В 1998 году оскароносный классик Голливуда Стивен Спилберг, снял эпическую военную драму «Спасти рядового Райана», которая вызвала немало противоречивых отзывов и нареканий.
Многие считают сюжет фильма абсолютно бредовым, поскольку никому в армии США во время Второй мировой войны не пришло бы в голову организовывать столь бессмысленную операцию. Ещё нелепее такая идея выглядит на фоне российской истории, где отродясь никто не стал бы рисковать жизнями восьми человек ради спасения одной!
Даже представить трудно, что, например, товарищ Сталин ставит в 1941 году задачу диверсионно-разведывательной группе освободить его сына Якова из плена!
Доверять повествованию, в котором восемь бойцов проходят все круги ада только для того, чтобы добропорядочная миссис Райан не получила четвёртую похоронку на оставшегося всё в этом же аду сына, по крайней мере, смешно! В общем, «сочная клюква», рассчитанная на определённого зрителя.
Но, тем не менее, кинематограф свою задачу выполнил «на отлично». Тут с Голливудом другим кинокомпаниям трудно соревноваться. Сцена высадки десанта в Нормандии, бои «местного значения», финальное побоище – всё снято великолепно. Ощущение такое, что каждая десятая пуля попадает в тебя. Инстинктивное вздрагивание и чувство, что ты не в кресле полутёмного зала, а там - среди воды, железа, рыхлой земли, крови и трупов. Оторванные конечности, вспоротые взрывами тела. На уровне подсознания, точно понимаешь: это именно так и бывает!
Однако во время просмотра, всё время так и хотелось воскликнуть (по Станиславскому) – «не верю!».
Откуда такая щепетильность, господа сценаристы? Отчего славного парня, четвёртого сына в многодетной семье, не удержать сразу дома и силком? А то, не ровен час!
В чём был посыл для зрителя? Мол, мы такие гуманные и классные ребята, нам за одну американскую жизнь и восемь положить не грех (а отчего тогда сразу не 80?)? Странные представления о человеколюбии.
Но это – Голливуд, и по сценарию зритель обязательно должен всплакнуть разок-другой, а в конце непременно разрыдаться. Чтобы пронять до мозга костей циничного зрителя конца XX века, нужны были совсем иные сцены, ракурсы и технические новинки.
Надо понимать, что фильм был снят, прежде всего, про американцев и для американцев. Нужна была драматическая история, которая проймёт зрителя конца ХХ века, напомнит об ужасах Большой войны, покажет их так, как ещё никто не показывал. При этом, конечно, не забудет сфокусировать внимание на ценностях американского общества. Поэтому, фильм логично завершается на кладбище со словами: «Ты гордишься мной, сынок!».
Трогательная забота об одном-единственном человеке в эпицентре самой кровавой мясорубки в истории – это, конечно же, миф! Жизнь одного-единственного человека, пусть и бесценна, но на войне она ценится не больше ломаного гроша.
Нас больше будет интересовать реальная подоплёка фильма, нежели различные киношные великолепия.
Дело в том, что в США действительно существовала законодательно оформленная процедура освобождения от военной службы единственного выжившего члена семьи. Называлась она Sole Survivor Policy.
Правда, принята эта программа была уже по окончании Второй мировой войны.
Так, Раздел 6 (o) Закона о военной отборочной службе 1948 года освобождал единственного выжившего сына из семьи, в которой один или несколько сыновей или дочерей были убиты в бою, погибли при исполнении служебных обязанностей или впоследствии умерли от травм или болезней, полученных во время прохождения военной службы, от призыва в армию как в мирное, так и в военное время.
В 1971 году, во время войны во Вьетнаме, Конгресс внес поправки в этот раздел, чтобы снять ограничение на призыв оставшихся в живых сыновей в течение периодов войны или чрезвычайного положения в стране, объявленного Конгрессом. Любой сын, а не только единственный выживший сын, освобождался от призыва в мирное время, если его отец, брат или сестра были убиты в бою или умерли при исполнении служебных обязанностей до 31 декабря 1959 года или умерли после этой даты в результате травм или болезни, полученных во время службы. Сыновья также освобождались от призыва в мирное время, если отец, брат или сестра находились в статусе военнопленного или пропавшего без вести. Однако единственному выжившему сыну было разрешено подать заявление о добровольном призыве в армию.
Принятию программы Sole Survivor Policy предшествовала трагедия семьи Салливан из небольшого городка Ватерлоо, штат Айова.
3-го января 1942 года в ВМС США были зачислены пять братьев Салливанов с условием, что служить они будут вместе (причем, двое из них ранее уже служили во флоте). Старшему из них исполнилось 27 лет, младшему было 19.
Пройдя обучение, все пятеро были включены в команду лёгкого крейсера «Джуно». Американский флот и тогда уже проводил политику разделения родственников, но это правило тогда не соблюдалось жёстко.
13-го ноября 1942 года в сражении при острове Саво (морское сражение за Гуадалканал, битва в пятницу или третья битва в Соломоновом море) крейсер «Джуно» в первые минуты баталии был торпедирован японской подводной лодкой 1-26. Взрыв боеприпаса разломил крейсер пополам, убив большую часть экипажа.
Фрэнк, Джо и Мэтт Салливаны погибли непосредственно при взрыве, Эл утонул на следующий день. Последний из братьев, Джордж, оставался в живых в течение четырех или пяти дней, пока не сошёл с ума от последствий гипернатримии. Узнав о гибели братьев, он прыгнул с плота в море и больше никогда не видели и не слышали.
