Он был один из самых известных спортсменов в мире и один из немногих, кто бросил вызов системе. Он пошёл против войны и выиграл. Он жестоко пострадал за свою пацифистскую позицию, оказался вне спорта, но заслужил уважение всех людей во всём мире.
В самый разгар войны во Вьетнаме один из величайших боксёров в истории бокса, Олимпийский чемпион Рима, абсолютный чемпион мира среди тяжёловесов Мухаммед Али (до этого – Кассиус Марцеллус Клей-младший), был призван в армию США.
К тому моменту он успел выиграть 29 поединков подряд и владел всеми титулами чемпиона мира по версиям WBA, WBC и The The Ring. Вплоть до 1966 года тема армейской службы обходила Али стороной, хотя к тому моменту ему уже было 24 года. Причиной этого был проваленный в 1964 году тест на IQ, по результатам которого коэффициент интеллекта Али составлял всего 78. И, хотя поначалу общественность в эти цифры не очень поверила, повторное исследование подтвердила первоначальные выводы. Таким образом, Али не прошёл проверку и был признан негодным к службе в Вооружённых Силах США (класс 1-Y – годен только во время чрезвычайного положения).
Однако в 1966 году, после обновления критериев отбора, статус боксёра был изменён на «годен» (1-А).
На призывном пункте Али специально заполнил квалифицкационный тест-опрос с ошибками, где, в частности, указал президентом США Уильяма Шекспира. На это спортсмен заявил:
- Я утверждал, что я – величайший, но никогда не говорил, что я – самый умный!
Во время воинской присяги офицер несколько раз выкрикнул «Кассиус Клей», однако боксёр остался стоять на месте, хотя должен был сделать шаг вперед.
«Мохаммед Али! Сухопутные войска», — продолжил военный. Но в ответ спортсмен даже не шелохнулся. Он трижды отказался выйти вперёд, когда офицер называл его имя. Тот предупредил его, что Али совершает уголовное преступление, наказуемое пятью годами тюрьмы и штрафом в 10 тысяч долларов. Но упрямство спортсмена продолжалось.
Али мотивировал свой отказ от службы «соображениями совести и убеждениями верующего мусульманина».
- Совесть и личные убеждения обязывают меня, как верующего мусульманина, выразить свою позицию, отказавшись от зачисления в армию. Я понял, что если отправлюсь туда, то не смогу оставаться искренним последователем своей религии.
При этом боксёр сослался на запрет, обозначенный в Священном Коране:
- Мы не должны участвовать ни в каких войнах, пока об этом не объявит Аллах или Посланник. Мы не должны быть агрессорами, но мы должны защищаться в случае нападения!
28-го апреля 1967 года, спустя всего час после судьбоносного решения, спортивная комиссия штата Нью-Йорк лишила его боксёрской лицензии, а также отказалась признавать его в качестве чемпиона мира — это сделали до официального предъявления обвинения. Спортивные комиссии Техаса и Калифорнии последовали примеру Нью-Йорка, а позднее к ним присоединилась WBA.
19-го июня 1967 года состоялся суд, на котором рассматривалось дело Али. Юристы отмечали, что у стороны защиты нет законных оснований для того, чтобы Мухаммед не мог проходить службу. Планировалось, что тысячи членов «Нации ислама» приедут в Хьюстон, где проходил процесс, чтобы устроить массовую демонстрацию, но Али выступил с речью, где просил их не делать этого.
Его слова на суде произвели фурор и вошли в историю:
— Я с вьетнамцами не ссорился, я ничего не имею против вьетнамцев, — сказал Мохаммед Али на заседании. — Они не сделали мне ничего плохого, не называли меня негром, не ограничивали меня в правах, не линчевали меня. Хотите отправить меня в тюрьму — пожалуйста. Но я не поеду за 10 тысяч километров, чтобы убивать этих несчастных людей. Я лучше посижу в тюрьме и умру, воюя с вами. Именно вы встали на моем пути к свободе, не позволяете мне быть равным с другими, не уважаете мои религиозные права. А к вьетнамцам у меня нет никаких претензий.
20-го июня был определён состав присяжных — шесть женщин и столько же мужчин, все белые, спустя девять часов слушаний присяжные удалились для обсуждения, всего лишь через 21 минуту они вернулись в зал и объявили вердикт — виновен!
Его звание чемпиона мира было аннулировано, а самого боксёра осудили на пять лет и оштрафовали на сумму $10тыс. за уклонение от службы
Команда Али подала апелляцию, суд по которой состоялся в Новом Орлеане. Она была отклонена - Верховный суд США признал Мохаммеда виновным.
