Моя хорошая знакомая не хочет детей. Все родственники говорят ей, что она эгоистка, всю жизнь думает только о себе, а годы идут, самое золотое время уходит, потом хватишься!
И убеждают: «Ведь всё при тебе, и коса до попы, и сама красавица, и фигура – ведь разряд по акробатике имела, и специальность такая, что любое предприятие, а тем более фирма с руками оторвёт – экономист, да уже и со стажем! Почему же всё ещё до сих пор одна?»
И бедная женщина ответила:
– Так хочется мужа, чтобы у него в холодильнике водки бутылка стояла! – и, увидев недоуменный взгляд, продолжила:
– Вот чтобы эта бутылка стояла, и стояла, и стояла… А ему чтоб и дела не было… Потом, когда к нам пришли бы гости, его или мои друзья, они бы её, конечно, выпили, и я для такого случая ещё бы одну достала, у хорошей жены, как у моей мамы, Вы ведь её знаете, всегда что-то припасено, и чтобы он сказал, довольный: «У моей хозяйки всегда всё есть в запасе!» – а я бы купила новую, самую дорогую, и чтобы она опять стояла бы, стояла…
И она рассказала, как появился у неё друг, как вроде и ухаживал красиво, и цветы, и милые безделушки, и косметика со вкусом в подарок, и она уже его зубную щётку в один стаканчик со своей поставила, и речь уже шла о том, чтобы познакомить с ним родителей, а потом он однажды утром встал пораньше, вышел куда-то (за сигаретами?) и пропал на три дня – потом с извинениями объяснял, что встретил старых друзей, заговорились, а они ехали на дачу, он решил ненадолго с ними… и только на третий день появился у неё…
– Видели бы Вы, какой он появился… – чуть не со слезой в голосе проговорила бедная Маша, и её можно понять. Ведь уже планы какие-то строила, надеялась, что вот оно, счастье… И что, попробовать ещё раз?
И она продолжила свои философские рассуждения, объясняя вполне убедительно, почему не хочет замуж.
– Современная женщина мужьями не избалована и многого не ждёт, к сожалению. Муж сейчас для нашей женщины – это такая полезная, но не до конца приручённая рабочая сила (нет, это не ругательство), которая всё время хочет есть, спать, подлезать к жене под подол, курить, пить пиво и вино. Работать муж чаще всего не любит, но его можно заставить или убедить, ведь он главный добытчик, на нём вся семья держится!
Для того, чтобы муж не сбежал и работал, принося пользу семье, нужно его кормить, позволять подлезть к жене, изредка отпускать для совершения с другими мужьями истинно мужских (как мужья думают) поступков, то есть на рыбалку и на футбол.
А ещё мужа нужно постоянно убеждать, что им гордится жена и вся семья, что именно он и есть в доме хозяин, поэтому его время от времени необходимо одевать получше, завязывать ему галстук и выводить в компанию к родственникам, друзьям или на спектакль, следя, чтобы не напился слишком или не заснул во время драматического действия. Тем не менее в гостях муж обязательно нажрётся, и его нужно тащить домой, следя, чтобы по дороге не сцепился с каким-нибудь таким же самоутверждающимся мужем.
Но когда тех, кто получил в собственность это сокровище (мужа) спрашиваешь, зачем им самим дети, они неизменно отвечают: «Чтобы подали стакан воды» или «Чтобы в старости одной не остаться».
Есть варианты: чтобы продолжить наш род! А может, поскромнее нужно быть? Здесь так и подмывает спросить, а чем же знаменит ваш род? Дворян, которые тянули родословную чуть не от Рюрика, в горячке великих свершений изничтожили, купеческие семейства объявили эксплуататорами, состоятельных мужиков признали кулаками и ликвидировали как класс, что осталось?
Понимаю, что сейчас на афффтарка накинутся, обвиняя в пренебрежении нашими, простыми советскими, очень достойными людьми, строителями коммунизма – ах, да, неактуально, тогда гражданами свободной России! Но позвольте, раз так дорог род, который нужно продолжать, дальше бабушки с дедушкой сведения есть? Или гордость сама по себе, а род – сам по себе? Руки не дошли?
А может, тогда дети – это явление чисто биологическое: инстинкт играет огромную роль в желании людей иметь детей! Очевидно, у людей есть врожденная потребность обеспечивать выживание нашего вида. И такая потребность пережила века эволюции и сохраняется в нас и по сей день, хотя уже понятно, что не нужно пятерых детей, чтобы родители в старости не страдали от голода. Но ведь этот довод… какой-то обидный!
Есть ещё одна сторона появления детей – социальная. Ребенок стимулирует созревание личности. Наше время тяготеет к инфантильности. Внятные обряды инициации, когда пройденные испытания и свершённые важные и трудные действия (принеси добычу, натки полотна, одолей врага – докажи, что ты взрослый!) в цивилизованном мире практически отсутствуют. У людей одежда, которая стирает грани между возрастами: обращали внимание, как много пожилых людей в джинсах, в коротких куртках, в кроссовках, в бейсболках и даже панамах? Пожилой мальчик? Старая девочка?
До 40 лет учатся, до 50 играют в «Танчики», до 60 – с яркой косметикой! И вот появляется твой ребенок, существо, за которое ты в ответе на ближайшие четверть века, и он ставит эту точку на отрезке человеческой жизни. Готов, не готов, но теперь ты взрослый.
Или дети – эта особая потребность, глубоко внутренняя? Когда два человека встречаются, влюбляются и начинают жить вместе, то рано или поздно у них возникает потребность создавать и строить что-то вместе. А самое важное, что можно сделать вдвоём, это ребёнок.
Нет, я знаю, очень много семей возникают совершенно необдуманно, а теперь ещё и термин появился: по залёту. Но обдуманный брак приводит к созданию своего семейного гнезда – покупка и обустройство дома, создания условий в нем, а потом совместный проект под названием дети, в которых хочется вкладывать силы и финансы как в себя самого, потому что со временем все, что эти люди накопили (знания, опыт, финансы), хочется кому-то передать.
Конечно, никто не садится в позу мыслителя, чтобы потом отчеканить: я готов создать ячейку общества, произвести детей, чтобы они стали достойными гражданами нашей страны!
Но где-то в глубине души появляется чувство: я не великий художник, не знаменитый артист, не выдающийся конструктор, не известный биолог (физик, модельер), но у меня будет ребёнок, которому я буду нужнее всех, для которого я очень долго буду самым первым, важным, надёжным, который примет меня таким, какой я есть, и моя любовь и забота даст главный смысл моему очень обычному, ничем не выделяющемуся и никому (кроме него) особо и не нужному существованию.
Значит, дети нужны не для того, чтобы помочь государству реализовать грандиозные планы, а для нас самих и для того человечка, который у нас родится.
А в завершение – притча:
Вырос человек, женился (все женятся), жена была неласковая, ворчала и даже пилила, но он думал: «Зато будет кому стакан воды подать!» Потом родил детей (все рожают), дети орали, дрались, рвали одежду, всё время хотели есть, его особо и не слушали, но он думал: «Зато будет кому стакан воды подать!» Работал много и трудно (все работают), заболел, слёг и стал помирать. Собрались жена, дети, смотрят на него, он думает: «Зато есть кому стакан воды подать!» И вот он лежит и чувствует: пить-то и не хочется!