Найти в Дзене

Костюмные эскизы к спектаклю "Самое заветное". Художник Н. В. Ситников

Продолжаю показывать эскизы костюмов к театральным постановкам из дедушкиной папочки.
Начало историй можно
посмотреть тут.

Сегодня посмотрим 14 эскизов к оперетте Свердловской музкомедии "Самое заветное", выполнены они художником Николаем Васильевичем Ситниковым.

Эта оперетта была создана композитором Василием Соловьевым-Седым и впервые была показана в Москве в 1952 году, а в 1953 г. ее поставил театр Свердловской музкомедии.
Хочется немного написать об этом замечательном композиторе.

Василий Павлович Соловьев-Седой (настоящая фамилия Соловьев) - родился в Санкт-Петербурге в 1907 году.

Псевдоним - "Седой" - родом из детства, у Василия были очень светлые волосы, и они очень быстро выгорали на солнце, сначала отец его в шутку называл "седенький", а потом и подхватили все друзья "седой".

Отец его работал дворником, мать служила горничной у знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой.
А. Вяльцева в то время была известна, богата, но в молодости сама когда-то служила горничной, поэтому она всегда по-доброму и с уважением относилась к прислуге, и как-то, в качестве благодарности, подарила матери Василия граммофон с пластинками со своими записями.
Возможно, с этих песен и началась любовь мальчика к музыке. Но, наверняка, сказались и гены, музыку в их семье любили все, отец играл на гармони, а мать прекрасно пела.

В детстве Василий упросил родителей подарить ему балалайку и успешно освоил ее, а в 12 лет даже организовал музыкальное трио вместе с соседскими детьми.
В их доме жил вилоончелист, увидев тягу и интерес мальчика к музыке, он стал приглашать его на оперы в Мариинский театр, и слушал их Василий сидя в оркестровой яме, одновременно наблюдая за слаженными действиями музыкантов, это были первые незабываемые классические музыкальные впечатления. Там же, сидя в углу оркестровой ямы, он однажды услышал голос Шаляпина.

Василий - самоучка, успешно научившись играть на балалайке, освоил гитару, а в годы разрухи, после гражданской войны, работал уборщиком в кинотеатре, где стояло старенькое пианино, во время показов кино на нем играл тапер. Василию не только платили деньги за работу, но и разрешали играть на пианино, Василий сам на слух подбирал мелодии и освоил и этот инструмент, настолько хорошо, что ему самому предложили работу тапером и даже позвали музыкантом на радио. Пианистом на радио он стал не имея никакого профильного музыкального образования, за плечами у него была только единая трудовая школа. Причем он умел не только подбирать на слух известные мелодии, но и импровизировать, играть свою мелодию.

А учить музыкальную грамоту, основы композиции он начинает только лишь в 1929 году, в возрасте 22 года, уже имея большой опыт работы пианистом. Его услышал композитор А. С. Животов, одобрил и рекомендовал поступить на учебу в недавно открывшийся Ленинградский центральный музыкальный техникум, что Василий и сделал.
В 1931 г. композиторское отделение музыкального техникума закрыли и всех студентов-композиторов перевели в Ленинградскую консерваторию.
Василий уже в те годы был известен как "Василий Седой". Учится он с азартом, вдохновением, очень много увлеченно пишет, настолько, что однокурсники придумали ему новое прозвище, вариация от Василий Седой - Фа-си-ля Си-до.
А к прозвищам своим он относился благосклонно и без обид - Седой - стало частью фамилии, а Фа-си-ля Си-до - так он подписывал некоторые свои произведения. В 1936 г. он заканчивает консерваторию.

Со второй половины 30-х годов направление его творческой деятельности носит лирико-песенный характер. За все время им написано более 400 песен.

В военное и послевоенное время многие песни пишет в соавторстве с очень талантливым поэтом Алексеем Фатьяновым - это такие песни, как "На солнечной поляночке" ("Тальяночка"), "Соловьи", "Наш город", "Давно мы дома не были", "Перелетные птицы", "Потому, что мы пилоты", "Где же вы мои друзья -однополчане"... Вместе ими написано более 40 песен

"Маршал песни" - так отзывался маршал Жуков о Соловьеве-Седом.

"Подмосковные вечера" - это тоже песня В. П. Соловьева-Седова, в соавторстве с другим поэтом.

Удивительно, но так сложилась судьба, его любимая дочь родилась глухонемой, и не смогла услышать ни одно из произведений отца. "Услышь меня, хорошая", музыка для этой песни написана Соловьевым-Седым в 1945 году.

Во взрослом возрасте его дочь стала известной актрисой Московского театра мимики и жестов. Для этого театра Соловьев-Седой создал оперетту "Подвески королевы", как казалось, сделал невозможное - написал музыку для труппы глухонемых актеров, людей, которые физически не могут воспринимать музыку. Но эта оперетта имела большой успех, опыт оказался удачным.

