Найти тему
VK Гид

Переосмысление любви через тотальную инсталляцию

Оглавление
© VK Гид / Александра Качалина
© VK Гид / Александра Качалина

В пространстве типографии Сытина в Москве до 25 сентября идёт выставка «Любовь. От и до». Её ключевыми частями стали 13 комнат, которые вместе составляют цельную тотальную инсталляцию, через которую группа художников переосмыслила ощущение и чувство любви. Мы поговорили с художницей и куратором выставки Анной Малай, о том, как считывать увиденное и чему зрителей может научить современное искусство.

Тотальная инсталляция — способ диалога художника и зрителя в масштабном и многосоставном виде. Концепт-бюро PRANNA для лучшего погружения в созданные смыслы выпустило аудиогид, который иначе можно назвать проводником в трансформационную игру и прожить этапы взросления человека— детская кроватка, шалаши из одеял, двор со скрипучими качелями и первая школьная любовь. Сюжеты прошлого начинают определять наше настоящее.

Мы спросили художницу и куратора проекта Анну Малай, как понять, что перед вами тотальная инсталляция и как считывать её суть.

Анна Малай © Александр Исаков / Концепт-бюро PRANNA
Анна Малай © Александр Исаков / Концепт-бюро PRANNA
Не стоит оперировать терминами «правильно» и «неправильно». Чаще при контакте с искусством человек самостоятельно, без инструкции, интуитивно считывает нужную ему информацию и интерпретирует её в соответствии со своим опытом, насмотренностью и готовностью воспринимать. Тут важно войти в состояние «желания понять», прочувствовать и сопоставить увиденное со своими внутренними ощущениями.
Каждый художник самостоятельно выбирает медиа или материал, с которым ему интересно работать и который поможет выразить его замысел. Ограничениями для художника скорее являются его внутренние цели, этические границы и нормы культуры, актуальные в заданном контексте.Этот набор предметов, звуков, запахов и сценариев взаимодействия в комплексе и становится тотальной инсталляцией. Всё это переплетается с концепцией пространства и намерением автора создать из этого цельное художественное высказывание. И второй важный фактор — наличие зрителя, готового эту работу воспринять.
© VK Гид / Александра Качалина
© VK Гид / Александра Качалина

Понимание современного искусства требует времени, важно осознавать то, что не всё, что вы видите должно вам понравится и быть сразу же понятным. В начале 1970-х годов в СССР развивалось направление под названием «Московский концептуализм», тогда художники Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров и множество других считали, что важна в первую очередь суть, а не сама художественная форма произведения. Образы, ассоциативный ряд, символы времени — кодировались в работах и тем самым создавали особый визуальный язык. Советское время, какое оно? Лозунги, справки, расписания, графики, красные плакаты, коммунальные квартиры, транспаранты, талоны, — у любого десятилетия, жизненного периода есть свои характерные образы, иначе их даже могут вызывать культурными кодами художники используя их в своих контекстах, надеются, что их расшифруют, но это непростая задача .

Перенесемся в начало XX века. Вспомните Марселя Дюшана и его фонтан-писсуар: больше века назад художник представил всему арт-сообществу идею, исходя из которой, процессы и мысли художника становятся важнее и первоочередней мастериальному объекту. Картина не говорит о себе столько, сколько это делает сам художник. Интерпретации, концепции, образы, мысли обрели ценность. Сейчас зрители, приходящие в музей, смотрят на выставочное пространство шире и помимо эстетического удовольствия от живописных картин ждут нового визуального и пространственного опыта или интересной подачи материала. Музейные и галерейные команды тщательно работают над архитектурой залов выставки, выходя за понятие «белого куба» с пустыми стенами.

