Найти тему
Кавычки-ёлочки

Пятисот или пятиста: мой знакомый доцент не понял лёгкое правило русского языка

Недавно мы с другом Сашей решили размять язык перед важной презентацией. Сидим на кухне, пьём чай и начинаем вспоминать разные скороговорки.

У нас хорошо получалось, в какой-то момент стало скучно. Поэтому я предложил:

— Давай что-нибудь реально сложное. О, вспомнил! Попробуй-ка произнести: «восемьюстами восемьюдесятью восемью».

— Это ещё что за зверь? — удивился Саша.

— Числительное в творительном падеже. Самая настоящая языколомка!

Он пытается выговорить:

— Восемьюстами... восьмьюдесятью... восемью... Да что ж такое!

Я смеюсь:

— Вот-вот. А теперь вообрази, как это произносить на важных переговорах или в прямом эфире.

— Ха, мы нашли идеальную разминку для языка. Давай ещё попробуем?

И мы начали вспоминать другие составные числительные, пытаясь их правильно произнести. Кто бы мог подумать, что обычные числа могут стать такой весёлой и полезной игрой для развития речи!

Действительно, кто из нас без запинки произнесёт «восемьюстами восемьюдесятью восьмью»? Язык сломаешь же. А ведь когда-то мы все учились в советской школе и зубрили правила склонения количественных числительных. Но что-то пошло не так.

С ними вообще творится какой-то бардак. Здесь и далее я говорю только о количественных числительных, порядковые не затрагиваю.

Вроде учат их в школе, вот учебник нашёл:

Но не помогает, видимо.

Недавно захожу в любимый магазин, в котором давно знаю продавщиц и общаюсь с ними чуть ли не на «ты». Вижу объявление: «Скидка 20% на все товары в течение 5-ти дней!» Ох уж эти лишние хвостики... Спрашиваю:

— Люба, а почему у вас 5-ти написано?

— А как надо? — удивляется она.

— В течение 5 дней, без -ти.

— Да ладно! А мне кажется, так красивее.

Cамое интересное: люди, которые так пишут, наверняка считают, что делают всё правильно. Будто эти лишние буквы и дефисы придают их текстам особую солидность и официальность.

Но давайте разберёмся, откуда растут корни этого числового безумия. Может быть, от страха? Страха быть непонятым?

-2

Представьте диалог:

— Слушай, а почему ты пишешь 2-х вместо просто 2?
— Ну, так понятнее же! А то вдруг кто-то не поймёт, что я имею в виду.
— Кто не поймёт? Инопланетяне?
— Нет, ну мало ли... Вдруг подумают, что это не «двух», а что-то другое.
— И что же это «другое» может быть?
— Не знаю... Но лучше перестраховаться!

Но настоящий апофеоз числовых хвостов случился в другом месте.

Захожу недавно в подъезд, а там объявление:

«Собрание жильцов состоится через 3-и дня».

Три-и? Серьёзно? А может, сразу 3-три напишем?

И на ценнике в магазине: «Скидка на товар 2-а дня». Два-а? ДВА-А?! Это что, крик души продавца? Может, он так пытается привлечь внимание покупателей? Или новый маркетинговый ход – «купи, а то 2-а закончатся»?

Ощущение, что числительные стали для нас чужими, непонятными, пугающими.

Но это ещё не всё, ведь на очереди у нас… «двухста».

-3

А ещё у нас забывают, что в родительном падеже все числительные от 200 до 900 оканчиваются на -СОТ. Да-да, именно -СОТ, а не -СТА, как многие ошибочно думают.

Когда-то я провёл небольшой эксперимент: попросил свою племянницу-третьеклассницу просклонять числительное «пятьсот» так, как она чувствует. Вот что у неё получилось:

  • Пятьсот
  • Пятиста
  • Пятиста
  • Пятьсот
  • Пятиста

Пятиста

Не будем строго судить ребёнка. Лучше научим её и заодно освежим свои знания.

Правильное склонение выглядит так:

Пятьсот помидоров
Пятисот помидоров
Пятистам помидорам
Пятьсот помидоров
Пятьюстами помидорами
(О) пятистах помидорах

Видите? В родительном падеже гордо красуется окончание -СОТ. И так со всеми числительными от 200 до 900.
Но как же запомнить это коварное правило? У меня есть отличная мнемоническая фраза: «Нет СОТа без труда». Каждый раз, когда сомневаетесь, вспоминайте эту пословицу. Нет двухсот рублей, трёхсот дней, четырёхсот километров, пятисот страниц... Ну вы поняли.

Или так: заменяем второй корень словом НОТ. Двух нот (сот). Двухсот.

Однако меня коробило другое. Ладно, ребёнку объяснять такое в порядке вещей. Но когда доценту, кандидату технических наук пытаешься доказать, что «семиста вольт» — это неграмотно, то становится не по себе.

— Шестисот, семисот… Это же как-то неблагозвучно.

Я ему отвечал:

— Вась, потому что в твоём окружении говорят дОбыча и не только. Просто привычка.

И рассказал тот самый мнемонический приём про -СОТ и -НОТ. Он поморщился:

— Вечно эти академики напридумают…

По его внешнему виду и реакции было заметно, что Василий ничего не понял.

Встречали ли вы забавные или нелепые способы записи числительных? Как вы реагируете на такие ошибки? Делитесь в комментариях!