Найти в Дзене

Трудна ты, царская доля...

«А вы думаете, Марья Васильна, нам, царям, легко?.. Если хотите знать, нам, царям, за вредность надо молоко бесплатно давать!» ­– утверждал Иван Васильевич Бунша, и египетские фараоны с ним бы согласились. Тем более, молоко, если верить Монтэ, в Древнем Египте считалось лакомством. Но шутки шутками, а дело серьёзное. История сохранила для нас «Поучение царя Аменемхата»*, в котором тот даёт несколько советов с того света** своему наследнику. И их характер говорит о том, что царю было совсем не до смеха. «Остерегайся черни, дабы не случилось с тобою непредвиденного. Не приближайся к ней в одиночестве, не доверяй даже брату своему, не знайся даже с другом своим, не приближай к себе никого без нужды. Сам оберегай жизнь свою даже в час сна, ибо нет преданного слуги в день несчастья». Да, Аменемхат познал меру людской неблагодарности: «Я подавал бедному, я возвышал малого. Я был доступен неимущему, как и имущему. Но вот вкушавший хлеб мой поднял на меня руку. Тот, кому я протягивал длань сво

«А вы думаете, Марья Васильна, нам, царям, легко?.. Если хотите знать, нам, царям, за вредность надо молоко бесплатно давать!» ­– утверждал Иван Васильевич Бунша, и египетские фараоны с ним бы согласились.

Тем более, молоко, если верить Монтэ, в Древнем Египте считалось лакомством.

Но шутки шутками, а дело серьёзное. История сохранила для нас «Поучение царя Аменемхата»*, в котором тот даёт несколько советов с того света** своему наследнику. И их характер говорит о том, что царю было совсем не до смеха.

«Остерегайся черни, дабы не случилось с тобою непредвиденного. Не приближайся к ней в одиночестве, не доверяй даже брату своему, не знайся даже с другом своим, не приближай к себе никого без нужды. Сам оберегай жизнь свою даже в час сна, ибо нет преданного слуги в день несчастья».

Да, Аменемхат познал меру людской неблагодарности:

«Я подавал бедному, я возвышал малого. Я был доступен неимущему, как и имущему. Но вот вкушавший хлеб мой поднял на меня руку. Тот, кому я протягивал длань свою, затеял смуту против меня».

Затем следует драматичное описание заговора и ночного убийства. Его детали нам сейчас не нужны.

Важно, что Аменемхат уделяет много внимания своей собственной фигуре, видимо, чтобы подчеркнуть масштаб злодеяния. Выходит, что смутьяны решились поднять руку на царя, который: «простёр до границ могущество длани своей и мощи своей», «взращивал злаки», «смирял львов и приводил крокодилов», «изгнал азиатов, словно собак».

Умерший царь словно спрашивает: за что?! Ведь «не голодали в годы правления моего, не испытывали жажду тогда, а жили в мире благодаря деяниям и прославляли меня».

«Но – с грустью продолжает наставлять он сына – дворцовая челядь затеяла смуту против меня. Будь и ты готов к этому, ибо ведомо тебе, что отныне ты сам владыка его (дворца – прим. моё) и владыка всего».

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

А если хотите узнать, какая работа лучшая в мире ­­­– жмите сюда.

Автор: Иван Бирюков

Прим.:

* Аменемхат/Аменемхет/Амменемес I (по Бекерату: 1976–1947 гг. до н.э.) – фараон XII династии. Это период Среднего царства, когда царская власть была не на пике своего могущества.

** Хотя «Поучение» написано от лица царя, оно было составлено уже после его убийства. М.А. Коростовцев даже называет имя автора – писец Хети. Вандерслейен сравнивает «Поучение» с явлением Тени отца Гамлету в знаменитой шекспировской пьесе. Сын Аменемхата I Сенсусерт I смог подавить оппозицию, удержать власть в своих руках и упрочить её. Скорее всего, именно он и повелел составить «Поучение» от имени своего отца.

Лит.:

  1. Вандерслейен К. Египет и долина Нила. Т. 2. От конца Древнего царства до конца Нового царства. СПб.: Академия Исследования Культуры, 2023. С. 77, 79.
  2. Древний Восток: учебное пособие для вузов / Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. проекта А.О. Чубарьян. – М.: Астрель, АСТ, 2008. С. 93.
  3. Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М.: Молодая гвардия, 2000. С. 129.
  4. Поучение царя Аменемхата // Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза / пер. М.А. Коростовцева ­­– М.: Художественная литература, 1978. С. 222–225, 280.
  5. Ранние цивилизации Ближнего Востока / Боттеро Ж., Эдцарт Д.О., Фалькенштайн А., Веркуттер Ж. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2016. С. 395, 396.