Мы привыкли думать, что проигрываем Западу в информационно-пропагандистских войнах за умы и сердца. "Наша пропаганда примитивна", "российские ведущие пропагандисты ничего из себя не представляют, их невозможно слушать". Ну и в таком духе.
А вот один персонаж, живущий св Финляндии, отвечая на заданный на Quora саркастический вопрос: Почему российская пропаганда так плоха? Понимают ли россияне, что это пародия на саму Россию?, считает совершенно иначе и подробно аргументирует свою точку зрения.
Думаю, всем будет интересно послушать, как себе представляет воздействие российской пропаганды на западную аудиторию один из ее представителей. Познакомившись с его "знанием тайного", вы ужаснётесь от того, насколько наша пропаганда мощна и многогранна! :)
****************
Пекка Кнаапила, резервист Сил обороны Финляндии (2001 – настоящее время)
Почему российская пропаганда так плоха? Понимают ли россияне, что это пародия на саму Россию?
Плоха? Российская пропаганда блестяща! Пропаганда — одна из немногих вещей, в которых Россия действительно хороша. Да, часть ее несомненно плоха, но это лишь верхушка айсберга — и это та часть, которую они хотят, чтобы вы увидели...
Даже смехотворно плохая пропаганда служит определенной цели. Смысл в том, чтобы заполнить информационное пространство бессвязной, противоречивой ерундой. Она не для того, чтобы убедить вас, а для того, чтобы запутать вас.
Это тратит ваше время, это утомляет и отвлекает вас, это создает впечатление, что их аргументы популярны и актуальны, это заставляет вас сомневаться во всем, это заставляет вас препираться друг с другом и это заставляет вас думать, что раз российская пропаганда настолько плоха, вы можете легко ее распознать.
Это просто "шит-постинг" (der`mo-постинг - прим. автора), замаскированный под серьезные дебаты. Он опирается на объем и количество, а не на качество - и если вы попытаетесь с ними поспорить, они просто проигнорируют это и пойдут постить то же самое в другое место. Единственное решение - заглушить его противоположным шит-постингом; все остальное означает, что он выполняет свою работу достаточно хорошо.
Кроме того, противоречивая чушь всё ещё может убедить кого-то. Люди любят выбирать и подтверждать свои предубеждения. В огромном беспорядке дезинформации они склонны обращать внимание на те части, которые соответствуют их существующему мировоззрению, и удобно игнорировать остальное. В результате вы видите людей, поддерживающих Россию со всех сторон политического компаса.
Это только слабые стороны. Теперь давайте рассмотрим сложные вещи.
Люди склонны формировать свои мнения в терминах мемплексов (набор мемов, которые взаимодействуют, усиливая друг друга - прим. автора), вместо того, чтобы обдумывать каждую тему индивидуально. Это означает, что человек с мнением A также, скорее всего, будет придерживаться определенного мнения B, даже если они не связаны или даже противоречат друг другу. Например, до недавнего времени было очень распространено, что люди, которые очень громко высказывались об изменении климата, были такими же противниками ядерной энергетики. Я уверен, что вы можете вспомнить множество «либеральных» или «консервативных» мнений, которые всегда, кажется, идут рука об руку без какой-либо очевидной причины. Людям нравится тусоваться с людьми, с которыми они согласны, и постепенно любое популярное мнение в любой группе заставит замолчать конкурирующие мнения.
Россия долго работала над тем, чтобы внедрить пророссийский мемплекс на Запад. С ростом так называемых крайне правых партий в Европе вы можете видеть, что эта работа вполне окупается.
Заметьте, это не значит, что крайне правые — это пророссийские и наоборот. Россию не так уж и волнует, кто у власти на Западе. Всё, что их волнует, — это заставить Запад бороться внутри себя. У России есть голоса внутри каждой значимой западной партии, и их общая цель — поляризация общества. Известно, что Россия поддерживает обе стороны конфликта, просто чтобы подлить масла в огонь.
