Начало. Глава 1
Мне казалось, вы обрадуетесь, что у Азата есть сын, а вы все о помощи, кто будет помогать, как надо помогать? Озаботились прямо. Можно подумать, что с появлением моего сына, беда на ваши головы обрушилась. Ох, какое горе, как теперь быть?
Айша укоризненно посмотрела на внучку, встала с места, подошла к супругу
- Я сейчас приду, Гарей. Сания, Алевтина, пойдемте со мной!
Айша прошла в середину комнаты, в которой стоит кровать Сании, заговорила сердито
- Неудобно выговаривать тебе при Алевтине, но ты меня очень сильно огорчила, Сания. Мне показалось, ты недовольна присутствием Зиннура и Ракии. Они могут приходить в дом своего отца, когда захотят, им не нужно приглашение.
- Бабушка! Зачем было смотрины устраивать? Я просто представила себя на месте Али. Столько чужих глаз уставились на ее сына, на нее, мне было бы страшно.
Айша отвернулась от внучки, улыбнулась Але
- Садись, милая, не надо никого бояться. Никто здесь не желает тебе зла. Однако, ты должна понимать, мы не можем взять и, не разобравшись ни в чем, принять тебя и твоего сына в нашу семью. Азат никому и никогда не говорил, что у него есть девушка, тем более не говорил, что она ждет ребенка.
- Азат не знал ничего, я не успела ему рассказать. Но он обещал на мне жениться, когда вернется из Армии.
Сания сидела, держа на руках племянника и ждала, когда бабушка захочет взять его на руки или хотя бы внимательно посмотрит на него. Ей казалось, что бабушка не обращает никакого внимания на малыша. Айше и не нужно разглядывать мальчика в упор. Одна колодка, что у Сании, что у Азата, что у этого ребенка. Можно подумать, он сын Сании, а не этой беленькой голубоглазой девочки.
- Что будем делать, Сания? Ты обидела деда, Зиннура, Ракию, с кем советоваться станешь? Мне кажется, мальчик сын Азата. Но, даже если это не так, наш долг помогать тем, кто в беде. А мать-одиночка, это если и не беда, то очень большая ответственность и тяжелый груз.
Сания, тебя спрашиваю, как собираешься помогать Але? Что делать станешь? Тебе для этого дед и Ракия не нужны?
Алевтина покраснела, побледнела, ее нежная кожа покрылась пятнами, на глазах выступили слезы
- Знаете, мне и не родственники помогают. Коляску соседи дали, кто пеленки принес, кто распашонки. Мы с сыном не просим милостыню на улице, у нас есть крыша над головой. Я не сирота, у меня есть и мать, и отец. Они не чета вашей родне, моя мама санитарка, папа просто носильщик на вокзале.
Наверно, и я стану санитаркой, смогу, выучу сына. Не смогу учить в институте, то уж на машиниста паровоза всяко выучится. Хорошая профессия для настоящего мужчины. Азат ведь тоже выучился на строителя, а не на ученого.
Простите, мне не следовало приходить. Спасибо тебе, Сания! Но от тебя я не жду помощи, ты сама студентка. И от вас, тетенька, я ничего не жду. Мне просто нужно было…, сама не знаю, что мне нужно было, не знаю, зачем приперлась со своим ребенком.
Мне казалось, вы обрадуетесь, что у Азата есть сын, а вы все о помощи, кто будет помогать, как надо помогать? Озаботились прямо. Можно подумать, что с появлением моего сына, беда на ваши головы обрушилась. Ох, какое горе, как теперь быть?
Успокойтесь, не надо ни с кем советоваться, забудьте, что я сюда приходила. До свидания! Сания, давай мне Амира. Спасибо тебе, ты очень добрая. Не надо меня провожать, я сама до дома доеду.
- Постой, Аля! Бабушка не на тебя рассердилась, это она из-за меня так разговаривает.
- Неважно, каждый должен знать свое место. Наше с Амиром место в бараке возле железной дороги. До свидания!
