Нас совершенно напрасно обвиняют в презрительном невнимании к истории России до 1917 года. Вот уж нет. На канале и на сайте проекта полным полно соответствующих статей, а также при нашем активном участии изданы книги Б.Н. Григорьева по различным периодам отечественной истории - документально-исторические и художественные.
Чтобы не утруждать читателя большим списком дадим только две ссылки:
"Эта книга — исторический роман, в котором на действительной биографической основе сделана попытка описать жизнь Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа времён царя Алексеевича Михайловича Тишайшего, «своровавшего» и перебежавшего в Швецию, где он и нашёл свой конец. Котошихин оставил после себя описание России XVII века, благодаря которому историческая наука пополнилась интересными подробностями об этом времени."
"Книга описывает повседневную жизнь царских губернаторов и чиновников, начиная со времён Петра I и кончая царствованием Николая II. Книга построена на мемуарных источниках с привлечением интересных и малоизвестных фактов."
Но сегодня читателю предлагается не очередной очерк Бориса Николаевича, а демонстрация документов 19 века, чем мы ранее не занимались - слишком уж тяжело читать рукописные закорючки в непривычном стиле.
Мы не стремимся очернить "все подряд", мы лишь пытаемся показать, что сказание о царстве справедливости и всеобщего процветания Николая Кровавого и его венценосных предшественников есть очень опасная сказка, бездумное распространение которой обернется для России в недалеком будущем страшной катастрофой - все предпосылки к тому уже видны.
Ведется вполне очевидная для специалистов работа по предварительному формированию общественного мнения - с одной стороны, интернет забит всякими пророчествами, которые должны подвести к мысли, что, дескать, вот он, царь-батюшка, спаситель-кормилец, среди нас уже, прозрейте и падите ниц, пока за вами не пришли и не впаяли статью за "изм" лет на 10-15. С другой - охаивается всячески советское прошлое. Для контраста, так сказать.
Да, антирелигиозная компания в СССР - страшное и горькое пятно на нашей истории, однако уклон в другом направлении - это инквизиция и конец светского государства. В СССР свобода вероисповедания была прописана в Конституции 1936 года - номинально, скажем честно. Но постепенно и тут многое было исправлено. Вашего покорного слугу крестили в СССР, в далеком 1971, на втором году жизни. Обряд провел священник-болгарин без предъявления документов и присутствия родителей - была только бабушка и тетя. Мой прадед был церковным старостой в деревне (Калужская область) посещал в обязательном порядке все службы, делал всю мебель своими руками - это 20-30 годы, между прочим. И умер своей смертью, а не в лагерях. И вообще, объясните мне неразумному, как это в богоборческом якобы государстве умудрились воспитать людей так, что можно было детям спокойно гулять во дворе целыми днями, не опасаясь всяких неадекватов, маньяков, бандитов и маргиналов, а также представителей самобытных культур, почему-то решивших, что наши города - поля их охоты. А вот сейчас с этим проблемы, и даже Ильин с Солженицыным не помогает.
К чему приводят перегибы, наподобие незаметно формируемых теперь, мы увидим далее из документов. Но не все так плохо! Приличные люди на государственных постах встречались и в медленно подгнивающей Империи Российской, сдерживая этот процесс в меру сил и возможностей. Находились они даже на весьма существенных постах. Есть они и теперь. О том, собственно, и публикация.
Итак, документ.
Рапорт прокурора Санкт-Петербургской прокурорской палаты министру юстиции об отсутствии оснований для уголовного преследования профессора Сеченова 13 марта 1867 года.
"9 июня 1866 года за № 555 С. Петербургский Цензурный Комитет отнесся к прокурору здешнего Окружного суда о возбуждении судебно-уголовного преследования против профессора статского советника Сеченова по поводу изданной им книги своего сочинения "Рефлексы головного мозга". Комитет, как видно из представляемого при сем его подлиннике отношения оного за № 555, основанием к такому преследованию полагал следующее..."
Тут надо дать короткие пояснения.
