Творческая душа крайне ранима, однако этот факт не умаляет количества трудностей, с которыми сталкиваются писатели. Для некоторых людей эта (не побоюсь данного слова) профессия кажется безмятежным сочинением красивого текста, однако все далеко не так. Создание текста — занятие само по себе трудное (особенно когда дело касается продумывания четких сюжетных линий, переплетающихся между собой, создания связующих деталей, оригинального подхода к описанию того, что уже описали тысячи других писателей), но оно составляет даже не половину того пути, который предстоит пройти автору.
Выращивание идеи, продумывание истории, поиск и изучение информации — это те основные постулаты, на которых держится написание книги. Однако, поставив точку в конце последней главы, автор начинает следующий этап работы — проработка текста. Он перечитывает его, корректирует и редактирует, что может занять даже больше времени, чем первоначальное написание книги. Но и это еще не все.
Если книга является первой, то тяжелейшим этапом остается публикация. Конечно, деньги могут решить эту проблему за писателя, но не все располагают такими средствами. Поиск подходящего издательства, формирование синопсиса и аннотации, долгосрочное ожидание ответа от издательств растянется еще на месяцы.
В общем, это только малая часть того, чем забита бедная головушка писателя. И мне, как человеку, который пока что не добился публикаций своих произведений, тоже есть что сказать. Уверена, если данная статья кому и попадется, так это таким же начинающим писателям, как я. Хотелось бы разделить с вами эти писательские боли.
Как начать книгу?
Не знаю, как идеи настигают других писателей. Возможно это происходит стихийно, а возможно, спустя нескольких часов перед открытым пустым документом, ведь каждый творит по-своему. Я же подолгу вынашиваю какое-то небольшое зернышко задумки, неделями развивая его в голове. Оно начинает обрастать какими-то яркими сценами, которые хотелось бы обязательно вплести в сюжет, интересными диалогами, а иногда даже развязкой, хотя сюжет еще даже не выстроен. Первые четыре книги я начинала без особых размышлений, но сев за пятую я надолго погрузилась в раздумья. Впервые в жизни я вбила в поиск “Как начать книгу?”.
Для меня это было одновременно странно и смешно, ведь раньше проблем с этим не испытывала, а сейчас четко встал вопрос: “Как начать книгу, чтобы это не было банально и скучно?”.
Как оказалось, данная проблема настигала почти каждого писателя. И многие из нас (я в том числе) считала самым логичным способом приступить к первой главе — начать с пробуждений персонажа. Но! Почти в каждой статье данный способ стоит на первой строчке в числе худших вариантов начать книгу.
И вот ты сидишь и думаешь, как бы зацепить внимание читателя с первых строк и при этом не прослыть глупым писателишкой, не удосужившимся почитать статьи от более опытных творцов или заядлых читателей.
С другой стороны, иногда эти советы даже полезны. По крайней мере, они помогут предугадать реакцию ваших будущих читателей.
Насмешки в соцсетях
Людям, приобщенным к книжному миру, гораздо чаще попадаются записи или видео на книжную тематику. Зачастую они носят развлекательный или познавательный характер, либо предназначены для взаимодействия с аудиторией. Однако я сталкивалась и с такими, в которых читатели откровенно насмехаются над определенными клише (порой данная критика вполне оправдана). Представьте, пишете вы книгу, вкладываете в нее душу, силы и свою любовь. Дорожите своим творением, как своей жизнью, но вот однажды натыкаетесь на подобное критикующее видео, где в комментариях сотни людей с усмешкой относятся к тем или иным сценам, как например, пробуждение в конце книги, после которого оказывается, что все было сном.
И вот ты сидишь и думаешь: и что теперь делать? Переписывать концовку? Бросать книгу?
Мотивация спадает до нуля, а уверенность обрастает синдромом самозванца.
Как бы неприятно это ни было, нам, писателям, это на руку. Подобные публикации помогают нам избавить текст от того, что может вызвать насмешку (как и в предыдущем пункте). Проработка критики в нашем деле крайне полезна.
Опечатки
Данная писательская боль является на удивление забавной. Чаще всего опечатки являются самыми обычными и даже не всегда бросаются в глаза, но порой, засидевшись за текстом слишком долго, понимаешь, что руки перестают успевать за мыслями и начинают печатать что-то свое.
У меня есть небольшая коллекция подобных гениальных фраз. Например:
Оставив машину на стоянке, он направился ко входу. Вывернув из-за угла, прошелся по людям, идущим от ворот.
Казалось бы, пропустила одно жалкое слово “взглядом”, а герой успел превратиться в настоящего тирана.
А еще выделенная пауза на чашку чая между написанием предложений одного абзаца чревата наделением персонажей биполярным расстройством.
В этот раз он не начинал с вступительной речи. Все и так знали, в чем было дело. Всем хотелось поскорее узнать, в чем было дело.
Пропуск одной буквы тоже может сыграть злую шутку, и герой превратится в настоящего каннибала.
— Ну и зря, - Инга опустила взгляд в тарелку и снова намотала лапшу на вику.
