Найти в Дзене

Наши деды 👴 опередили своё время? Уникальнейший петлевой ЖД тоннель 🚂

Оглавление

Вы только посмотрите на эту железнодорожную спираль на Северо-Кавказской железной дороге! Она находится на перегоне Гойтх — Индюк.

Железнодорожная петля перегона Гойтх — Индюк. Карта OpenStreetMap
Железнодорожная петля перегона Гойтх — Индюк. Карта OpenStreetMap

Такая спираль является одним из сложнейших приёмов трассирования железной дороги на этапе её проектирования. Мы уже разбирали «Улитку» в этой статье, а здесь представлен хороший пример спирального путевого развития.

Грамотное обоснование применения такого приема возможно только в особо трудных условиях проектирования. Например, в узкой долине с крутыми склонами. Как раз наш случай.

-3

Этот приём очень дорогой и даже неблагоприятный и вредный для железной дороги. Дорогой не только в плане строительства, но и в плане содержания, ведь такие спирали автоматически влекут за собой строительство дорогостоящих и очень ответственных искусственных сооружений. На этой спирали построено аж 3 тоннеля. Смотрите ниже на часть плана станции Индюк.

Часть плана станции Индюк. Источник https://wikimapia.org/12486478/ru/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%8E%D0%BA
Часть плана станции Индюк. Источник https://wikimapia.org/12486478/ru/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%8E%D0%BA
  1. Средний петлевой тоннель (356 м);
  2. Малый петлевой тоннель (169 м);
  3. Большой петлевой тоннель (1015 м).

И эти тоннели построили наши деды в 1913-1914 годах!

На самом деле очень повезло, что в этом месте 3 тоннеля. Ведь могло не повезти с рельефом и пришлось бы «пробуривать» всю гору на протяжении всей спирали.

Зачем здесь такая спираль? Чтобы плавно спустить поезд с горы.

-5

Такое постепенное снижение обеспечивает безопасный нормативный спуск поезда. Но в сети можно встретить комментарии работавших в этом месте людей. Ниже представлен комментарий с Пикабу:

Комментарий. Источник https://pikabu.ru/story/strannaya_petlya_na_zheleznoy_doroge_6116576
Комментарий. Источник https://pikabu.ru/story/strannaya_petlya_na_zheleznoy_doroge_6116576

Про уклоны на ЖД и что такое тысячные читайте здесь

Интересно, что сам приём называется именно спиральным развитием линии, так как само слово спираль предполагает, что трасса делает полный оборот в 360 градусов и пересекает саму себя в одной точке, что мы и видим на карте. А тоннели называю петлевыми, так как они прерываются. Вообще есть и петлевое путевое развитие, также применяемое в гористой местности, но без самопересечения.

Удивительно, что в начале 1914 года наши деды смогли построить такое сложное путевое развитие. Причем если открыть литературу того времени, то можно увидеть, что они не считают это каким-то подвигом. Просто приводят этот участок как пример, что и такое возможно.

Интересный факт. Если показать это место на карте не железнодорожникам, то с большой вероятностью они скажут, что такое развитие, вероятно, предусмотрено для торможения состава

Спасибо, что прочитали, ставьте лайки 👍 и подписывайтесь! Про «улитку» не забудьте прочитать