Цензурные комитеты (Санкт-Петербургский был центральным и главным) появились в РИ с 1804 года. Их создание определил "Устав о цензуре" - см ниже.
"1. Цензура имеет обязанностию рассматривать всякого рода книги и сочинения, назначаемые к общественному употреблению.
2. Главный предмет сего рассматривания есть доставить обществу книги и сочинения, способствующие к истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению.
3. На сем основании, ни одна книги или сочинение не должно быть напечатано в Империи Российской, ни пущено в продажу, не быв прежде рассмотрено цензурою."
Первоначально это учреждение относилось к министерству народного просвещения, затем перешло в ведение министерства внутренних дел.
Цензура - неприятный, но необходимый инструмент любого государства. Лучше, если она официальная и явная, хуже, когда ее вроде бы нет, но издатель тебе тихо и доверительно сообщает, что вот этих вопросов лучше не касаться, а то сами знаете, нам проблемы не нужны В этом смысле царская модель "фильтрации контента" вроде бы даже вполне удачна - тогда хотя бы не врали про свободу слова. Увы, современная наша реальность умудрилась отторгнуть наиболее удачные управленческие решения и РИ, и СССР, "соединив в одном флаконе" наиболее проблемные.
Иван Михайлович Сеченов - знаменитый ученый. С мировым именем. Член-корреспондент и почётный член Санкт-Петербургской академии наук, создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии.
И вот именно такого человека Цензурный комитет намеревался "загнать на цугундер", а не просто запретить распространение его сочинений. Речь идет именно о судебном преследовании. А за что, собственно?
Смотрим дальше.
"1. Автор помянутого сочинения, сводя психическую деятельность головного мозга к одному мышечному движению, имеющему своим начальным источником всегда внешнее материальное действие, весь акт психической жизни человека объясняет чисто механическим образом."
Ну, и далее все в этом духе - в стиле средневековой инквизиции.
Впрочем, прокурор душевного порыва цензоров не разделял. Государственный человек понимал, что открывать "ящик Пандоры" и начинать судить за слова и идеи, не содержащие явной крамолы, а просто не вполне согласующиеся с некими представлениями о добре и зле отдельных лиц, для стабильности государства очень опасно.
Этот порочный путь чуть позже повторили в Китае, когда председатель Мао выпустил на своих недоброжелателей и оппонентов джина из бутылки, именуемого хунвейбинами. Загнать его потом обратно удалось только с помощью армии и ценой больших жертв.
Прокурор оперирует законами. Какие есть, такими и оперирует. И он справедливо отмечает, что "сочинение профессора Сеченова не заключает в себе таких мыслей, за распространение коих сочинитель на основании действующих уголовных законов мог бы быть признан подлежащим ответственности."
Профессор "не выражает никаких суждений", отрицающих нравственность, религию в целом или ее отдельные постулаты, а лишь описывает физиологические механизмы.
Более того - прокурор рекомендует опровергать желающим сочинение Сеченова не доносами, а научными доводами, если таковые имеются.
Что ту скажешь... Браво, господин Прокурор!
А вы, господа булкохрусты, подумайте на досуге, на кого вы похожи. На этого вот царского прокурора, стоящего на страже законности по сути, а не для красного словца или на тех, кто подводил светило отечественной науки под статью.
Государство ОБЯЗАНО охранять своих граждан от деструктивных учений - всяких тоталитарных сект, криминальных субкультур, агрессивных националистических концепций и прочего. Обязано охранять ОСНОВЫ - семью, которая союз мужчины и женщины, нормальную человеческую физиологию, задуманную Творцом всего сущего, а не сумасшедшими рептилоидами в секретных лабораториях.
Но как только общество сделает шаг в сторону массового стукачества на тему "а он недостаточно искренне пел "Боже царя храни" (или кого-то там еще), наступит тот самый всеобщий и окончательный пушистый зверек из народного фольклора.
На том аминь и всем добра. Будьте мудрее и не судите других, собой займитесь. Глядишь, и у вас без судимостей жизнь пройдет.