Найти в Дзене

Самая Мощная и Бесполезная Пушка в Истории

Оглавление
Презентация оружия «Дора»
Презентация оружия «Дора»

«Дора» («Толстый Густав») — уникальное оружие, разработанное инженерами фирмы «Крупп» (Германия). 800 мм сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система, считающаяся вершиной развития артиллерии немецкой армии во времена Вторая мировая война. Наиболее мощное артиллерийское средство в арсенале Адольфа Гитлера.

История создания

После окончания Первой мировой войны германскому артиллерийскому развитию были наложены строгие ограничения согласно Версальскому договору. Германии было строго запрещено владеть орудиями калибра, превышающего 150 мм, а также запрещены любые виды противотанковых и зенитных пушек. В результате, нацистские лидеры рассматривали разработку мощной и крупнокалиберной артиллерии в качестве повышения престижа страны.

Чертеж «Дора»
Чертеж «Дора»

«Дора» изначально разрабатывалась как сверхмощное артиллерийское орудие, размещённое на железнодорожной платформе. Основными целями для пушки калибром 800-мм должны были стать французская линия укреплений «Мажино», а также пограничные форты Бельгии, к которым относили знаменитый форт Эбен-Эмаэль.

Задачу разработки орудия для сокрушения укреплений линии Мажино поставил лично Адольф Гитлер во время посещения завода компании «Крупп». Это произошло в 1936 году. Стоит отметить, что у компании «Крупп» имелся огромный опыт создания сверхмощной артиллерии ещё с периода Первой мировой войны, поэтому выбор разработчика новой сверхмощной пушки был очевиден.

Снаряд весом 7 тонн
Снаряд весом 7 тонн

800-мм артиллерийское орудие, метающее в цель снаряды весом примерно 7 тонн, что было сопоставимо с весом лёгких танков тех лет, должно было получить углы вертикального наведения до +65 градусов и максимальную дальность стрельбы на уровне 35-45 километров. В выданном на создание орудия техническом задании указывалось, что снаряд новой пушки должен гарантированно пробивать бронеплиты толщиной до метра, бетонные укрепления толщиной 7 метров и твёрдый грунт до 30 метров.

Работами по созданию уникального железнодорожного орудия руководил профессор Эрих Мюллер, обладавший богатым опытом создания различных артиллерийских систем. Уже в 1937 году компания «Крупп» закончила разработку проекта сверхмощной пушки. В том же году военные выдали фирме заказ на изготовление сверхмощного орудия. Стоит отметить, что несмотря на развитое состояние немецкой промышленности, проблемы в ней присутствовали.

-4

«Дора» была полностью собрана только в 1941 году. К тому моменту линия Мажино, которую должны были крушить её 7-тонные снаряды, уже давно была взята. А форт Эбен-Эмаэль, который перед войной был причиной головной боли немецких генералов, был взят за сутки.

-5

Всего в Германии полностью собрали два орудия: «Дору» и «Густава». Считается, что второе орудие назвали так в честь директора компании Густава Круппа. Этот заказ обошёлся Германии в 10 миллионов рейхсмарок. На эту сумму можно было построить для армии сразу 250 гаубиц 15 cm sFH18 или 20 240-мм дальнобойных пушек К3.

Применение в бою

Сама артиллерийская установка транспортировалась до места размещения исключительно в разобранном состоянии. При этом на месте развёртывания 800-мм орудия необходимо было строить сортировочную станцию. На станцию размещения первый поезд доставлял 43 вагона, которые везли обслуживающий персонал и средства маскировки. Именно столько вагонов потребовалось, когда орудие единственный раз использовали в боевых действиях, доставив под Севастополь в 1942 году.