Марсель Дюшан и его фонтан-писсуар. © Flickr / Rosa Menkman
Марсель Дюшан и его фонтан-писсуар. © Flickr / Rosa Menkman

Как эта информация может помочь на выставке? Всё это позволяет смотреть на экспозицию, как на чистый лист, наше внимание и заинтересованность позволяет видеть нам то, что нам близко и важно в данный момент. В секторе «Домой» меня умилили самодельные шалаши из стульев и одеял, в детстве я тоже строила такие и этот образ отозвался мне, я будто стала ближе к художнику и его идее, а вот приставка у телевизора вызвала у меня ощущение исключённости, обделенности и какого-то отторжения — в детстве у меня не было таких приставок и это мне не настолько близко, как тем зрителям, у кого такой опыт был. Каждый объект на выставке имеет свою отсылку, не всегда ваша ассоциация может совпадать с идеей художника, и в этом нет ничего плохого или неправильного.

Вот ещё пара важных тезисов:

  1. Если вы изучите тексты в залах, послушаете аудиогид и обсудите с кем-то увиденное, то вам будет проще составить своё итоговое впечатление. Задавайте себе после походов на выставки вопросы — с какими мыслями я ухожу? Были ли там работы художников, которые мне понравились? Если вам было что-то не понравилось или было непонятно — это тоже нормально, просто определите для себя, что конкретно вызвало у вас эти эмоции.
  2. Нужно пробовать взаимодействовать с предметами на выставках. Написать письмо? Почему бы и нет! Открыть ящики, лечь на кушетку, покататься на карусели. На интерактивных, иммерсивных выставках эмоции и впечатления выходят на передний план, делая зрителя главным участником всего события.

Я обратила внимание на то, что за последние годы художники всё чаще поднимают темы заботы, поддержки, внутреннего фундамента, борьбы со страхами и тревогами, рассказывают о своих мечтах и делятся личными историями. Будто раньше эта «новая искренность» сидела где-то внутри и не так часто выходила на обозрение публики. Я спросила Анну, о том, какой настрой сейчас у современных художников:

Да, тотальная инсталляция нечастый, но вполне сложившийся способ художественного выражения в искусстве. Как мне видится, авторов нашего проекта объединял интерес сделать ёмкую самостоятельную инсталляцию и можно сказать, что в этой работе художники держали высокую этическую планку, то есть действительно стремились создавать проекты с заботой о зрительском опыте, с желанием дать точку опоры и расширить опыт контакта с собой через искусство.

Когда я шла на выставку, то мне казалось, что тема любви уже всеми способами раскрыта и меня уже ничем не удивить, но я всякий раз забываю о том, что у каждого из нас свой уникальный и индивидуальный опыт: в вопросах любви к себе, отношений, расставаний, переживании боли, страхов и травм, или, напротив, их отсутствия. Естественно, что некоторые ситуации и эмоции могут быть нам чужды, тяжело представить чувства человека, которому разбили сердце. В этой ситуации не нужно себя ломать, можно посмотреть на этот опыт с другого ракурса.

© VK Гид / Александра Качалина
© VK Гид / Александра Качалина

Анна Малай рассказала, чему может научить нас выставка и как проходила работа над созданием инсталляций:

Задачей было создать образы, наиболее полно раскрывающие ощущения и знания художников в этой области. Проекты авторов прорабатывались с учетом оригинальности выбранного направления, чтобы идеи не дублировались.  Было необходимо найти гармонию между замыслом, намерением и способом выражения. Процесс подготовки проекта в целом можно сравнить с изваянием скульптуры из мрамора, когда рождается ясность ключевой сюжетной линии - отсекается всё лишнее, так достигается завершенность образа.
Любое искусство может «научить» человека чему-то в том случае, если у него есть на это внутренний запрос и доверие к этому как к инструменту саморазвития. Искусство может стать источником вдохновения, точкой отвлечения, местом эмоциональной поддержки, пространством глубокого взаимопонимания и безопасной моделью альтернативной реальности. Необязательно искать в современном искусстве научную подоплёку или назидание.

Автор — Качалина Александра, культурный редактор VK Гид