Трагедия братьев Салливан настолько потрясла американскую общественность, что в итоге вылилась в закон по защите отдельных членов семьи.
Несмотря на то, что официально «правило единственного выжившего» стало работать лишь по окончании масштабных боевых действий, реальные случаи освобождения единственных членов семьи, действительно, имели место во время Второй мировой войны.
Так, например, четыре брата семьи Боргстрем (Borgstrom), Элмер, Клайд и близнецы Ролон и Рулон, погибли с разницей в несколько месяцев в 1944 году. Их родители подали прошение об освобождении от службы их пятого сына Бойда, который также находился на действительной службе. Шестой сын Элтон, который ещё не достиг призывного возраста, был освобожден от военной службы.
Три брата Батхорн (Butehorn) из Бетпейджа, Нью-Йорк, Чарльз, Джозеф и Генри, служили в армии во время Второй мировой войны. После того, как Чарльз был убит в бою во Франции в ноябре 1944 года, а Джозеф погиб в бою на Тихом океане в мае 1945 года, Военное Министерство приказало третьему брату, Генри, который служил в военно-воздушных силах армии в Италии, вернуться домой.
И, наконец, самый известный случай произошёл с братьями Ниланд из городка Тонаванды, штата Нью-Йорк. Именно эта история и легла в основу фильма Спилберга.
16 мая 1944 года техник-сержант 434-й бомбардировочной эскадрильи Эдвард Ниланд пропал без вести над джунглями Бирмы после того как его B-25 был сбит. Эдвард бродил в зарослях до тех пор, пока не был схвачен японскими солдатами и не помещен в лагерь для военнопленных. Он был освобожден лишь в мае 1945 года, но до того момента в течении года считался пропавшим без вести.
Спустя 20 дней после исчезновения Эдварда Ниланда два его брата, Роберт и Фред, десантировались в Нормандии в составе 501-го и 505-го парашютных полков соответственно. Прямо в тот же день, 6 июня, Роберт был убит. На следующие сутки в районе сектора «Юта» погиб четвертый брат, второй лейтенант 22-го пехотного полка Престон Ниланд.
Таким образом, из четырех братьев в живых оставался лишь один - самый младший, парашютист Фред Ниланд, который по решению командования был отозван со фронта в Англию, а затем отправлен в Нью-Йорк, где прослужил военным полицейским до конца войны. Собственно этот Фред Ниланд и является прототипом рядового Райана из спилберговского фильма.
Конечно, за реальным Фредом никакой группы спасения не посылали. Как только стало известно, что два его брата погибли, а третий считался пропавшим без вести, то капеллан 501-го парашютно-пехотного полка Фрэнсис Сэмпсон просто подал рапорт - написал соответствующее письмо, и через некоторое время Фреда вернули обратно в США.
Кто-то скажет:
- Нашли чем удивить? Вон у нас, едва ли не в каждой семье такое горе!
Да, согласен. И в моей семье подобная трагедия имела место быть.
Так, например, мой прадед Иван Сергеевич Евстигнеев, участник похода в Восточную Пруссию в годы Первой мировой войны, потерял в 1942 – 1944 годах троих сыновей (ещё один умер в больнице). Причем, место захоронения было известно лишь одного. Таким образом, род по мужской линии пресёкся. Мама вспоминала, что в 50-е годы прадед часто доставал из старого сундука затёртые и помятые похоронки и тихо плакал по ночам. Из трёх отобранных жизней государство заплатило мизерную пенсию моему прадеду лишь за одного – за того, кто был офицером. Жизни рядовых ничего не стоили.
Конечно, в СССР были семьи, которые потеряли больше, чем мои прадед и прабабушка. Но это нисколько не уменьшает боль потери.
Так, например, в осетинском селе Дзуарикау погибли семь братьев Газдановых. Сердце их матери не выдержало даже третьей похоронки, а отец, Асахмат, хотя и дожил до 1945 года, однако, увидев скорбные лица старейшин, в седьмой раз направляющихся к его двору, сразу все понял: и сердце старика остановилось. Так он и умер, сидя перед домом, и, держа на руках внучку Милу, дочку Дзарахмата, единственного из сыновей, кто успел жениться до ухода на фронт.
Однако лишиться семерых детей, оказывается, не предел. И русские здесь, по несчастьям, опять оказались «впереди планеты всей». Обыкновенная женщина с Кубани, Епистиния Федоровна Степанова (1874 – 1969), потеряла во время Великой Отечественной войны также семерых сыновей (ещё один, самый старший, погиб намного раньше, в Гражданскую). Лишь только один, Николай, вернулся с фронта живым, но инвалидом, и умер в 1963 году. Пережив всех своих девятерых сыновей (!), солдатская мать Епистиния Степанова скончалась в возрасте 95 лет в доме единственной дочери.
Наконец, можно привести последний пример. Девять сыновей Володичкиных из села Алексеевка Самарской области также отправились на эту войну и шестеро не вернулись оттуда, а ещё трое умерли от ран впоследствии.
Всё это, безусловно, печально и гордиться тут абсолютно нечем. Дело не в том, сколько именно потеряла та или иная семья - три, четыре или более. Любая человеческая жизнь бесценна - жизнь каждого ребёнка для родителей!
Какие выводы сделаны из трагедии и что именно предпринято в дальнейшем для спасения жизней солдат?
Именно об этом и рассказывает голливудское кино.
Увы. Россия на это никак не отреагировала.