Найти в Дзене
Фильманьяк

Планета обезьян: Новое царство (2024) - куда скатилась некогда интересная серия фильмов?

Несмотря на то, что графика выкручивает актёрскую игру на максимум, антагонистов всё равно подбирают максимально нелицеприятных.
Несмотря на то, что графика выкручивает актёрскую игру на максимум, антагонистов всё равно подбирают максимально нелицеприятных.
Человечество пало жертвой вируса, который позволил обезьянам эволюционировать и занять вакантное место царя природы. Прошли долгие годы с последних столкновений с людьми, и те уже забываются. У молодого шимпанзе Ноа появляется весомый повод поизучать прошлое, когда в настоящем его племя угоняют в рабство. Неужели разумные обезьяны способны повторять ошибки человека?
Кевин Дюран, больше половины своей карьеры игравший злодеев, мало что привносит в образ Проксимуса. Тем более, что благодаря графике тут даже у самых эпизодических мартышек эмоции бьют ключом. В отличие от людей.
Кевин Дюран, больше половины своей карьеры игравший злодеев, мало что привносит в образ Проксимуса. Тем более, что благодаря графике тут даже у самых эпизодических мартышек эмоции бьют ключом. В отличие от людей.

Незаметно, но обезьяны свою долю кинорынка постепенно завоёвывают. Мы как-то даже не заметили, но в прокат вышел уже 10 фильм франшизы, которая стала столь самостоятельной, что даже автора оригинального романа Пьера Буля даже не упоминают в титрах. И новая серия хоть и прошла в прокате без шума и пыли, но смогла собрать некоторую капусту, позволяющую говорить об относительном успехе.

Действие чуть ли не вторит второму «Аватару», давая художникам побольше поводов поработать с водой.
Действие чуть ли не вторит второму «Аватару», давая художникам побольше поводов поработать с водой.

Тут важно вспомнить, что «Планета обезьян» - на самом деле продукт специфичный. Изначально это была серьёзная научная фантастика – а ставить подобные вещи на конвейер – значит паковать их в форму блокбастеров. И новая трилогия вполне с этим справлялась, компьютерной графикой окончательно превратив человека в обезьяну. Никто даже не посетовал на отказ от пластического грима.

Финал просто ужасен, напоминая «Чёрную пантеру». Тут вроде бы не нужно знать законов Цезаря, чтобы вспомнить простые истины от Каспийского Груза: если 5 перед лицом, сзади 3, сложи, на - простая арифметика
Финал просто ужасен, напоминая «Чёрную пантеру». Тут вроде бы не нужно знать законов Цезаря, чтобы вспомнить простые истины от Каспийского Груза: если 5 перед лицом, сзади 3, сложи, на - простая арифметика

Другое дело, что окромя графики чего-то нового привнести оказалось сложно. Сюжеты новых фильмов – вариации по мотивам событий четвёртой и пятой серий. Там, где взять было уже нечего, в ход шли сюжетные конструкции из других фильмов. К примеру, в «Войне» самым бесстыдным образом присобачили «Апокалипсис сегодня». Вот потому и возник вопрос с выходом нового фильма – а что же они там придумают, на десятый раз?

Фрейя Аллан - привлекательная леди, но её физиономия женщины публичного образца 2023 года исключительно портит впечатление. К тому же, или слухи про пластику были не слухами, или она реально так деревянно играет.
Фрейя Аллан - привлекательная леди, но её физиономия женщины публичного образца 2023 года исключительно портит впечатление. К тому же, или слухи про пластику были не слухами, или она реально так деревянно играет.

За новый фильм отвечали те же бракоделы, из под пера которых вышел «Аватар: Путь воды». Хотя им же принадлежит и «Восстание планеты обезьян». Если вкратце вспомнить, то это было преувеличение – сюжет был максимально прост, а «восстанием планеты» оказался всего лишь бунт одного зоопарка. В общем, имена авторов напрягают с самого начала. И пока миллионы долларов тратятся на красивые, но совершенно бессмысленные вступительные сцены (примерно первые 15 минут), понимаешь – дальше будет хуже.

