Найти в Дзене
Молодость в сапогах

Страшная мстя в интернете

Поводом (именно поводом, а не темой) данной статьи послужил явно выраженный так называемый "теневой бан" нашего канала. Данное явление среди авторов известно хорошо и давно. Метод давления на неугодные каналы, негласная функция неофициальной цензуры. Вроде бы никаких запретов и ограничений на канал никто не накладывал, во всяком случае, сообщений об этом нет, публикации в списке "предупреждения" не добавляются, но количество просмотров падает в разы.

Причина такого состояния тоже очевидна и хорошо видна в доступной авторам статистике: в разы падает количество показов, даже при высоком показателе CTR, который отражает заинтересованность аудитории. У нас сейчас есть публикации с рекордным CTR - 45%, на которые не набирается и тысячи показов (не просмотров). На практике данный показатель означает, что почти половина из тех, кому эту статью показали в ленте, ее открыли и, по идее, публикация должна показываться все больше и больше.

-2

Сравните, например, со второй и третей строкой - время "висения" у них различается не значительно.

Чем такие чудеса вызваны, не столь важно. Кому-то из "команды Дзена" лично не нравится наше амплуа, например, и он потихоньку подрегулировал ручным управлением "вентиль", которого якобы нет. Или от важного человека из команды градоначальника поступила просьба "разобраться с этим безобразием", т.е. каналом, посмевшим высмеивать столичное благоустройство. И опять же подкрутили вентиль.

Важно другое. Мы с вами в очередной раз наблюдаем отблески светлого будущего - цифрового концлагеря.

Цензура (явная и неявная) была всегда. В период "России, которую они потеряли" цензоры, с подачи святейшего Синода, пытались упечь известного ученого Сеченова, за сочинения о физиологии мозга. А это, пардон, вторая половина 19-го века, отнюдь не времена инквизиции и средневекового мракобесия. Мы на эту тему даже архивные документы публиковали:

В СССР также имелись соответствующие инстанции, которые определяли, "что можно, что нельзя" и в каких пределах.

Про "свободную Россию" и говорить нечего - достаточно вспомнить количество новых уголовных статей. Но мы их вспоминать не будем (от греха), а вспомним эпизод относительно безобидный. После развала СССР мой брат государственную службу категорически для себя исключил. После нескольких неудачных попыток найти свое амплуа в этом странном мире, он устроился на один из новых на тот момент и якобы независимых телеканалов. Независимость, разумеется, была только в названии, а по факту имелась "политика канала", которую совали под нос каждому репортеру и аналитику новостей (эти ребята не эксперты телешоу, они просто выбирали из новостных лент тексты для дикторов и их немного корректировали). Я такой листик видел сам - с перечислением персон и фактов для канала несуществующих. Т.е. их просто игнорировали. Одной из таких персон был, кстати, Жириновский.

НО!!!

Во всех перечисленных случаях и во всех перечисленных эпохах были ВАРИАНТЫ обхода цензуры - и явной, и неявной.

Письма, подпольные типографии, листовки и зарубежная печать в царской России, самиздат в СССР, магнитофонные кассеты с записями "запрещенных" артистов, всякие кустарные перепечатки и, наконец, слухи, т.е. обычное человеческое общение, которое перекрыть никакие агенты охранки или сексоты-стукачи не могли.

В 90-е и вовсе было время информационного разгула - мы примерно пару лет назад вынуждены были основательно перетряхнуть свои книжные шкафы, обшмонать дачные закрома и т.п., чтобы выкинуть оттуда разного рода ныне неугодные печатные издания, совершенно свободно продававшиеся на уличных развалах, у торговцев в метро и на вокзалах, а то и в книжных магазинах в 90-е. Даже ирония по поводу власть имущих, местами очень злая, свободно демонстрировалась по ТВ.

фрагмент передачи "Куклы".
фрагмент передачи "Куклы".

