Еще одно место, которое грех не посетить, оказавшись в Калининграде. Я сама не большой любитель музеев, но некоторые не могу обойти своим вниманием.
Данный музей — это не просто какая-то выставка в одном здании, а целый комплекс кораблей, сооружений и экспозиций. Так, в основном здании расположились Аквариум (всего одна комната, где находятся 14 аквариумов, в которых можно увидеть около 300 обитателей, относящихся к 133 видам) и экспозиция «Глубина». На открытой территории музея можно посетить НИС «Витязь», плавучий маяк «Ирбенский», подводную лодку Б-413. Осмотреть в составе экскурсионных групп предлагают траулер СРТ-129, гидросамолет БЕ-12, НИС «Космонавт Виктор Пацаев», Бастион «Литва» (казематированная береговая батарея, построенная в 1843-1860 гг.).
Кроме того, к Музею Мирового океана относятся:
- выставочный павильон «Куб воды», где можно узнать об истории флота, географических открытиях наших военных моряков и посмотреть головные уборы военных разных стран;
- ВК «Пакгауз» (главный экспонат – «Корабль 19 века», археологическая находка 2000-го года);
- ИКЦ «Фридрихсбургские ворота» (в 1657 году на данном месте была основана крепость бастионного типа Фридрихсбург для охраны Прегеля. В сер. 19 в. ее включили в состав 2-го вального обвода Кенигсберга, и она стала считаться фортом. За все время своего существования крепость ни разу не принимала участие в боевых действиях. К сожалению, в н.20 в. власти решили, что она более не нужна для обороны и лишь тормозит развитие города, поэтому ее пустили на кирпичи, а в 1916 году по территории форта уже проложили железную дорогу. Единственное, что от нее сохранилось – это Фридрихсбургские ворота. Во время ВОВ и они сильно пострадали, лишившись одной из 4 башен. Позже в здании располагались типография, автомастерская и другие частные компании. Памятником архитектуры Фридрихсбургские ворота были признаны лишь в 1960 году. Восстановительные работы велись с 2007 по 2011 годы);
- ИКЦ «Королевские ворота» (фортификационное сооружение в псевдоготическом стиле, заложенное в 1830 году, по проекту архитектора Ф. Штюлера);
- экспозиционный центр «Янтарная мануфактура» (экспозиция «Тайны затонувших кораблей»);
- морской выставочный центр в г. Светлогорск;
- подводный парк «Янтарный» (подводная экспозиция в озере Синявинское, на которой представлены предметы, необходимые при добыче янтаря);
- старый маяк в пос. Заливино;
- ледокол Красин в г. Санкт-Петербург.
Экспозиционный корпус «Планета океан» в форме шара, который, уверена, известен многим по фотографиям, на данный момент только строится. В будущем, предположительно, в нем можно будет посетить кинопланетарий и обсерваторию, пройти через морские аквариумы, стать участниками различных интерактивных заданий и т.д.
Как вы сами видите, объектов очень много. Соответственно, уточнять их время работы, когда проводятся экскурсии, стоимость билетов необходимо на официальном сайте. Посетить основную территорию музея можно с 8 до 20 ч зимой и до 21 ч – летом. Кассы расположены возле многих объектов. Также билеты можно приобрести онлайн на сайте или в автоматах.
Есть специальные билеты, включающие в себя посещение нескольких объектов. Например, семейный билет всего за 1000 руб., действующий на родителей и 1-3 детей до 14 лет. Данная акция проходит до 31.12.2024 и приурочена к году семьи. По данному комплексному билету можно посетить экспозицию «Глубина», Аквариум и НИС «Витязь». Именно его мы и брали, поскольку иначе осмотр данных объектов нам вышел бы дороже, даже на троих. За остальные парочку посещенных мест доплачивали отдельно.
Если же у вас впереди целый день, который вы готовы потратить лишь на осмотр данного музея, то можете взять сразу единый билет, включающий посещение 8 объектов: Аквариум, НИС «Витязь», экспозиция «Глубина», ВК «Пакгауз», плавмаяк «Ирбенский», Корабельное воскресение и школа навигационных наук, подводная лодка Б-413, СРТ-129, Фридрихсбургские ворота.
Экспозиция «Глубина»
Данная экспозиция Музея Мирового океана расположена в главном корпусе, и ее посещение входило в наш семейный билет. Там же находился и Аквариум.
Что же здесь можно увидеть?
Во-первых, глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2», спроектированные под руководством ученых Института океанологии им. П.П. Ширшова. Построены они в 1987 году в Финляндии.