Алевтина вышла в гостиную, отвернув лицо сына к своей груди, попрощалась и вышла. В квартире наступила тишина. Айша молча смотрела в окно, отвернувшись от Сании, словно не замечая ее.
Внезапно Сания почувствовала себя в этом доме лишней. Есть дед и бабушка, у них есть Зиннур и Ракия. Они все, конечно, любят ее, поддержат в трудную минуту. Только, они семья, а она их гостья, это не ее комната и не ее дом.
Забылась Сания. Как говорит Аля, нужно знать свое место. На самом деле, зачем им всем нужен сын Азата? Амир ей племянник, а им кто? Бабушке и то приходится каким-то пятьюродным внуком, считай, никем.
Ракие надоело ждать, когда Айша объявит, родня ей мальчик, или нет. Она заглянула в комнату
- Апа! Что-то быстро убежала девчонка, ты не признала ее мальчика?
- Это сын Азата, нет ни капли сомнения.
- Чего она тогда убежала? Почему не осталась?
- Обидела я ее, стала при ней Санию укорять, рассуждать вслух стала, как теперь быть? Слова доброго не сказала о ее сыне.
- Подумаешь, какая гордячка! Стоит еще перед нами, башку задрала. Кто она такая, чтобы обижаться? Притащилась! Радовалась бы, что не погнали.
Сания перестала складывать вещи в сумку, обернулась к Ракие
- Она, Ракия-апа, человек, мать сына нашего Азата. Аля бы не притащилась, я виновата, что привела ее сюда. Ты права, я такая доверчивая! Верила, что вы все самые добрые, самые щедрые, самые справедливые люди. Вы и есть такие, только не для всех.
- Это ты не себя ли имеешь ввиду? Тебе мы мало добра сделали? Мало мы тебя поддерживали? Чем ты нам платишь?
- Извини, видимо, я такой неблагодарной родилась. Зря вы делали мне добро, мне век с вами не расплатиться.
Бабушка, прости меня, не хотела огорчать тебя, правда. Не сердись, ладно? Я стараюсь не делать необдуманных поступков, но не всегда у меня получается.
- Я не сержусь, Сания. Сама разрешила тебе привести Алю с ребенком. Нехорошо получилось, неладно.
- Бабушка, я поеду к себе, нагостилась, пора и честь знать.
- Значит, ты обиделась! За сына Азата обиделась? Поэтому уезжаешь?
- Нет, бабушка, не из-за этого. Ты не обязана принять в сердце ребенка, который тебе приходится просто дальним родственником. Для меня Амир свой, я-то всяко буду помогать его растить. Он мой племянник, кто, если не я?
Ракия усмехнулась про себя, ну-ну!
- Апа, я пойду, на стол соберу, мужчин-то кормить нужно. Сания, ты тоже не уходи, пообедаешь с нами, дома, небось, шаром покати.
- Спасибо! Пока еще есть не хочется. Куплю что-нибудь по дороге, вечером чаю попью. Бабушка, я поеду, ладно?
- Поезжай, если так решила. До свидания!
Сания вышла из комнаты, дедушки нет, видимо вышел в сад. Оставив сумку у крыльца, пошла к водоему. Тут дед, где ему еще быть?
- Дед! Я пришла попрощаться, поеду домой.
- Что так? Почему нерадостная? Айша не узнала в мальчике сына Азата?
- Узнала, дедушка. Все нормально, все хорошо. Поеду, пора мне.
- Неожиданно как-то. Я думал, ты до конца экзаменов поживешь у нас.
- Я тоже думала, но поняла, что отдохнула, соскучилась по своей квартире, по своей кровати. Спасибо тебе, дед, за все. До свидания!
Очень хотелось Сание обнять деда, да постеснялась она, махнула рукой и ушла. Гарей пошел вслед за ней, догнал у крыльца
- Сания, ты приезжай к нам почаще, мы с твоей бабушкой будем скучать по тебе.
- Обязательно, дед! Ну, я пойду? До свидания!