При этом все помнили, как из танков расстреляли мятежный парламент, а из пулеметов (в т.ч. крупнокалиберных на БТР) - толпу протестующих у Останкино. "Месседж" был более чем ясен - бубните там, что хотите, хихикайте, пишите-читайте, но на основы посягать не моги. В конце концов, медийные мощности, контролируемые властью, были несопоставимы просто с условно оппозиционными по своим бюджетам и возможностям - "слово правды" в море всякой всячины просто терялось, а сверху накрывалось контролируемой провластными СМИ благостной картинкой реальности.

И все бы ничего, но Интернет тоже развивался. Сетевая культура ударила не только по культуре вообще, она ударила и по образу жизни - люди начали общаться через соцсети и мессенджеры, многие телевизор годами не смотрят, а газет и журналов не читали вообще никогда, разве что в летнем сортире на даче. Отсюда возможность распространения альтернативных точек зрения выросла просто до космических масштабов и привычные цензура и тотальный контроль методом просмотра уже с этим потоком не справлялись.

И вот тогда решили достижения цифровизации поставить на службу, так сказать, стабильности. Проще говоря, создать многоуровневую цензуру, гарантированно топящую в цифровом болоте любую неугодную точку зрения при превышении минимального порога распространения без детального изучения контента - в целях профилактики. Одни уровни прописаны официально в виде законов, других как бы нет вовсе, но они реализованы через негласные установки для негосударственных ресурсов, третьи реализуются в форме "директивных запретов" уполномоченных органов надзора без каких-либо проволочек и без каких-либо объяснений. Все это вместе, учитывая ОТСУТСТВИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПОПУЛЯРНЫХ СПОСОБОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ, дает, по идее, более-менее приемлемый эффект усечения нежелательных направлений мысли до допустимого уровня, когда они уже ничего не могут изменить по большому счету.

И это, наверное, было бы правильно и неизбежно, необходимо и оправдано, если бы только не одно коварное уточнение - ТАК СКАЗАТЬ (см. выше).

Ибо стабильность стабильности рознь. Стабильность государственной системы - это благо для всех добропорядочных граждан. А вот стабильность круговой поруки с перемещением одних и тех же сомнительных персонажей с одного важного поста на другой - это беда. И для Государства и для граждан. Стабильность застройки исторически значимого мегаполиса человейниками с перманентным закапыванием в землю под видом капвложений огромных средств (в форме переукладки плитки и бордюров) - катастрофа для жителей этого мегаполиса. Ну, и т.п.

Так что общий вывод печален весьма. Настолько он печальный, что мы его даже озвучивать не будем, а просто порекомендуем вспомнить детали функционирования известного сайта мэрии Москвы, где можно было оставить жалобы и замечания в отношении качества работы коммунальных служб строго по предложенным вариантам. Вне этих вариантов жалоба не принималась и не публиковалась. Можно было пожаловаться на несвоевременную замену бордюров или их отсутствие, а вот на замену новых на еще более новые - нельзя.

Еще можно поизучать материалы "общественных слушаний и обсуждений". Например, "обсуждается" строительство новой станции метро прямо посередине застроенного стена к стене квартала. Можно цвет плитки обсудить, но САМ ФАКТ - не замай. Ибо проект прошел экспертизу, согласован, "Ваше мнение не будет учтено". И так во всем. Можете запах (!!!), в смысле аромат, для московских поликлиник выбрать в специально для этого установленных павильонах, а больше никуда не встревайте - не ваше дело, все давно согласовали.

"Мой район. Новости": москвичи выберут лучший аромат для столичных поликлиник – «Москва Доверие»

И что делать нормальному человеку в таких условиях? - спросите вы. А мы ответим: "Учиться читать между строк и говорить так, чтоб не было повода докопаться. И учить этому молодых." Нас с вами, дорогие товарищи, коим сильно за 40, роднит опыт в обхождении самых разных запретов без юридически значимых последствий. Нас эволюция в этот мир бросила, натренировав предварительно, чтобы мы не дали ему увязнуть в цифровом болоте всеобщего одебиливания. Так победим!

Да вот в дополнение... Эта публикация имеет 509 показов при CTR 53/4% (больше половины). Проще говоря, ее формально не блокируют (нет предупреждений), а просто не пускают в выдачу.