В любом случае, вот как это работает:
- Сформируйте аудиторию, пересказав несколько уже популярных мнений по не связанным с этим темам, которые очень воодушевляют людей.
- Изолируйте свою аудиторию от других источников информации, убедив их, что эти источники враждебны и деструктивны.
- Теперь, когда у вас есть аудитория, которая уже склонна соглашаться с вами и не доверять любому, кто осмелится бросить вам вызов, вы можете навязывать ей новые мнения практически по любому поводу, и эти мнения, скорее всего, получат гораздо большую поддержку, чем когда-либо могли бы получить сами по себе.
- Когда ваша аудитория достаточно велика и/или громка, вы можете использовать её, чтобы направить политический и общественный диалог в свою пользу различными способами — даже если ваша аудитория всё ещё слишком мала, чтобы самостоятельно проталкивать какие-либо политические решения.
Вот как это делается на практике:
Во-первых, проникновение в антииммиграционную толпу, чтобы привлечь внимание и доверие. Это легко. Вам даже не нужно подделывать собственную пропаганду; вы можете найти достаточно топлива для антииммиграционных настроений в СМИ. Поскольку западная иммиграционная политика имеет, по общему признанию, видимые и нерешенные проблемы, практически любой может создать значительную аудиторию, говоря о них.
Между тем, Россия открыто выталкивает иммигрантов в Европу на польско-белорусской границе и в меньшей степени на финско-российской границе, а также сотрудничает с торговцами людьми и вызывает нестабильность во многих странах происхождения беженцев. Насколько проиммиграционные настроения и активизм на Западе созданы искусно скрытой российской пропагандой? Мы никогда не узнаем, но факт в том, что все крайне правые движения провалятся, если не будет с чем бороться.
Во-вторых, раздувание антипрививочных настроений для создания пузыря. Нет, я не думаю, что Россия стала причиной пандемии, но это было как божественный дар для их пропаганды. Поскольку российские пропагандисты искусны и легко приспосабливаются, они мгновенно ухватились за эту возможность. Мы всё ещё помним свиной грипп и поспешно созданную вакцину, которая в итоге нанесла больше вреда, чем сама болезнь, поэтому вполне естественно, что люди колебались.
И конечно, у вакцины от COVID были реальные побочные эффекты, но внезапно Интернет наполнился дикими ужасными историями о страшных смертях и разрушительных для жизни инвалидностях, вызванных прививкой. Некоторые из них можно было мгновенно доказать как фейковые, поскольку они использовали не имеющие отношения к делу фотографии, взятые из Интернета, так что кто-то делал это намеренно.
В этот момент, если не раньше, вы даете самым популярным новостным каналам броское коллективное прозвище, например, «основные СМИ». Затем вы дискредитируете их очень громкими заявлениями о том, что они лгут и скрывают правду, потому что их контролирует кто-то, кому либо плевать на вашу аудиторию, либо кто-то даже может быть вовлечен в заговор с целью её атаковать. Затем вы направляете свою аудиторию к альтернативным источникам новостей, которые, как оказалось, контролируются Россией.
В результате значительная часть населения была убеждена, что вакцина убьёт или сделает их недееспособными, возможно, даже как преднамеренная попытка геноцида. Они начали культурно изолировать себя и относиться ко всем «вакцинированным» людям с презрением и подозрением.
Третье, обозначение злодея и героя. Даже неважно, кто злодей, так что это может быть что угодно. Это может быть даже изменено на лету, если это необходимо. Что-то «другое», что является либо новым, иным, либо неясным и поэтому подозрительным. А герой? Россия, конечно, с ее Традиционными ценностями ™ и Сильным Лидерством ™ (никогда толком не описывая ни то, ни другое).
Этот третий пункт сам по себе будет очень трудно продать западной аудитории, но если вы сначала создадите восприимчивую целевую аудиторию с менее диковинными перспективами, это станет намного проще. Спросите любого лидера культа.
