Найти тему

«Улитка» - немецкий приём для подъёма поездов в гору

В проектировании железных дорог существует большое количество интересных решений по трассированию. Называются они приёмами развития линии, которые могут быть простыми и сложными.

На картах интереснее всего выглядят именно сложные приёмы. Это петли, спирали, зигзаги и улитки. В этой статье мы рассмотрим только один сложный приём - развитие линии улиткую (die schnecke le limaçon the snail). К счастью, есть очень хороший пример в Германии.

Ниже представлено развитие линии улиткою. Германия, земля Саксония-Анхальт, район Гарц, гора Брокен.

Развитие линии улиткою. Фрагмент карты OpenStreetMap
Развитие линии улиткою. Фрагмент карты OpenStreetMap

Действительное полезное применение такого приёма возможно только в случае горной дороги. И то только при трассировании на вершину какой-либо горы, где и заканчивается дорога. Как, например, в случае Брокенской железной дороги (Brockenbahn), проложенной в гору Брокен. Ниже приведена визуализация рельефа.

г. Брокен и железная дорога. Google Earth Pro
г. Брокен и железная дорога. Google Earth Pro

Хорошо известно, что на горных дорогах применятся «зубчатая тяга».

Пример зубчатой дороги. Источник https://carposting.ru/gornaya-jd/
Пример зубчатой дороги. Источник https://carposting.ru/gornaya-jd/

Но именно на этой дороге самая обычная тяга без применения зубьев.

Железная дорога Brockenbahn. Источник https://www.countryliving.com/uk/travel-ideas/abroad/g27001987/steam-train-rides-europe/
Железная дорога Brockenbahn. Источник https://www.countryliving.com/uk/travel-ideas/abroad/g27001987/steam-train-rides-europe/

Как вы могли заметить, там ходят паровозы. Они осуществляют коммерческие перевозки к самой вершине. Туристическая дорога. Но не многие заметили, что это узкоколейная дорога с шириной колеи 1000 мм.

Рекомендую вам узнать, почему строительство узкоколейки это отличное решение для горной железной дороги (читайте в этой статье).

Для многих будет очевидным, что приём развития линии улиткою, как впрочем и другой любой сложный приём, применен для прокладывания дороги по максимальному возможному уклону, на который сможет заехать поезд. (Подробнее читай в этой статье). Максимальный уклон можно как раз выдержать, если подниматься в гору по спирали.

Согласно данным из сети, максимальный уклон этой дороги 33‰. Я напомню, что эта величина означает то, что проехав 1 км пути, поезд поднимается вверх на 33 метра. Это всего 1.9°.

Для нас это маленькие уклоны, но для железной дороги уклон в 33‰ является очень большим.

Уклоны на железной дороге
Уклоны на железной дороге

Что касается радиусов кривой, то видно как по мере движения они уменьшаются. На узкоколейке как раз можно сделать небольшие радиусы, в отличие от дорог с нормальной колеей. Мне стало интересно и я измерил по цифровой карте один из верхних радиусов. У меня получилось 150 м.

Измерение радиуса железной дороги. Фрагмент карты OpenStreetMap
Измерение радиуса железной дороги. Фрагмент карты OpenStreetMap

Помимо развития линии улиткою, на горе можно устроить и другое сложное развитие - зигзагами. Если вам интересна эта тема, то напишите об этом в комментариях. И мы разберем другие интересные приёмы путевого развития с примерами.

Спасибо, что прочитали, ставьте лайки 👍 и подписывайтесь!

г. Брокен и железная дорога. Google Earth Pro
г. Брокен и железная дорога. Google Earth Pro