Брак любимца Петра I Павла Ивановича Ягужинского войдет в историю как один из первых «громких» разводов в Российской империи. А развелись Ягужинские по совету самого Государя и с его разрешения.
Имя Павла Ивановича Ягужинского любящие историю России слышали наверняка.
В 1687 году семья польского органиста Ивана Ягужинского переехала в Россию. Его сын Павел сначала поступил на службу к сподвижнику Петра I, боярину Федору Алексеевичу Головину:
Карьера пошла в гору, когда на должность денщика Петра I вместо Александра Меншикова взяли сына польского органиста.
Сметливый Ягужинский сменил лютеранскую веру на православную и стал одним из любимцев Петра I, который уже через 5 лет службы отблагодарил Павла Ивановича: подарил ему остров на реке Яузе, неподалеку от Немецкой слободы, в которой частенько бывал царь.
Следующий «подарок» оказался существеннее: безродному и бедному Ягужинскому нашли невесту с приданым из древнего рода Хитрово. В 1710 году Павел Ягужинский «за Анной Федоровной» получил в том числе село в Калужской губернии и село в Тульской. Мне попалась информация, что уже в 1712 году он одно из этих сёл переписал на себя.
По служебной лестнице Ягужинский поднялся высоко: дослужился до генерал-адъютанта, стал вторым в истории Российской империи камергером, получил чин полковника, выполнял деликатные и дипломатические поручения Петра I, от поиска труппы комедийных актеров до участия в свадьбе Государя с Мартой Скавронской.
А вот в семейной жизни Павла Ивановича было неладно. В молодые годы Ягужинский с удовольствием участвовал во всех увеселениях на европейский манер. Он успевал выпить не одну рюмку горячительного, танцевать в прямом смысле этого слова - до упаду, при этом составлять списки тех, кто не явился на ассамблею. Прозвище Ягужинского - «царь всех балов».
У его супруги Анны Федоровны характер иной. Раньше о таких мужьях и женах говорили: «Две половинки разных яблок».
Что происходило в семейной жизни Ягужинских, спустя 300 лет не разберешь. Диалоги между супругами, которыми наполнен Интернет, - результат фантазий блогеров. Точно известно, что муж постоянно разъезжал по государственным надобностям, а жена исправно дарила ему наследников: сын и три дочери - это немало при кочевой жизни Павла Ягужинского.
Уже спустя 11 лет брака между Ягужинскими произошла грандиозная ссора. О ней известно, потому что скандал случился не просто при свидетелях, а на свадьбе князя Трубецкого. Свадебный церемониал предполагал, что Павел Иванович и Анна Федоровна пройдут в танце парой.
Анна Федоровна отказалась танцевать с мужем. Что толкнуло ее на демонстрацию на людях неладов в семье? Не знаю.
Предоставлю слово тем, кто назвался знающим о причине развода. А их версии разнятся…
Муж заявлял (во время развода): Анна Федоровна ведет непотребный образ жизни: убегает из дома и ночует неизвестно где. Впрочем, одно местопребывание после заката солнца зафиксировано в бракоразводном деле: изба садовника. Знакомых жены Павел Иванович называл подозрительными и непотребными. Среди «грехов» госпожи Ягужинской числились: хождение за пределами дома без одежды, скакание «сорокой» [что это такое - не знаю]. Однажды Анна Федоровна ворвалась в храм, пошвыряла на пол священные предметы и осыпала оскорблениями батюшку.
Живший в России голштинский дворянин Фридрих Вильгельм Берхгольц видел Анну Федоровну в 1723 году. Сорокой она при нем не скакала, была одета подобающе, но выглядела больной и страдающей «меленколией».
На меланхолию списывала свои странности и сама Анна Федоровна. Во время бракоразводного процесса она заявила, что не помнит, как «непотребства чинила». Зато четко объяснила причину своего состояния: разлука с детьми и мужем, скука и одиночество, ведь Ягужинский под предлогом, что мать дурно влияет на детей, забрал сына и 3 дочерей.