Каюсь перед всеми Виками!
Реальность и вымысел
Как приятно закрыться в мире своей книги! Вся власть находится в твоих руках: захотел — создал идеального персонажа, захотел — наказал негодяя. Но вот в чем беда. Когда ты большую часть времени находишься в собственных мыслях, развивая сюжет, а потом еще несколько часов сидишь за написанием текста, выйдя на улицу, понимаешь, что окружающий мир кажется не таким уж и прекрасным. Оказывается, люди вокруг ведут себя так, как они этого хотят, а не так, как ты это воображаешь! Вот это новость!
Встав на путь писателя, я начала острее относиться к отсутствию справедливости, ведь ее не так-то просто восстановить, а иногда и вовсе невозможно. В книге-то это можно исправить спустя пару сотен страниц, но не в жизни.
Возвращение к прошлому
Вы когда-нибудь перечитывали свои старые работы? Если да, то что вы при этом испытывали? Наверняка неконтролируемый стыд. По крайней мере, так было со мной.
Свою первую книгу я писала исключительно для себя и близких, хотя и проходилась по ней несколько раз, чтобы оставить как можно меньше ошибок. Я безумно люблю ее и ужасно привязалась к персонажам, но! Уже долгое время я не могу даже открыть ее, потому что спустя несколько лет осознала, что текст меня до жути пугает своим качеством.
Переключение
В самом начале пути я испытывала страх стать "писателем одной книги", потому что была одержима первым своим произведением. Пришлось насильно заставить себя отправиться на поиски нового сюжета. Для лучшего результата даже обратилась к другому жанру и писала книгу уже не от от третьего, а от первого лица. Тот переломный момент казался тяжелым и даже бессмысленным. Персонажей я приняла и полюбила ближе к концу книги, хотя такой же родной, как первая, она не станет.
Вот что хочу сказать — иногда слишком глубоко погружаешься в мир собственной книги. Порой такое даже пугает.
Кто такой Бен?
В голове у писателя творится настоящий кавардак, особенно у того, кто пишет главы не по порядку и делает длительные перерывы. Порой забываешь какие-то детали о персонажах, а иногда бывает — перечитываешь черновик, который писал полгода назад, хватаешься за лоб, морщишься и думаешь: «Господи, да кто этот Бен?».
Вот что было у меня. От перехода от одной главы к другой и обратно мысли менялись, и рождались такие сцены, где в здание входил Дэнни, а спустя долгий писательский перерыв выходил уже Джек, на которого была переписана роль. И что теперь с этим делать, непонятно. Разве что сделать из них нового персонажа Джека Дэниэлса.
Отдельно стоит выделить даты и хронологию в целом.... Ооооох, тут целый дремучий лес. Не делаешь пометки хотя бы в скобочках, считай пропало. Потом будешь перечитывать и думать: а как это у меня за неделю уже три понедельника было? Или гадать, каким таким волшебным образом спустя два месяца от первого сентября начался новый год?
Логика или "хочу"?
Если вы не стояли на подобном распутье, вы не прочувствовали весь спектр разрывающей неопределённости.
Ну вот что поделать, если хочется, чтобы главный герой стрелял из двух пистолетов сразу? Ну не может он целится с двух рук одновременно, ну и что? Бог с ним.
Ну а что если хочется напугать читателя смертью главного героя, в которого выстрелили, но оказалось, что он был в бронежилете? Ну и что, что у него все внутренности могут превратиться в кашу? Он встанет и пойдет как ни в чем не бывало, потому что я так хочу!
Ну а если герою необходимо пробраться по вражеской территории по вентиляции? Какая разница, что чаще всего они слишком узкие для человека, так еще там куча преград? Это неважно! Я писатель! Я пишу, что хочу!
Иногда какие-то логические несостыковки и откровенные ляпы исправляет создание определённого контекста, но не всегда это работает. С другой стороны, большинству культовых фильмов глупые ляпы не помешали собрать кассу, так что иногда вгонять себя в рамки не стоит. В конце концов, художественный вымысел никто не отменял.
Другие досадные мелочи
На самом деле, писательских болей есть еще неисчислимое множество.
Какое разочарование настигает, когда долго держишь в голове какую-то идею, а потом напрочь ее забыл! И ведь жизнь ничему не учит. В следующий раз все равно не запишешь и в итоге забудешь еще какую-нибудь идею (к слову, я забыла один пункт, который хотела сюда включить).
А когда придумываешь интересный сюжет, а потом видишь похожую книгу в продаже! Жуть.
Пару раз со мной случалось такое, что я удаляла документ с рукописью, и приходилось возвращаться к более старому документу и переписывать то, на что убила несколько часов, а то и дней.
Вместо заключения
В общем-то, писательская жизнь не такая уж и скучная, особенно для начинающего писателя, когда он только погружается в этот с виду безмятежный мир.
Желаю вам проще и с юмором относиться к трудностям, которые встречаются на пути, ведь это хороший способ не упасть духом, когда что-то не получается!
Вдохновения и творческого развития!