Найти тему
Litteraa

Три балерины, покорившие мир

Оглавление

Русский балет всегда незабываем, ведь он про отточенную столетиями технику, гениальное исполнение, наполненное лиризмом, это лучшие артисты и великая история.

  • Но давайте сначала вернёмся к истокам, вспомним историю зарождения балета. Его колыбелью по праву считается Италия, слово балет произошло от итальянского balletto – танцы. В XVI веке Екатериной Медичи балет был экспортирован во Францию, именно в этой стране балет отделяется, становится самостоятельном видом искусства. Изначально сие мероприятие было дворцовым развлечением, а именно светскими танцами, пантомимами и оперным пением. Это некое театрализованное представление исполнялось исключительно мужчинами. В эпоху Людовика XIV балет перестает иметь патриархальный уклон – начинают допускаться женщины. Пьер Бошан(1637-1705), главный хореограф королевской академии музыки и танца, записал каноны благородной манеры танца, основой которой является принцип выворотности ног (en dehors), благодаря этому положению тело могло свободно двигаться в разные стороны, сохраняя равновесие. Позже уже в XIX веке огромное влияние на классический балет оказал хореограф Филиппо Тальони и его дочь – Мария. Балерина Мария Тальони была символом нового времени, романтизма в балете, в танце появились грация, лёгкость и лиричность.Тальони работала в России, где она стала вдохновительницей классического русского балета.

1. Матильда Кшесинская (1872–1971)

-2

Матильда Кшесинская была яркой звездой российского балета рубежа XIX-XX веков. Она была первой русской артисткой, кто вступил в борьбу с иностранными танцовщицами и выиграла ее. Матильда танцевала на бис на гастролях в Париже и получила звание заслуженной артистки императорского балета. Матильде прекрасное будущее, ведь она родилась в творческой семье. Отец балерины, Феликс Кшесинский, был известным польским танцовщиком. Он великое множество раз выступал на сцене Мариинского театра. Кшесинская, будучи ребёнком, следя за премьерами и репетициями, знала закулисную жизнь. Позже девушка оказалась в Императорском театральном училище, а после – поступила труппу Мариинского театра. Её нарекут примой-балериной, ведь заветная сцена дала 27 лет блистания и признания. Критики признавали балерину уникальной, ведь Матильда прежде всего проживала свои роли, она видела в чувственном опыте, в бурной эмоциональной отдаче смысл спектакля.

«В сильных драматических сценах всё построено на чувстве. Здесь можно позабыть и о коленях, но нельзя забывать об игре». – говорила прима-балерина

Она танцевала главные партии в «Спящей красавице», «Дочери Фараона», «Эсмеральде», «Баядерке», участвовала в спектаклях в честь праздников царской семьи и визитов иностранных императоров. Такой чести удостаивались единицы. Кшесинской восхищались и во Франции. Со вступлением в труппу Сергея Дягилева ( в 1910 г.) неискушенная европейская публика вновь открыла для себя русский балет, по-новому осмыслив его. Матильда выступала в ведущих партиях в «Лебедином озере» и «Спящей красавице». Её увидели тысячи глаз от Парижа до Лондона.

Матильда Кшесинская и император Николай II
Матильда Кшесинская и император Николай II

Недаром Кшесинской пленился будущий император Николай II, любовная связь оборвалась с женитьбой последнего. Но даже после этого поддержка от правящей династии не переставала поступать, она внесла свою лепту в карьеру балерины.

2. Анна Павлова (1881 — 1931)

Анна Павлова
Анна Павлова

Детство именитой балерины прошло далеко не в счастливых красках. Анна Павлова долгое время скрывала своё происхождение, ведь она родилась вследствие внебрачных отношений, её отцом был влиятельный банкир Лазарь Куликов, у которого работала горничная – её мать Любовь Фёдоровна. В возрасте 7 она впервые увидела балет. В Мариинском императорском театре шла постановка «Спящей красавицы». Девочка была поражена элегантностью балерин и чарующей атмосферой спектакля. Ее профессиональный путь был предопределен. В 1906 году Анна завершила обучение в императорском балетном училище и заняла место ведущей балерины труппы Мариинского театра. Ее упорные старания воплотили детскую мечту в реальность. Об успехе Анны критики заговорили уже после дебютного выступления. Павлова была известна своим невероятным талантом, грацией и воздушностью танца. Её выступления отличались особой эмоциональностью и выразительностью. Её визитной карточкой считается партия «Умирающего лебедя» в балете «Лебединое озеро». В 1907 году балерина впервые исполнила его под музыку Сен-Санса. Хореографом постановки стал Михаил Фокин.Трагический финал - это новаторство Анны Павловой, она смогла показать выразительной мимикой, грациозными движениями одновременно изящную и ужасную смерть. Именно эта роль прославила балерину. «Умирающий лебедь» по сей день считается символом русского балета.

Миниатюра «Умирающий лебедь»
Миниатюра «Умирающий лебедь»

В 1910 году Павлова создала собственную балетную труппу и отправилась в турне по всему миру. Она выступала в самых престижных театрах Европы и Америки, была в Индии, Египте, Китае, Японии, Бирме, Малайзии, на Филиппинах, вознося русский балет на новые вершины.

3. Галина Уланова (1910 – 1998).

Галина Уланова
Галина Уланова

Великая артистка появилась на свет в Санкт-Петербурге, в интеллигентной семье. Её родители, артисты балета, трудились в императорском Мариинском театре. Впоследствии отец стал балетмейстером, а мать - преподавателем балета. Уланова с самого детства была окружена атмосферой балета, она росла в ней, будущее юной Галины было предрешено судьбой. В девять лет Галю отправили обучаться в хореографическое училище, где преподавала ее мать. Девочке было непросто адаптироваться к постоянным тренировкам в холодных залах, к строгому режиму питания. Галя тосковала по дому и часто плакала. Мать не поддавалась мольбам дочери. Именно так закалялся ее характер, воспитывались трудолюбие и стремление к победе. Последние года ее педагогом была Агриппина Ваганова. В 1928 году состоялся выпускной спектакль, где девушка выступила в балете "Шопениана". В том же году она начала свою карьеру в Мариинском театре, дебютировав в роли Флорины в спектакле «Спящая красавица». В 1930-х годах Уланова быстро стала одной из главных балерин Мариинского театра. Её природный талант, грациозность и эмоциональная выразительность покорили публику. Её роли в балетах: «Жизнь за царя», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель» стали эталонными. Во время Второй мировой войны Уланова выступала перед фронтовиками, поднимая их боевой дух. После войны Уланова переехала в Москву и стала ведущей балериной Большого театра.

Фотография Галины Улановой
Фотография Галины Улановой

Мировое признание и известность принесло выступление в труппе Большого театра в Лондоне в 1956 году. На одну из премьер пришла королева Елизавета II, обычно все зрители в зале вставали и вытягивались в знак уважения королеве, тоже самое проделывали после окончания спектакля. Но в этот раз успех Галины Улановой был настолько триумфальным, что зрители, на минуту затаив дыхание, после разорвались бурными овациями, пораженные талантом и неповторимой энергетикой русской балерины, слушатели поднялись со своих мест. Рукоплескания были настолько долгими, что никто не заметил ухода королевы, а это вопиющий жест! Гений Галины Улановой был признан выше государственного деятеля.

Надеюсь статья была интересной, и вы почерпнули из неё что-то новое. Подписывайтесь, оставляйте своё мнение в комментариях, здесь интересно об искусстве:)