Вы только посмотрите на эту железнодорожную спираль на Северо-Кавказской железной дороге! Она находится на перегоне Гойтх — Индюк.
Такая спираль является одним из сложнейших приёмов трассирования железной дороги на этапе её проектирования. Мы уже разбирали «Улитку» в этой статье, а здесь представлен хороший пример спирального путевого развития.
Грамотное обоснование применения такого приема возможно только в особо трудных условиях проектирования. Например, в узкой долине с крутыми склонами. Как раз наш случай.
Этот приём очень дорогой и даже неблагоприятный и вредный для железной дороги. Дорогой не только в плане строительства, но и в плане содержания, ведь такие спирали автоматически влекут за собой строительство дорогостоящих и очень ответственных искусственных сооружений. На этой спирали построено аж 3 тоннеля. Смотрите ниже на часть плана станции Индюк.
- Средний петлевой тоннель (356 м);
- Малый петлевой тоннель (169 м);
- Большой петлевой тоннель (1015 м).
И эти тоннели построили наши деды в 1913-1914 годах!
На самом деле очень повезло, что в этом месте 3 тоннеля. Ведь могло не повезти с рельефом и пришлось бы «пробуривать» всю гору на протяжении всей спирали.
Зачем здесь такая спираль? Чтобы плавно спустить поезд с горы.
Такое постепенное снижение обеспечивает безопасный нормативный спуск поезда. Но в сети можно встретить комментарии работавших в этом месте людей. Ниже представлен комментарий с Пикабу:
Про уклоны на ЖД и что такое тысячные читайте здесь
Интересно, что сам приём называется именно спиральным развитием линии, так как само слово спираль предполагает, что трасса делает полный оборот в 360 градусов и пересекает саму себя в одной точке, что мы и видим на карте. А тоннели называю петлевыми, так как они прерываются. Вообще есть и петлевое путевое развитие, также применяемое в гористой местности, но без самопересечения.
Удивительно, что в начале 1914 года наши деды смогли построить такое сложное путевое развитие. Причем если открыть литературу того времени, то можно увидеть, что они не считают это каким-то подвигом. Просто приводят этот участок как пример, что и такое возможно.
Интересный факт. Если показать это место на карте не железнодорожникам, то с большой вероятностью они скажут, что такое развитие, вероятно, предусмотрено для торможения состава