И вот так. На каждом шагу некоторые перестают верить в это: не все антипрививочники поддерживают Россию, но все сторонники России — антипрививочники; и не все, кто критикует иммиграцию, являются антипрививочниками, но все антипрививочники также являются антииммиграционными.
Но это неважно. Пророссийский мемплекс встроен в Европу, и он обладает нетривиальной политической властью.
Теперь, когда мемплекс стал устоявшейся частью западного социального дискурса, даже если это всего лишь меньшинство, Россия может использовать его для продвижения любых нарративов, которые она считает полезными в любой момент времени. Российская пропаганда не продвигает мнения, которых придерживается российское правительство. Она продвигает мнения, которые полезны для России, когда их придерживаются её враги. В большинстве случаев это даже не имеет прямого отношения к России. Фактически пророссийские вещи вкрапляются очень тонко, чтобы не сбить людей с толку.
И знаете что? Советский Союз установил свой собственный крайне левый мемплекс на Западе во время Холодной войны. Хотя Советского Союза больше не нет, остатки его мемплекса всё ещё существуют, и они обожают сражаться против своего современного российского аналога, которого они считают своим смертельным врагом. И это именно то, чего хотят российские пропагандисты.
Вот кое-что, за чем стоит следить прямо сейчас.
7 октября 2023 года Россия одержала крупную пропагандистскую победу, когда ХАМАС атаковал Израиль. Атака, скорее всего, была заказана Россией; в противном случае она не имела бы особого смысла, а время и результаты были просто слишком идеальными для нужд России.
Мы знаем, что 1) любая серьезная провокация со стороны ХАМАС неизбежно приведет к уничтожению Газы Израилем, и 2) западная аудитория очень поляризована в вопросе о том, какую сторону она поддерживает.
Итак, как раз когда стратегическое наступление U находилось на критических стадиях, ХАМАС без всякой видимой причины решил начать войну без стратегии и надежды на победу, и внезапно все эти западники, которые были объединены вокруг U по партийным линиям, начали рвать друг друга на части из-за Израиля/Палестины. Трудно оценить ущерб, нанесенный военным усилиям U, но он, несомненно, был катастрофическим.
Но это ещё не всё. В последнее время, медленно, но с возрастающей интенсивностью и дерзостью, российские интернет-тролли специально отметили евреев как злодеев своей истории с утверждениями и аргументами, которые неотличимы от нацистской пропаганды 1930-х годов. Конечно, это очень трудно продать даже тщательно подготовленной аудитории, потому что у западных людей полная аллергия на всё нацистское, но это не проблема. Пока это получает хоть какую-то поддержку, это работает, а с продолжающимися жаркими дебатами по Израилю/Палестине это может сработать.
Победа над нацистами во Второй мировой войне — это, пожалуй, единственное недавнее достижение в истории России, которое на Западе обычно рассматривается как хорошее. Из-за этого вся российская военная пропаганда непременно должна исходить из аксиомы «смотрите, мы боремся с нацистами, как в старые добрые времена!», несмотря ни на что. Вот почему они также настаивают на том, что U правят нацисты, хотя, когда их просят назвать имена некоторых видных нацистов, они могут назвать только одного парня, который жил 80 лет назад и был отправлен в концентрационный лагерь настоящими нацистами.
И да, это слАбо. Мало кто на это поддастся. Но им приходится довольствоваться тем, что есть. Российские пропагандисты жаждут настоящих западных нацистских голосов, на которые они могли бы указать и крикнуть: «Вот, мы же говорили!»
Это был их конечный пункт с самого начала? Нет, это просто бонус. Они видят возможность для какой-то незначительной выгоды и идут на это. Они уже достигли своей цели на этом этапе: пророссийский мемплекс занимает место у других и ослабляет их, даже если он в меньшинстве.
Наша проблема уже не в той ерунде, которая идет напрямую из России. Наша проблема в том, что мы все тратим время друг друга, сражаясь за то, за что Россия хочет, чтобы мы сражались.