Найти в Дзене

Узнай про 4 типа крутых уклонов на железной дороге 🚄🚃🚃🚃

Очень быстрое ⌚ введение в продольные уклоны 🚄 На железной дороге продольные уклоны (спуск или подъем) измеряются не в градусах, а в тысячных или промилле Вы можете употреблять и тысячные и промилле. На железной дороге все делают по разному. Например, я и мое окружение привыкли говорить и считать в промилле Уклоны на железной дороге очень маленькие. На картинке ниже представлен уклон в 1‰ и максимальный допускаемый уклон на путях общего пользования в 40‰ А вообще максимальные продольные уклоны (ограничивающие) на железной дороге принято разделять на 4 типа. 1️⃣ Руководящий уклон ⛰️ Руководящий уклон это самый большой продольный уклон между двумя станциями. При проектировании или реконструкции железной дороги именно на основании этого уклона подбирается расчетный максимальный вес поезда. Предполагается, что даже если самый тяжелый поезд остановится перед этим уклоном, то после начала движения по этому уклону, локомотив сможет затащить вагоны на этот подъем. Обычно руководящий укло
Оглавление

Источник https://bangkokbook.ru/galereya/gory-i-poezda-84-foto.html
Источник https://bangkokbook.ru/galereya/gory-i-poezda-84-foto.html

Очень быстрое ⌚ введение в продольные уклоны 🚄

На железной дороге продольные уклоны (спуск или подъем) измеряются не в градусах, а в тысячных или промилле

  • тысячные записываются, например так 0.001. Читается как «одна тысячная». Такая величина означает, что поезд проехав 1 км пути поднимется или опуститься всего на 1 м
  • промилле записываются, например так 1‰. Читается как «одна промилле». Такая величина тоже означает, что поезд проехав 1 км пути поднимется или опуститься всего на 1 м
Вы можете употреблять и тысячные и промилле. На железной дороге все делают по разному. Например, я и мое окружение привыкли говорить и считать в промилле

Уклоны на железной дороге очень маленькие. На картинке ниже представлен уклон в 1‰ и максимальный допускаемый уклон на путях общего пользования в 40‰

-2

А вообще максимальные продольные уклоны (ограничивающие) на железной дороге принято разделять на 4 типа.

1️⃣ Руководящий уклон ⛰️

Руководящий уклон это самый большой продольный уклон между двумя станциями. При проектировании или реконструкции железной дороги именно на основании этого уклона подбирается расчетный максимальный вес поезда. Предполагается, что даже если самый тяжелый поезд остановится перед этим уклоном, то после начала движения по этому уклону, локомотив сможет затащить вагоны на этот подъем. Обычно руководящий уклон рассматривают независимо от направления «туда» и «обратно», предполагая что в обе стороны поезда будут ездить примерно с одинаковым весом. Ниже представлен пример руководящего уклона

-3

Какой может быть максимальный руководящий уклон?

Ответ на этот вопрос дает нормативный документ СП 119.13330.2017:

Значение максимального уклона (включая уклон усиленной тяги) не должно превышать на скоростных и пассажирских линиях - 40‰,
на особогрузонапряженных железнодорожных линиях
и линиях категории I - 18‰,
категории II - 20‰,
категории III - 30‰,
категорий IV и V - 40‰.

2️⃣ Уклон усиленной тяги 🚂🚃🚃🚂🚃🚃

Известно, что часто практикуется включение в поезд двух локомотивов. Иногда даже трех локомотивов. Но мало кто знает, что могут проектировать уклоны усиленной тяги.

-4

Уклон усиленной тяги, это тот же руководящий уклон, но уже для поезда из двух или трех локомотивов 🚂🚃🚂🚃. На этапе проектирования предполагается, что на этом уклоне всегда будет усиленная тяга, на основании которой также подбирается расчетный максимальный вес поезда. И точно также, этот поезд с расчетным весом сможет остановиться перед уклоном усиленной тяги, после чего сможет заехать на этот крутой подъем.

3️⃣ Инерционный уклон ⚡🚆⚡

Всем известно, что поезд очень долго тормозит. Часто тормозной путь составляет более 1 км пути ❗ На это много причин, но мне бы хотелось остановиться на массе. У нас грузовые поезда ездят с массой 6000, 6500 и более тонн! Понятно, что такой вес трудно остановить. Но при этом, вес поезда, это его союзник в преодолении крутых продольных уклонов.

Так, во время спуска поезд заряжается кинетической энергией и во время подъема ее расходует. Так, можно запроектировать уклон круче руководящего и назвать его инерционным уклоном. Но естественно, в случае остановки перед таким уклоном, поезд с расчетным весом не сможет на него заехать 🙁.

-5

4️⃣Уравновешенный уклон 🎢

Уравновешенный уклон это весьма интересное решение. Но решение этой задачи требует серьезных умственных усилий 🧠. Нужно не просто сделать расчеты, а сделать целый прогноз. Чтобы понять его суть, посмотрите на картинку ниже

-6

Представьте что два оранжевых вагона это груженный тяжелый поезд, который едет на спуск. А платформы это легкий порожний поезд, который едет на подъем.

Если на таком уклоне поменять поезда местами, то груженный поезд не сможет подняться 🙁. Уравновешенный уклон, это когда мы точно знаем в каком направлении будут ездить тяжелые поезда, а в каком легкие. И за счет этого знания, мы можем ранее неразделяемый руководящий уклон - разделить на направление «туда» и «обратно». Таким образом у легкого поезда будет свой собственный руководящий уклон, привязанный к одному направлению. На этот уклон никогда не заедет тяжелый поезд, но ему и не надо, ведь для него это будет всегда спуск. Уклон называется уравновешенным, потому что мы как бы «уравновешиваем» оба направления.

Спасибо за просмотр, ставьте лайки 👍, подписывайтесь, пока!

Также рекомендую почитать эти статьи:

Как появились железные дороги 🚅 Короткая история про английскую железную лошадь 🐎
На железной дороге всё логично26 мая 2024