Гарей вышел за ворота и смотрел девушке вслед, пока она не повернула за угол.
Сания вошла во двор и прошла к подъезду, стараясь поближе держаться к стене дома, чтобы Ренат не увидел ее нечаянно в окно. Сейчас она не готова разговаривать с ним, снова слушать его заверения о большой и чистой любви.
Вошла в квартиру, пыльно-то как, она вчера этого и не заметила. Не стала затевать уборку, завтра, все завтра. Вытряхивая из сумки свои вещи и конспекты, она увидела, как выпал на пол конверт. Конечно, это письмо от отца. Сания писала ему редко, не чаще одного раза в месяц, он отвечал так же.
Обычное письмо, о здоровье бабушки Амины, о Регине, о погоде. В конце письма приглашение
- Сания! Твоя бабушка очень хочет увидеть тебя. Говорит, что чувствует себя плохо, вдруг что случится, не попрощается с тобой. Она преувеличивает, я заставил ее пройти обследование. Есть болячки, но врач сказала, что это возрастное, ничего страшного.
Однако, если тебе не очень трудно, приезжай, пожалуйста. Хотя бы ради спокойствия твоей бабушки Амины, и моего тоже, а то она мне всю плешь переест.
Посмеялась Сания, да уж, как рассказывала бабушка, Амина это умеет. Посидела, подумала и решила сразу же ответить отцу на письмо.
Написала, что девушка Азата родила мальчика, но ничего им не сообщила. Мальчик хорошенький, похож на Азата. Аля назвала его Амиром. Она живет с родителями в бараке у железнодорожных путей. Там очень шумно, и на всем оседает пыль из паровозных топок. Наверно, ребенку это очень вредно. Если отец разрешит, они бы приехали втроем, пусть бы мальчик подышал свежим воздухом.
В следующую пятницу Сания не встретила на кладбище Алю. Бабушки Закарии тоже где-то не было. Может они не пришли потому, что погода испортилась. Ветер сильный, тучи наползают, того и гляди, дождь пойдет.
Посидев около часа у ворот кладбища, и замерзнув окончательно, Сания уехала домой. Она не стала искать Алю, надо дождаться письма от отца. Может он тоже не захочет знать никакого внука.
Ренат ждал ее, стоя у окна. Заходил он к Сание каждый день, они, как прежде, пили вместе чай, разговаривали, но девушка сильно изменилась. Ее не волнует, что воротник его рубахи не свеж, брюки мятые. Она не спрашивает, ужинал и он, хочет ли есть. Кажется, Сания и не готовит, перекусит в студенческой столовой, если нет, то в кафе. Странно это. Всегда была такая заботливая, еда в холодильнике всегда была. Теперь там пусто, даже картошки вареной и яиц и тех нет.
Сания не торопилась домой. Вчера она сдала последний экзамен, в голове пусто, и на душе тоже. Согрелась, пока ехала в автобусе, выходить на улицу не хотелось, проехала до конечной, обратно до центра. Вышла в центре и пошла, такая одинокая, по улице Баумана.
Здесь нет ветра и совсем не холодно, а может просто потеплело. Народу в этот час не так много, никто не толкается. Идет Сания бесцельно, разглядывая витрины магазинов, оттягивая время. Ей просто не хочется встречаться с Ренатом.
Вроде, и не разлюбила, не сказать, что неприятен, но тяжело ей с ним, появилась какая-то натянутость в отношениях. Как исправить это, Сания не знает.
Ну, вот, кто-то преградил дорогу. Места мало что ли, тротуар широкий. Хотела было возмутиться, подняла глаза на мужчину, Виктор! Снова на Баумана, и снова Виктор.
- Кого я вижу, Сания! Я только о тебе подумал, а ты и явилась предо мной. Здравствуй, милая девочка! Ты все такая же серьезная и такая же красивая, нисколько не меняешься.
- Здравствуй, если мы уже на «ты»! Зато ты изменился, погрузнел, раздался вширь.
- Стареем, Саниюш, стареем! Ну так что? Пойдем?