Транспортировка «Доры»
Транспортировка «Доры»

Второй поезд состоял из 16 вагонов, которые доставляли на место монтажный кран и различное оборудование вспомогательного назначения. Третий поезд из 17 вагонов доставлял на место части лафета и мастерские. Четвёртый поезд, состоявший из 20 вагонов, перевозил 400-тонный ствол артиллерийской системы, а также механизмы заряжания. Пятый поезд из 10 вагонов перевозил снаряды и заряды для стрельбы. В вагонах последнего поезда искусственным путём поддерживалась заданная температура воздуха – не более 15 градусов.

Оборудование только огневой позиции занимало по времени до 3-6 недель, а сама сборка и установка железнодорожной артиллерийской установки – ещё около трёх суток. Сборка орудия осуществлялась с привлечением железнодорожных подъёмных кранов с двигателями мощностью по 1000 л.с. При этом к артиллерийской установке штатно были прикреплены специалисты завода «Круппа», всего до 20 гражданских инженеров.

Транспортировка «Доры»
Транспортировка «Доры»

Хотя установка была железнодорожной, передвигаться по обычной железнодорожной колее она не могла. Передвигаться и стрелять установка могла исключительно со специально построенного сдвоенного железнодорожного пути. В ходе сборки получался гигантский железнодорожный транспортёр на 40 осях и 80 колёсах.

Для оборудования позиции и обслуживания установки под Севастополем было привлечено более 4 тысяч человек. Это беспрецедентная цифра. Сюда, помимо непосредственно расчёта и людей, собирающих орудие – 250 человек, входило несколько тысяч рабочих, которые оборудовали позицию и проводили земляные и инженерные работы.

-8

Примерно 400 человек было в приданном зенитном дивизионе. По словам Манштейна, установку под Севастополем прикрывало сразу два дивизиона, вооружённых 88-мм зенитными орудиями и скорострельными 20-мм автоматами. Также орудию придавались до 500 человек военно-химического подразделения, которое могло поставить дымовую завесу и скрыть установку от глаз противника.

Эффективность «Доры» оказалась под вопросом

Самая мощная артиллерийская установка в распоряжении Гитлера не сыграла во Второй мировой войне практически никакой роли. Эффект от стрельбы был внушительным, но выхлоп минимальным. Посуда на столах после выстрела дрожала на удалении до трёх километров, но вот прямых попаданий из такой установки на максимальной дальности добиться было почти невозможно.

Применение в бою сверхтяжёлой железнодорожной артиллерийской системы «Дора»
Применение в бою сверхтяжёлой железнодорожной артиллерийской системы «Дора»

Подсчитано, что под Севастополем «Дора» выпустила по различным фортификационным сооружениям осаждённого города 48 штатных снарядов. Стрельба велась с 5 по 17 июня 1942 года. Считается, что в цели попало только 5 бетонобойных снарядов (10,4 процента), падение 7 снарядов немецкие наблюдатели вообще не зафиксировали (14,5 процента). По зафиксированным 36 снарядам (за исключением попаданий) разлёт доходил до сотен метров: перелёты составляли 140-700 метров, недолёты – 10-740 метров.

Применение в бою сверхтяжёлой железнодорожной артиллерийской системы «Дора»
Применение в бою сверхтяжёлой железнодорожной артиллерийской системы «Дора»

Ещё пять выстрелов опытными фугасными снарядами были сделаны 26 июня, результат этих стрельб неизвестен. Считается, что единственным успешным попаданием «Доры» было уничтожение крупного склада боеприпасов, укрытого в скалах на северном берегу бухты Северной. Склад, располагавшийся на глубине 30 метров, был уничтожен одним выстрелом, об этом, в частности, в своих воспоминаниях после войны писал Манштейн.

При этом высшее военное руководство Германии крайне низко оценило эффективность стрельбы орудия под Севастополем. Гитлер приказывал использовать установку для подавления фортов и береговых башенных батарей под городом, но единственным ощутимым результатом было накрытие склада.

-11

Позднее подытожил результаты использования «Доры» и начальник Генерального штаба вермахта генерал-полковник Гальдер. Железнодорожную артиллерийскую установку он назвал настоящим произведением искусства, но при этом бесполезным.