Известный востоковед считает, что перед Ираном стоит очень сложный выбор в связи с гибелью на его территории лидера ХАМАС. Цена вопроса: потеря авторитета Тегераном или большая война на Ближнем Востоке.
Об этом полковник запаса Семен Багдасаров рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Палестинское движение ХАМАС в среду, 31 июля, сообщило в телеграм-канале о гибели главы политического бюро Исмаила Хании в Иране. В заявлении говорится, что он погиб в результате израильской атаки на его резиденцию в Тегеране. Замглавы МИД России Михаил Богданов назвал произошедшее политическим убийством.
— Семен Аркадьевич, какие меры со стороны Ирана может повлечь убийство Хании в Тегеране?
— Перед иранцами стоит очень сложный выбор.
Во-первых, убит не простой гость, а знаковая фигура — глава политбюро палестинского движения ХАМАС, которого пригласили на инаугурацию избранного президента Исламской Республики Масуда Пезешкиана.
Во-вторых, он убит непосредственно в столице Ирана, в Тегеране. Это даже не посольство Ирана в Сирии, как было в прошлый раз.
Поэтому иранцы могут ответить только более жестко: не имитируя полет над отдельными стратегическими объектами Израиля, а нанеся по ним прямые удары. Больше ответа никакого не может быть. В противном случае авторитет Ирана упадет как никогда низко.
— Что будет делать Хезболла?
— Хезболла уже запустила беспилотники-камидзе в сторону Израиля в ответ на удары по южным кварталам Бейрута, где расположена вся инфраструктура и штабы ливанского движения. То есть, да, Хезболла вообще-то должна ответить ударом по какому-то ключевому городу в Израиле типа Тель-Авива, Хайфы.
— Какими опасными последствиям для всего региона чревата эта акция?
— Скорее всего, последует еще больше ударов со стороны Хезболлы и Ирана по Израилю. В свою очередь, и Израиль будет бить по ним. То есть и дальше продолжатся подобные вспышки в регионе.
Вполне может разгореться большой конфликт. В принципе, израильский лидер Биньямин Нетаньяху этого и хочет. Хочет он этого по одной простой причине — затяжной конфликт, который сейчас происходит, не выгоден Израилю.
Первое. В Израиле мобилизованы сотни тысяч людей. Состав израильской армии сейчас насчитывает более 500 тысяч человек. Второе — страна несет колоссальные экономические расходы. Третье — порт Эйлата закрывается на юге. И есть еще много других причин.
В принципе, это отвечает интересам стратегии, которая поддерживается проиранскими группировками и вообще антиизраильскими структурами. Поэтому Нетаньяху хочет как-то разрубить этот узел подобными решениями — даже если Соединенные Штаты против. По принципу "куда вы денетесь, все равно поддержите".
— А сам Израиль готов к большому противостоянию?
— Сам Израиль не готов, а с поддержкой США — да.
Пока что США делают все, чтобы такого конфликта не было. Советник президента США, специальный представитель по Израилю Амос Хохштейн делает все возможное для этого. Он находится в еврейском государстве, подключает какие-то структуры через Ливан, и так далее.
Но Нетаньяху гнет свое. Он не хочет ждать итогов выборов президента в Штатах и возможного избрания Трампа — до января может произойти что угодно. Поэтому Нетаньяху идет ва-банк.
— Минобороны США заявило, что ему нечего сказать по поводу произошедшего…
— А что еще делать США? Не будут же они публично осуждать Израиль. Это за кулисами они [американцы] могут как-то действовать.
— Китай, Россия, Турция осудили политическое убийство Хании. Это как-то повлияет на их отношения с Западом?
— Не думаю. Осудили и осудили, хорошо. Там все сами разберутся. Главные игроки в этой истории Израиль, США, Иран, Хезболла. Нам же надо просто говорить: мы за мир.
О том, что последует за убийством Хании, в материале Начало большой войны? Убит лидер ХАМАС.
Анна Черкасова