Однако боксёр отсидел в тюрьме всего 10 дней. Формально причиной стала езда на автомобиле по водительским правам неправильной категории.
Али моментально превратился в главный объект ненависти у патриотически настроенной части населения американского общества (в особенности у белых). Он быстро превратился в одну из самых ненавистных фигур в стране. Насквозь пропитанные государственной пропагандой обычные граждане и политики жёстко критиковали спортсмена за его антивоенную политику, а журналисты травили Али, намекая на отсутствие в его поступках поддержки собственной страны. Его обвиняли в нежелании исполнить долг перед Родиной и отсутствии патриотизма.
К делу линчевания подключились самые известные спортсмены.
Так, бейсболист Джеки Робинсон считал, что Али своим отказом от службы проявил неблагодарность в отношении собственной страны, которая предоставила ему большие карьерные возможности.
«Для меня трагедия в том, что он заработал на американцах миллионы долларов, а теперь он не хочет отблагодарить страну, которая, по моему мнению, подарила ему возможности», — говорил Робинсон.
Ещё один великий американский боксёр 1930-1940-х годов Джо Луис напомнил о своём патриотическом прошлом, хотя тот и не принимал участия в боях:
- Я лишь ждал, когда меня призовут, и дождался. Я был чемпионом, когда началась Вторая мировая. И когда время пришло, то я уехал.
9-го января 1942 года Луис провел благотворительный поединок от имени Общества милосердия военно-морского флота против своего бывшего противника Бадди Бэра, в результате которого фонд собрал 47 тысяч долларов. На следующий день он вызвался записаться рядовым в армию Соединенных Штатов в Кэмп-Аптон, Лонг-Айленд. Камеры кинохроники зафиксировали его вступление в должность, включая постановочную сцену, в которой солдат-писарь спрашивает:
- Чем ты занимаешься?
На что Луис ответил:
- Иду сражаться против этих япошек.
Однако Али не сломался и не менял своих убеждений, несмотря на все репутационные и финансовые издержки.
После отстранения Али от спорта он не тратил попусту время. Он проявил себя в качестве хорошего оратора. Так, в течение трёх лет, с 1967 по 1970 годы, он ездил по всей Америке и выступал в университетах с антивоенными речами. Многие вузы даже платили ему гонорары за лекции. Со временем боксёр превратился в кумира молодёжи, что стало для самого Али большой неожиданностью. Его яркие доклады завершались бурными аплодисментами – ведь многие представители молодого поколения в США 60-х годов были против войны. Сам Али был впечатлён такой реакцией белых студентов – он был уверен в расколе общества на фоне расовых противоречий.
В одной из своих речей спортсмен говорил:
«… Мой враг - белые люди, а не вьетконговцы, китайцы или японцы. Ты мой оппонент, когда я хочу свободы. Ты мой оппонент, когда я хочу справедливости. Ты мой оппонент, когда я хочу равенства. Ты даже не заступаешься за меня в Америке за мои религиозные убеждения — и ты хочешь, чтобы я поехал куда-нибудь и сражался, но ты даже не заступаешься за меня здесь, дома?...»
В другой речи Али утверждал, что вьетнамская кампания – это агрессия, но не защита страны:
«… Если бы Америка была в беде и началась настоящая война, я был бы на передовой, если бы на нас напали. Но я мог видеть, что [война во Вьетнаме] была неправильной…»
Чем сильнее затягивался конфликт во Вьетнаме, тем хуже становились настроения обывателей. Мобилизацию и призыв в армию в США с каждым годом поддерживали все меньше людей.
В 1971 году состоялось громкое дело, которое получило название «Али против Соединённых Штатов».
В июне 1971 года Верховный суд США отменил приговор на том основании, что Мухаммед имел право на отказ от службы по соображениям совести. Тогда шесть судей заявили, что призывная комиссия штата Кентукки допустила ошибку, не учтя религиозные убеждения боксёра. Единогласным решением судей Али был полностью оправдан и восстановлен во всех правах. Верховный суд постановил, что правительство не смогло должным образом указать, почему ходатайство Али было отклонено, тем самым потребовав отмены обвинительного приговора.
Увы, подобная история не могла произойти в нашей страны. Никто из известных спортсменов не поступился благами и карьерой. Ни один великий спортсмен СССР с мировым именем не выступил против ввода советских войск в Афганистан в 1979 году, хотя эта война затянулась на долгих 10 лет. Никто из них не подавал иски к правительству, и не выигрывал судебных заседаний. Это оказалось невозможным в «стране победившего социализма», где решения сверху принято не обсуждать, а лишь полностью одобрять.