В арсенале композитора также произведения для симфонического оркестра, 3 балета, 10 оперетт (костюмные эскизы к одной из оперет сегодня мы с вами посмотрим), музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам, мультфильмам, научно-популярным фильмам, радиопостановкам...
Много наград и премий получил он за свою жизнь.
Не стало В. П. Соловьева-Седова в 1979 г..

И хочу еще добавить несколько слов о спектакле "Самое заветное".

Сюжет оперетты незамысловатый, из колхозной жизни села, чем-то похожий на сюжетную линию спектакля "Стрекоза", о котором я рассказывала в прошлый раз.
Действие происходит в советском селе в летнее время, примерно в те же послевоенные годы, когда написана оперетта. После учебы в городе домой приезжают студенты на каникулы. Главные герои - комбайнер и студентка, они хотят пожениться, но строгая мать просит отложить свадьбу, пока дочь не закончит учебу в городе. В оперетте много песен, шуток, юмора.
"Оперетта-песня" - легкая, веселая, показывающая сюжет жизни того времени, там студенты, колхоз, лето. В оперетте звучат как народные мотивы, так и современная песенная музыка тех лет.

Костюмы к этому спектаклю у меня только женские, любопытно посмотреть на моду того времени😊.

По стрелочке вправо показаны фрагменты эскиза, в увеличенном формате, так удобней прочитать надписи-пометки на эскизе, кому интересно, можете посмотреть.

Костюмы для героинь.

Какой строгий деловой костюм.
Дочь председателя колхоза, Настя, студентка 3-го курса, приехала домой на каникулы. Костюм для 1-го акта и 3-го акта спектакля.

А это Настя уже переоделась, помогает матери по-хозяйству. Костюм для 1-й картины 2-го акта.

А это она же появилась на празднике урожая в нарядном летнем платье. Костюм для 2-й картины 2-го акта.

Ниже Евдокия, веселая соседка Насти. Костюм для 1 акта спектакля.
А в правом нижнем углу эскиза дополнительно мелко изображены костюмы для нее для 1-го акта и для 2-й картины 2-го акта. Причем брючный комбинезон видимо не согласовали, он зачеркнут.

Снова Евдокия, костюм для 3-го акта спектакля,.

Ниже Вера, тоже студентка, которая приехала из города. Костюм для 1-го акта. И справа посередине эскиза стоит пометка, что этот костюм использовался также для 1-й картины 2 акта, но без жакета.

Снова Вера, костюм для 2-го и 3-го акта спектакля. Платье в горчичном цвете и в нижней левой части эскиза изображен медицинский халат (?), на груди над карманом крест) или пальто (?), дополнение к костюму 3-го акта.

Зина, деревенская девушка, колхозница, костюмный эскиз для 1-го и 2-го акта.

Зина тоже решила стать студенткой, уезжает в город. Костюмный эскиз для 3-го акта. И в правом нижнем углу платье для 1-й картины 2-го акта.

Это Катя, подруга Насти, колхозница. Костюмный эскиз для 1-го, 2-го и 3-го акта спектакля.

Костюмные эскизы для балета, обратите еще внимание, под каждым платьем свой номер, эти платья пронумерованы №42, №43, №44, №45. К каждому платью модное дополнение тех лет - косыночка. Еще на эскизе вверху есть пометка: "Штапель бел.". Видимо все платья и косынки шились из белого штапеля и позже расписывались в нужной расцветке и тональности.

Снова костюмные эскизы для балета, для других артисток (фамилии указаны) и тоже пронумерованы №46, №47, №48, №49. И также, к каждому платью прилагается косыночка.

А ниже, костюмные эскизы для хора. Также есть номера у каждого наряда, №58, №59, №60, №61, и рядом с костюмами написаны фамилии артисток.

Снова костюмные эскизы для хора. Также пронумерованы все наряды, сейчас это №62, №63, №64, №65, №66 и подписаны фамилии артисток.

Костюмные эскизы к этому спектаклю закончились у меня под номером 66. Возможно их было еще больше. Представляете, сколько эскизов готовит художник к каждому спектаклю? В этом спектаке наряды еще относительно обычные, современные модели того времени. А бывают спектакли с историческими костюмами, тогда задача как художника по костюмам, так и художника-декоратора усложняется на порядок, нужно правильно изобразить все детали, соответствующие времени, эпохе, показанному в спектакле.

Костюмные эскизы в старой дедушкиной папочке еще есть, продолжение следует.

Ранее были публикации с рассказами про моих дедушку и бабушку, театральных художников-декораторов, можно посмотреть в подборках:
"Памяти близких посвящается"
"Дедушкина рукопись"
"Театральные истории"
"Телевидение"
"Ёлки"

Подборка "Открытки СССР" - включает в себя все открытки, опубликованные на моем блоге, первым "собирателем" открыток в нашей семье был дедушка.

Благодарю за внимание!
До новых встреч!

Ваша активность, лайки, комментарии и подписка очень помогут развитию канала. Буду благодарна за любую вашу реакцию на статью!