Читатели канала «Мой XIX век», вы обращали внимание, что если в Российской империи XVIII-XIX века разводились родовитые, влиятельные, богатые дворяне, то «дело» о неурядицах в семейной жизни ложилось на стол к правящему монарху? И Государь или Государыня лично выносил(а) решение.
Например, в середине XIX века Александру II пришлось сначала давать разрешение на брак с куртизанкой одному из богатейших и родовитых дворян, графу Кушелеву-Безбородко, а потом выносить вердикт о разводе (ссылки внизу статьи).
Монархи читали прошения и вникали в пикантные детали личной жизни своих подданных не из желания поучаствовать в шоу а-ля «Малахов+», а выполняли одну из обязанностей Императора (Императрицы) России.
А в 1721-1723 годы события развивались стремительно.
В 1721 году Петр Первый создал Священный Синод и распорядился, что дела о разводах супругов - юрисдикция новой структуры.
В начале 1722 года Павел Ягужинский стал первым в истории России генерал-прокурором (в переводе на современный русский язык - генеральный прокурор).
И в том же году Павел Ягужинский захотел расторгнуть свой брак. Что побудило его к разводу? Тут мнения разделяются, как обычно.
Анна Федоровна происходила из знатного и богатого рода. Ее муж к 1722 году стал одним из влиятельнейших людей Российской империи. Неудивительно, что их развод наделал много шума и вызвал разные кривотолки.
Версия писателя Валишевского. Приблизившийся к 40 годам Павел Иванович захотел жениться на более молодой и веселой дворянке (что и сделал уже через несколько месяцев после развода с первой женой). Невесту подобрал еще будучи женатым.
Версия современника, графа Бассевича, чьи записки опубликованы в 1865 году.
«Странная супруга» Ягужинского «ежечасно истощала его терпение». Но совесть генерал-прокурора не позволяла ему развестись. Тогда вмешался Петр I, который объяснил своему «птенцу»: «Бог установил брак для облегчения человека в горестях и превратностях здешней жизни», а «дурное супружество» противно воле Божьей. Продолжать дурное супружество опасно для спасения души. Под натиском таких доводов Ягужинский обратился в Синод за разрешением на развод.
Впрочем, слово «развод» не совсем точно определяет происходившее в семейной жизни Ягужинских. Анну Федоровну насильно отправили в Федоровский монастырь - один из старейших в России.
Оттуда Анна Федоровна дважды неудачно бежала. 10 лет под именем монахини Агафьи она проживет в монастырских стенах, где и найдет в 1733 году последнее пристанище.
Получивший таким старинным способом «свободу» (пошел по пути Петра I) Ягужинский уже через несколько месяцев выгодно во всех отношениях женится. Обзаведется новыми детьми.
В том же 1723 году единственного сына от первого брака отправит за границу, где подросток отправится к праотцам на следующий год. Три дочери от Анны Федоровны вырастут и выйдут замуж за представителей знатных семей: Лопухина, Головина и Гагарина.
А 13 декабря 1744 года дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна, закрепит законодательно право монарха решать семейные проблемы своих богатых дворян: подпишет указ, согласно которому разводы «знатных персон» подавались на рассмотрение Государыне. Поэтому не удивляйтесь, что в начале XX века Николай II вникал в детали семейных проблем своих приближенных. Работа у него такая…
На главной странице канала «Мой XIX век» есть подборки по темам. В том числе о семейной жизни дворянок. Жмите на ссылку, чтобы прочитать:
Если вам кажется, что отправка и насильный постриг - жестко, посмотрите, как родной отец поступил с дочерью-принцессой в конце XIX века:
О разводе графа, женившегося на даме с пикантным прошлым:
А вот как решал семейные неурядицы гениальный Менделеев: