Цена бензина – некий триггер для любого человека, при этом вовсе необязательно, чтобы это был автомобилист. Так уж у нас повелось, что показателями какой-то нестандартной ситуации в стране всегда были, есть и будут расценки на гречку, сахар и топливо. Я понятия не имею, почему, но так заведено в сознании наших людей, несущихся скупать эти товары со скоростью света. И они не задумываются, почему дорожает бензин или еда, они тупо покупают это впрок, вновь провоцируя этот самый рост. А вообще есть целый ряд системных причин, о которых сегодня мы и порассуждаем. Держите поудобнее смартфон, планшет или мышку – мы приступаем.
Копейка за копейкой - будет рубль
Позвольте с самых первых слов уточнить один очень важный момент: я предлагаю рассмотреть только ОБЩИЕ причины и действия (бездействие), которые к этому привели. В каждом конкретном скачке роста есть своя подоплёка, оценивать детали в них – удел статистов и журналистов. Мы же сейчас разберём только ОБЩИЕ детали этой неприятной картины. И они, поверьте, смогут дать чёткий ответ на все вопросы где-то на 90%. Остальные 10% сбросим как раз на незапланированные события, которые предречь обывателю невозможно.
Говорить на тему подорожания бензина в России будем на примере 2024 года и немножко предыдущего. Именно они чётко показывают всю картину и отражают жизнь в наших реалиях, так как событий вокруг топливного рынка происходит невероятное количество.
Есть у нас такое ведомство – Минэнерго. Ещё в 2023 году там заявили, что ситуация на топливном рынке шикарно стабильная, никаких проблем нет. Как бы в издёвку цены на бензин примерно в одно время с этим заявлением попёрли вверх. Виноватыми тогда сделали крупные сети автозаправочных станций, которые искусственно создавали ажиотаж, удерживая сотни тонн топлива. Однако в этом году в начале июля Минэнерго вновь решило пройтись по тем же граблям – там опять доложили о стабильной ситуации на внутреннем рынке.
Говорят, дескать, запас есть, переживать и паниковать не стоит, цена расти не будет. И что бы вы думаете случилось? Правильно – стоимость начала увеличиваться.
Порой складывается ощущение, что вот этим товарищам лучше просто молчать, но ведь от них требуют докладов. Интересно, сообщили ли "наверх" о том, что с октября прошлого года цена только растёт? В середине июля 2024 года был достигнут очередной максимум – порядка 58 тысяч рублей за одну тонну (это только бензин марки АИ-92).
Ситуация возбудила не только массу недовольства автомобилистов, но и ФАС. Антимонопольщики планируют серьёзно пообщаться с нефтяниками и выяснить, насколько вообще происходящее вписывается в экономическую модель развития внутреннего топливного рынка. Им интересно, существует ли вообще какое-то обоснование роста цены за бензин в оптовом плане.
За основу обращения возьмут данные из обсуждения ситуации в правительстве России от 8 июля. Там наперебой называли стоимость стабильной, а хранилища – забитыми ГСМ до отказа.
Вот если верить чиновникам, то никакого роста наблюдать мы не должны. А мы наблюдаем и откровенно не восторгаемся. И в качестве главных причин, от которых потом нисходят уже другие, можно и нужно назвать следующие.
Профилактика и ремонт
В это трудно поверить, но лето – это как раз то время, когда большинство нефтеперерабатывающих заводов перестают работать по причине профилактических работ и ремонта оборудования. По всей видимости, логика такая: у людей начинается сезон отпусков, все будут меньше ездить, поэтому бензин этот им совсем не нужен. Ну, в больших количествах.
Отнюдь. Эта логика легко сокрушается двумя доводами. Во-первых, сезон отпусков многие проводят не дома, а до места отдыха предпочитают добираться на личном транспорте. Только чтобы доехать из Москвы до Сочи понадобится бензина почти на 10 тысяч рублей – это в среднем 160 литров.
Во-вторых, страду никто не отменял. На поля сотнями выходят комбайны, молотилки, грузовики-зерновозы, прочая сопутствующая техника. И у них работа сезонная, так как природа отводит нам не так много времени на уборку урожая. Сколько топлива нужно таким машинам – известно и так. Много.
Рубль летит в пике, россияне едут в отпуска
Наша национальная валюта дешевеет – это факт. При этом один баррель нефти наоборот прибавил в цене. Однако это не главный фактор, куда важнее то, что производителю в таких условиях выгоднее продавать продукт за бугор, чем реализовывать дома. А кто упустит выгоду? Правильно – никто. Тут дело в налоговых преференциях корпорациям, с их помощью правительство России пытается стабилизировать ситуацию с подорожанием бензина. Однако выходит как-то не очень, судя по всему.
Вдобавок лето – время отпусков, сезон, когда бензина нужно больше. На юга самолёты не летают по известным причинам, поезда забиты как метро в Москве в час-пик, остаётся только автомобиль. Заграница тоже подорожала, не каждый может (и хочет) себе позволить. Вот и гребут россияне со всей страны южный бензин по пути к вожделенным пляжам, создавая очереди на заправках Ростовской области и затем Краснодарского края.
Экспорт нельзя, экспорт – можно
В условиях крайне нестабильного мирового топливного рынка, который колеблется ещё и под напором антироссийских санкций, существовать сложно. Сложно, но наше правительство как-то лавирует в этом потоке хаоса. Поэтому в марте 2024 года был отменён официальный запрет на экспорт российского топлива. Сначала до 30 июня, потом, видимо, посмотрели на бюджеты и, махнув рукой, продлили разрешение до конца июля.
Тогда от чиновников народ и отраслевые эксперты потребовали в студию пояснительную бригаду. Было рассказано, что внутренний топливный рынок едва ли не захлёбывался от переизбытка бензина. Чересчур большое его количество было чревато приостановкой работы нефтеперерабатывающих заводов, что постепенно и происходило (бонусом к профилактическим ремонтам). Вдобавок в российских портах простаивали танкеры с топливом, которое предназначалось покупателям за рубеж, но не вывезенное из-за санкций.
Экспорт разрешили – на рынке внутри началась движуха. Спрос вырос, но к этому времени заводы по переработке нефти ушли на плановые профилактические работы. Ещё и прилёты дронов кое-где нарушили размеренность ситуации.
Ну прям всё одно к одному складывается, не находите?
Почему НПЗ закрывают на ремонт, когда бензин так нужен стране?
А вот это категорически интересный вопрос. На мой взгляд, не затуманенный экономическими формулами и бизнес-стратегиями нефтяных корпораций, необходимость ухода на ремонт может быть обусловлена только одним фактором – это тёплое время года. Большинство хранилищ – это гигантские резервуары, подземные есть далеко не везде. Поэтому их обслуживание проводится при положительной температуре.
Но так думаю я, возможно со мной согласится и читатель. Параллельно с этим ряд экспертов (опустим фамилии, но в сети можно найти) считает, что это часть последовательного заговора. Якобы нефтяники находятся в связке и стабильно раз в годик устраивают себе пир во время чумы сверхдоходы от продажи бензина по завышенным ценам. Неработающие в этот период заводы идеально вписываются в ситуацию.
Другая версия – это откровенный саботаж на местах и плохо скрываемые диверсии на высшем уровне. Многие открыто заявляют, что лишать страну так нужного ей в период уборки урожая разных культур топлива – это настоящее преступление. Мол, за повышением цен на топливо неизбежно подорожают и продукты питания. Возможно, но тогда это преступление тянется из года в год, при этом никто и ничего с этим не делает. В пользу этой точки зрения ещё говорит тот факт, что запрет на экспорт топлива почему-то удивительным образом совпадает со временем профилактических работ на НПЗ.
Вопрос, почему так происходит? Мы идём к тому, что на табло скоро появятся трёхзначные числа за один литр?
Я лично оставлю этот вопрос открытым для себя. Если у вас есть своя точка зрения, и вы хотите её высказать, то комментарии всегда открыты для мнений.
Пожалуйста, не забудьте поставить ваш великолепный лайк ❤ А если нажмёте "Подписаться" - будет вообще супер 🙌 Впереди очень много интересного, я обещаю!
Возможно, вам будет интересно:
✅ Почему названия китайских авто сложно произносить? А попробуйте сказать: "Кайюй Куньлунь"
✅ Почему милицию переименовали в полицию? Реформа, которую мало кто понял
✅ Почему вертолёты летают так низко? Всё об отличии военных, гражданских и спасательных машин