- Куда пойдем?
- Как куда, в кафе, конечно! Разве тебя не приглашали, там твои бывшие одноклассники собрались. Меня Настена с собой звала, вот я и иду, делать все равно нечего. Если быть до конца откровенным, надеялся увидеть тебя.
- Знаешь, Виктор, не приглашали. Я как-то не хожу на вечера встреч одноклассников, вообще ни разу не была. И сегодня нет никакого желания идти туда. Была я как-то с ними на Дне рождения одного товарища, урок на всю жизнь запомнила.
- Не знаю, что там такого страшного случилось, но сегодня ты со мной, под моим покровительством. Пойдем, посидим, послушаем, кто чего добился. Настя говорит «золотопромышленники» приехали, ваши Женька с Аликом.
- Не уговаривай, Виктор, я не могу, мне уже пора домой.
- Ладно, поверю я тебе. Но просто пройтись, зайти куда-нибудь, выпить кофе со мной ты можешь?
- Это могу, даже с удовольствием. Расскажешь, как живешь, какие дороги строишь. Везет мне на строителей. Мой парень заканчивает нынче Инженерно-строительный, мосты строить будет.
- Сания, как же так? Ты не дождалась меня, ты завела себе парня? Как ты могла?
Возмущение Виктора выглядело настолько искренним, что Сания рассмеялась
- Смогла, ты бы предупредил меня, чтобы я этого не делала, может быть я бы и послушалась.
- Дорогая, я даже не мог подумать, что ты променяешь меня на кого-то. Сания, брось его, я твоя судьба!
- Ага, прямо сегодня, прямо сейчас, вернусь домой и брошу.
Виктор нахмурился, пропало, видимо, желание шутки шутить.
- Сания, ты с ним в одной квартире живешь, с твоим парнем?
- Нет, Виктор не живу я с ним в одной квартире, и вообще я с ним не живу. Они с другом снимают жилье в одном подъезде с моей квартирой.
- Фу, от души отлегло! Помнишь, ты когда-то говорила, сначала институт, потом квартира, только после этого муж и дети. Смотри, я наблюдаю за тобой, не нарушай своих планов.
- Не собираюсь. Квартира уже есть, институт закончу через год, дальше видно будет.
Зайдя в маленькое уютное кафе неподалеку от Кремля, выпили по чашке кофе, прогулялись по набережной. Незаметно настал вечер, фонари зажглись, Сание на самом деле пора домой.
- Виктор, спасибо тебе за этот вечер, до встречи с тобой мне было грустно. Но мне пора, проводи меня до остановки.
- Ну, что с тобой делать, провожу. Мы еще встретимся с тобой? Давай, встретимся, я тебе не рассказал, где дороги строил, ты не рассказала, как живешь.
- Виктор, есть человек, которому я обещала выйти за него замуж. Нам не надо встречаться, потому что это ни к чему. Прощай!
При тусклом свете фонаря Сания не узнала мужчину, сидящего у подъезда. Она чуть не прошла мимо, когда он окликнул
- Сания, дочка!
Девушка остановилась, пригляделась
- Отец, ты чего здесь делаешь?
- Здравствуй, дочка! Пустишь в квартиру?
- Здравствуй, конечно, пошли! Что случилось, ты так неожиданно приехал.
- Как неожиданно? Разве не ты написала, что у меня внук есть? Не ты ли спрашивала можно ли вам приехать?
- Писала, но я не ждала тебя.
- Не ждала! Твоя бабушка Амина едва ли не вытолкала меня из дома, говорит: «Езжай немедленно, вези мне правнука, хоть увидеть его до своей кончины. Недолго мне уж осталось, одной ногой в могиле стою». Надо ехать, дочь, внука везти, а то еще подвернется у матушки и другая нога.
- Пап! Ты все шутишь, может бабушка Амина на самом деле больна?
- Дочь, сколько помню, мама все время прощается, все на тот свет собирается. Не переживай, такие люди долго живут.
Продолжение Глава 88