Человечество пало жертвой вируса, который позволил обезьянам эволюционировать и занять вакантное место царя природы. Прошли долгие годы с последних столкновений с людьми, и те уже забываются. У молодого шимпанзе Ноа появляется весомый повод поизучать прошлое, когда в настоящем его племя угоняют в рабство. Неужели разумные обезьяны способны повторять ошибки человека?
Незаметно, но обезьяны свою долю кинорынка постепенно завоёвывают. Мы как-то даже не заметили, но в прокат вышел уже 10 фильм франшизы, которая стала столь самостоятельной, что даже автора оригинального романа Пьера Буля даже не упоминают в титрах. И новая серия хоть и прошла в прокате без шума и пыли, но смогла собрать некоторую капусту, позволяющую говорить об относительном успехе.
Тут важно вспомнить, что «Планета обезьян» - на самом деле продукт специфичный. Изначально это была серьёзная научная фантастика – а ставить подобные вещи на конвейер – значит паковать их в форму блокбастеров. И новая трилогия вполне с этим справлялась, компьютерной графикой окончательно превратив человека в обезьяну. Никто даже не посетовал на отказ от пластического грима.
Другое дело, что окромя графики чего-то нового привнести оказалось сложно. Сюжеты новых фильмов – вариации по мотивам событий четвёртой и пятой серий. Там, где взять было уже нечего, в ход шли сюжетные конструкции из других фильмов. К примеру, в «Войне» самым бесстыдным образом присобачили «Апокалипсис сегодня». Вот потому и возник вопрос с выходом нового фильма – а что же они там придумают, на десятый раз?
За новый фильм отвечали те же бракоделы, из под пера которых вышел «Аватар: Путь воды». Хотя им же принадлежит и «Восстание планеты обезьян». Если вкратце вспомнить, то это было преувеличение – сюжет был максимально прост, а «восстанием планеты» оказался всего лишь бунт одного зоопарка. В общем, имена авторов напрягают с самого начала. И пока миллионы долларов тратятся на красивые, но совершенно бессмысленные вступительные сцены (примерно первые 15 минут), понимаешь – дальше будет хуже.
Сильвер и Джаффа как будто зрителя за дурака считают. В их первом «обезьяньем» фильме они всё свели к глумлению над пушистиками. Запуская «Новым царством» новую трилогию, они явно стремятся поддерживать эту планку простоты. Это кино постоянной экспозиции – вот ненужные сцены бытия клана Ноа, вот пересказывают историю и учение Цезаря, а вот и Проксимус, новый Цезарь, объясняет всем присутствующим, как в N-ный раз попробует захватить мир. Проксимус философствует об эволюции, Тревэйтэн – о коллаборационизме. Ноа, чей взгляд становится всё более философским с каждым кадром, за каждым персонажем успевает обобщать всё сказанное и услышанное.
Вот так послушаешь их всех и кажется, что серия себе не изменяет, оставаясь верной духу серьёзной научной фантастики. Вот только всё это словоблудие дико контрастирует с довольно ляпсусным сюжетом, который происходит в сеттинге, выдуманном примерно за пять минут. Пожалуй, достаточно будет сказать, что финал истории резко придаёт истории статус-кво. С подобным положением дел неудивительно, что они планируют выпустить ещё пять фильмов. Так можно сколь угодно плодить антагонистов да макгаффины, от которых зависит судьба человечества и обезьян.
На самом деле у «Нового царства» был огромный потенциал. Как минимум потому, что можно было неплохо развивать две темы. А именно - насколько короткой оказалась историческая память обезьян. И, пожалуй, то, на чём зиждется предполагаемая дифференциация между людьми и приматами. Ведь обезьяны не просто взяли и эволюционировали - ключом для подобного скачка стал язык. Причём язык не просто как инструмент общения.
Если вдуматься, то вместе с человеческим языком обезьяны ведь позаимствовали и часть человеческого сознания. Во главу угла выносятся такие вещи, которые, по своей сути - лишь производные человеческого воображения, а не природной эволюции. Как тут не вспомнить размышление Гамлета о том, что любая вещь - не плоха или хороша; таковой её делает размышление. Вот в таком ключе вполне можно было бы развивать франшизу. Чтобы вообще понять, кто перед нами - наследники ума, или всё-таки некие иные, «лучше чем люди», сумевшие иначе распорядится разумом?
«Новое царство» - это лишь набор затянутых экспозиций и каверзных ситуаций, которые должны толкать героев и зрителей на рассуждения. Но если зритель ещё может уйти подальше, чем позволяет узколобость сценаристов, то для героев такого шанса нет. Их путь предопределён набором псевдоумных демонстративных обобщений. И в таком ключе, когда думаешь о том, к чему всё-таки пришли в уже 10 фильме, вывод неутешительный. «Обезьяны» теперь практически те же «Люди Икс», с их вечной полемикой о толерантности, затеваемой только ради очередного махача мутантов.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.