Впоследствии данные аппараты сыграли большую роль при ликвидации негативных последствий аварий атомных подлодок «Курск» и «Комсомолец». Кроме того, их ни раз использовали в кинематографе, например для обследования корпуса легендарного «Титаника».
Позже аппараты «Мир» погружались для изучения Женевского озера и в точке географического Северного полюса, где установили титановый российский флаг и заложили капсулу для будущих поколений на глубине 4300 м.
Во-вторых, скелет кашалота, считающийся одним из самых больших в мире. Есть и другие обитатели глубин, например тихоокеанский морж, Стеллерова корова, морские звезда и еж, крабы, кораллы и т.д.
Это 2 основных момента, ради которых стоит посетить экспозицию.
Также здесь представлены всевозможные барометры, хронометры, звездные глобусы, метеорологические приборы для измерения ветра, гидрофизические зонды, глубоководная техника, измерители течений и др. Дианчик попробовала управлять судном (будет на видео).
Еще в данном помещении находится соляная комната. Сеансы длятся 20 мин, расписание висит там же.
Также в Главном корпусе можно осмотреть Аквариум. На наш взгляд, он совсем небольшой, но детям точно будет интересно полюбоваться на рыбок.
Научно-исследовательское судно Витязь
Это был последний объект, посещение которого было предусмотрено по семейному билету.
Данное судно является одновинтовым двухпалубным теплоходом. Под флагом СССР в период с 1949 по 1979 годы совершило 65 научных рейсов. На «Витязе» работали ученые из 20 стран мира и 50 НИИ России, кроме них, сам экипаж составлял 66 человек. Именно с его борта смогли измерить максимальную глубину Мариинской впадины (11 022 м), описать 1176 новых видов животных и растений, в т.ч. погонофоров. Судно исследовало воды Берингова, Охотского и Японского морей, участвовало в Международной индоокеанской экспедиции, советско-американском эксперименте и т.д. Последний рейс «Витязь» выполнил в 1979 году вокруг Европы, завершив его в Калининграде.
В 1990 году было решено создать Музей Мирового океана и устроить одну из экспозиций на борту судна на реке Преголе. Окончательно НИС «Витязь» обосновалось у музейного причала в 1994 году.
В настоящий момент на борту представлены 4 экспозиции:
- «Сердце корабля» (маршрут по внутренним помещениям, машинному отделению, знакомство с работой судовых механизмов);
- «Эпоха Витязя» (рассказывает о достижениях науки, современном научном флоте; представлено научное оборудование и интерактивные карты);
- «Жизнь судна» (особенности устройства судна, работа судовых механизмов, приборы и оборудование для исследований)»;
- «Маршрутами морских экспедиций» (исследования океана во времена эпохи Великих Географических открытий).
Подводная лодка Б-413
На данный объект Музея Мирового океана нам пришлось покупать уже отдельный билет. Обошлись он в 500 руб. на каждого, Диана прошла пока бесплатно. Представители льготных категорий могут ее осмотреть за 300 руб.
Кроме обычной любознательности, сюда стоит сходить, чтобы увидеть единственную в стране подводную лодку доатомного периода подводного флота, да еще и на которой все элементы (корпус, надстройка, механизмы и т.д.) сохранились в первоначальном виде. Где еще вы сможете увидеть подобное. А может кто-то видел в других странах? Делитесь впечатлениями.
Данная подлодка была спущена на воду в 1968 году в составе Северного флота. Ее рабочая глубина составляла 250 м, а максимальная глубина погружения доходила до 400 м. В 1990 году подводная лодка перешла в распоряжение Балтийского флота, а в 2000 году Б-413 передали Музею Мирового океана.
Для посетителей доступны все 7 отсеков: носовые торпедный, аккумуляторный и жилой (каюты командира и офицеров, кают-компания), центральный с оборудованием для управления лодкой, боевая рубка, электромоторный, дизельный, кормовые торпедный и жилой (проживали офицеры и мичманы, находились кают-компания старшин и камбуз), аккумуляторный и жилой (размещались рядовой состав и средства спасения).
Очень интересно было посмотреть условия размещения экипажа подлодки, а также увидеть кучу различных рычагов, счетчиков и другого оборудования. Везде имеются пояснительные таблички, что удобно для тех, кто любит все осматривать самостоятельно.
Также сразу, начиная от спуска по крутой лесенке, понимаешь, почему для службы на подлодках требуются люди с низким ростом. Поскольку даже с моими 168 см, перебираться из отсека в отсек было не очень удобно, а муж разок прилично приложился головой о какую-то трубу.
Бывали когда-нибудь на подлодке или хотели бы посмотреть на нее изнутри? А может тоже посещали Музей Мирового океана? Делитесь своими впечатлениями.