Тот самый неловкий момент, когда с отсылками к прошлым фильмам чересчур заигрались.
Тот самый неловкий момент, когда с отсылками к прошлым фильмам чересчур заигрались.

Сильвер и Джаффа как будто зрителя за дурака считают. В их первом «обезьяньем» фильме они всё свели к глумлению над пушистиками. Запуская «Новым царством» новую трилогию, они явно стремятся поддерживать эту планку простоты. Это кино постоянной экспозиции – вот ненужные сцены бытия клана Ноа, вот пересказывают историю и учение Цезаря, а вот и Проксимус, новый Цезарь, объясняет всем присутствующим, как в N-ный раз попробует захватить мир. Проксимус философствует об эволюции, Тревэйтэн – о коллаборационизме. Ноа, чей взгляд становится всё более философским с каждым кадром, за каждым персонажем успевает обобщать всё сказанное и услышанное.

Это самый долгий фильм из всей франшизы, идущий почти два с половиной часа. При этом динамика - примерно такая же как во втором «Аватаре»
Это самый долгий фильм из всей франшизы, идущий почти два с половиной часа. При этом динамика - примерно такая же как во втором «Аватаре»

Вот так послушаешь их всех и кажется, что серия себе не изменяет, оставаясь верной духу серьёзной научной фантастики. Вот только всё это словоблудие дико контрастирует с довольно ляпсусным сюжетом, который происходит в сеттинге, выдуманном примерно за пять минут. Пожалуй, достаточно будет сказать, что финал истории резко придаёт истории статус-кво. С подобным положением дел неудивительно, что они планируют выпустить ещё пять фильмов. Так можно сколь угодно плодить антагонистов да макгаффины, от которых зависит судьба человечества и обезьян.

Некоторые сюжетные повороты сценаристов видать за версту. К примеру, трудно отделаться от ощущения, что Рака - это негр в холодильнике. После просмотра удивляешься, что угадал расу.
Некоторые сюжетные повороты сценаристов видать за версту. К примеру, трудно отделаться от ощущения, что Рака - это негр в холодильнике. После просмотра удивляешься, что угадал расу.

На самом деле у «Нового царства» был огромный потенциал. Как минимум потому, что можно было неплохо развивать две темы. А именно - насколько короткой оказалась историческая память обезьян. И, пожалуй, то, на чём зиждется предполагаемая дифференциация между людьми и приматами. Ведь обезьяны не просто взяли и эволюционировали - ключом для подобного скачка стал язык. Причём язык не просто как инструмент общения.

В дубляже обезьяны называют людей «голокожие». А между тем в оригинале употребляется совершенно другое слово - «Echoes» - эхо, отзвуки, отголоски. Совсем другой смысл, верно?
В дубляже обезьяны называют людей «голокожие». А между тем в оригинале употребляется совершенно другое слово - «Echoes» - эхо, отзвуки, отголоски. Совсем другой смысл, верно?

Если вдуматься, то вместе с человеческим языком обезьяны ведь позаимствовали и часть человеческого сознания. Во главу угла выносятся такие вещи, которые, по своей сути - лишь производные человеческого воображения, а не природной эволюции. Как тут не вспомнить размышление Гамлета о том, что любая вещь - не плоха или хороша; таковой её делает размышление. Вот в таком ключе вполне можно было бы развивать франшизу. Чтобы вообще понять, кто перед нами - наследники ума, или всё-таки некие иные, «лучше чем люди», сумевшие иначе распорядится разумом?

Претензии к непроработанности представления мира через 300 лет - тема, достойная отдельной статьи.
Претензии к непроработанности представления мира через 300 лет - тема, достойная отдельной статьи.

«Новое царство» - это лишь набор затянутых экспозиций и каверзных ситуаций, которые должны толкать героев и зрителей на рассуждения. Но если зритель ещё может уйти подальше, чем позволяет узколобость сценаристов, то для героев такого шанса нет. Их путь предопределён набором псевдоумных демонстративных обобщений. И в таком ключе, когда думаешь о том, к чему всё-таки пришли в уже 10 фильме, вывод неутешительный. «Обезьяны» теперь практически те же «Люди Икс», с их вечной полемикой о толерантности, затеваемой только ради очередного махача мутантов.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.