москвича» не растут, а падают уже три месяца подряд.

В июне смогли продать всего 1323 автомобиля. За полугодие 10 000 единиц. Скорее всего, год закончат с примерно тем же результатом, что и прошлый.

Если повезет, продадут на 2-3 тысяч машин больше.

Но это всё равно даже не половина от порога окупаемости. Про какую-то прибыльность мы вообще мочим. Не помогли даже скидки в сотни тысяч рублей на весь модельный ряд.

-6

И тем не менее, я не считаю «Москвич» приговорённым. По той простой причине, с которой начинал этот рассказ. У завода мощная поддержка в мэрии. Да и КамАЗ ему не чужой.

Поэтому оцениваю вероятность исчезновения всего в 5-7%, не более.

Evolute

Ещё в 2014 году на территории Липецкой области появились предприятие «Моторинвест». Сначала там собирали китайский внедорожник Great Wall Hover. Затем пару лет выпускали кроссоверы Changan.

После чего предприятие законсервировали. Но в 2022 году снова открыли. Вместе с новоиспеченной автомобильной маркой Evolute.

Китайский оригинал
Китайский оригинал

Выпускают там сейчас линейку электромобилей. Например, седан Evolute i-Pro или компактный кроссовер Evolute i-Joy.

И вроде бы поначалу дело шло неплохо. Например, «Эволюты» частенько встречаются в такси моего Нижнего Новгорода.

Однако довольно быстро выяснилось, что электромобили в России не пользуются спросом. В текущем году «Моторинвест» планировал выпустить 12-14 тысяч автомобилей.

И я уверен, что сделать их завод сможет. Вот только кому их покупать? В январе смогли продать 111 штук, в феврале 167 единиц, а в марте 138.

-8

Сейчас некоторые эксперты уже прямо говорят о том, что проект проще закрыть, чем проводить полноценную локализацию.

Поэтому оцениваю вероятность исчезновения уже в 20-30%. Под исчезновением я не подразумеваю, что само предприятие исчезнет с лица земли.

Скорее, что именно этот проект перестанет существовать.

XCITE

А вот мы и дошли до того самого «Иксайта», который теперь обосновался в Петербурге вместо Nissan.

-9

На данный момент рабочие завода собирают всего одну модель. Это кроссовер XCITE X-Cross 7, который раньше был Chery Tiggo 7 Pro.

Но уже успел чуть-чуть устареть, так как китайцы выкатывают новые модели чуть ли не каждый год.

Но вот продажи новинки пока оставляют желать лучшего. С конца мая по конец июня завод успел собрать порядка 10 000 товарных машин. Сколько смогли продать? Примерно 550 штук.

-10

Может быть продажи XCITE ещё разгоняться, но пока предпосылок так же не видно. Правда, представители бренда обещают ещё одну модель. Ею с вероятностью в 99% станет Chery Tiggo 8.

Но сильно сомневаюсь, что его будут хватать, как горячие пирожки. Всё-таки машинка не дешевая.

Вот и получается, что через год или два бренд XCITE может так же внезапно исчезнуть, как и появился. А вместе с ним и предприятие, если его не переведут под что-то другое.

-11

Здесь вероятность исчезновения я бы оценил в те же 20-30%.

Что скажете, товарищи? Какое предприятие вам жальче больше остальных?

Своим мнением можно поделиться в комментариях к статье ниже. Буду очень признателен.

Советую посмотреть:

Средний возраст авто в КНР — 4,5 года, в РФ 15,2 года. Разница в зарплатах в 2 раза. Зачем им делать машины на века?

Зачем россияне «скидывают» китайские машины с пробегом в 5-7 тысяч километров?

Китайские машины в Европе берут редко. На чём же ездят немцы и французы? Топ-10

Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. Самые свежие новости, заметки о редких моделях и шпионские фотографии. Лучшее из мира нашего автопрома.