Сегодня грузины совершенно не понимают, зачем они после развала СССР отказались от богатой колхозной жизни и потеряли единственные доступные их виноделам российские рынки. Они сами задают этот вопрос, но уже не себе, а иностранным киножурналистам, которые приехали в Грузию выяснить, почему богатая ранее страна за 33 года стала такой бедной.
Недавно на казахском мониторе канала DocuBox HD через Яндекс довелось мне посмотреть грузинский документальный фильм «Georgia, Cradle of wine» («Грузия. Ради любви к вину»). Аннотация к фильму была такая:
«Георепортаж исследует меняющийся винодельческий регион, который разрывается между древними традициями своего советского наследия и современными требованиями рынка. В советское время Грузия считалась винным погребом СССР. Даже после распада огромной империи вино оставалось одним из важнейших экспортных товаров страны. Но с тех пор, как Россия ввела эмбарго, экспорт резко сократился. Грузия сейчас находится в поиске новых рынков сбыта в то время, когда виноградарство в ее Кавказском регионе находится в самом расцвете».
Этот фильм без всякого прикрытия рассказывает о том, в каком упадке сегодня находится винодельческая промышленность Грузии. А как только Россия ввела на грузинские вина эмбарго, так сразу всё и рухнуло окончательно.
Учитывая то, что последние 200 лет Грузия цвела исключительно благодаря импорту самого своего главного, то есть стратегического продукта исключительно на российский рынок, то этим и обусловлено падение всей экономики этой закавказской республики, которая на винодельческой промышленности завязана чуть ли не на 90%.
Конечно, грузины ищут новые рынки, но пока что с этим облом. Иностранные инвесторы скупили некоторую часть грузинских виноградников, превратив их в промышленные предприятия, но этот процесс не несет для экономики Грузии никакого позитива, потому что европейские и американские винные рынки давно заняты, и если там и можно что-то продавать, то только какие-то дешевые подделки. Дорогое, хорошее, но чужое вино никому в мире не нужно – и своего некуда девать, и особенно в нынешние кризисные времена.
Поэтому грузины и жалуются, что иностранцам не выгодно делать в Грузии хорошее вино, они специализируются только на низких сортах, и покупают у грузинских виноградарей и виноделов только самое дешевое сырье.
Также иностранцы нанимают грузин для работы на своих предприятиях, размещенных в Грузии, но зарплата у таких рабочих очень низкая, так как продукт они вырабатывают дешевый. Но даже такой дешевый продукт не имеет за рубежом массового успеха, потому Грузия на таких мизерных партиях «дешевняка» никуда просто не выедет, и мало того – теряются традиции и технологии производства по-настоящему хорошего вина.
Но моя публикация не про упадок винодельческой индустрии в Грузии. Грузины сами выбрали свой путь, хотя экономисты у них там не дураки, и прекрасно понимали, что грузинское вино никому в мире не нужно по совершенно прозаическим причинам. А я хочу снова коснуться темы «проклятого советского наследия», когда считалось, что колхозы, затеянные Лениным и Сталиным – это просто рабский труд.
В фильме «Грузия. Ради любви к вину», грузинском, между прочим, а не каким-то там иностранном, тем более не российском, фермеры-виноделы жалуются на то, что капиталистическая экономика принесла им сплошной упадок. Меня заинтересовал рассказ о том, что, мол, в виноградарских колхозах при СССР платили очень хорошую зарплату, да еще и премии, да еще был и хороший социальный пакет и куча многих других ништяков.
- А сегодня, - сокрушается один винодел, - мы на своих участках, полученных после раздела колхозных земель, еле сводим концы с концами. За границей наше вино не нужно, приходится ездить на городские рынки, чтобы продавать свой продукт самостоятельно. И порой только транспортировка его съедает большую часть полученной прибыли.
- Да и прибыль небольшая, - продолжает он, - потому что рынок внутренний, а люди в Грузии сегодня просто не имеют денег на хорошие вина. Нет, хорошие есть, но они импортные – итальянские или французские, но стоят они гораздо дешевле, чем наши, потому что импортные производства работают на самом современном оборудовании в массированном темпе.
- А мы свое колхозное оборудование пустили на металлолом еще в 90-е, рассчитывая на западные инвестиции. Но инвестиций в никому на Западе не нужное грузинское виноделие до сих пор не видно. Так и работаем вручную дедовскими методами.
Короче, картина вырисовывается такая, что грузины в 1991 году сделали две большие глупости – во-первых, разогнали свои колхозы, благодаря централизации которых можно было производить самое качественное вино по небольшой себестоимости, а, во-вторых, потеряли российский рынок.
Понятно, что капиталистическое хозяйство продуктивнее социалистического, но далеко не всегда, то есть, не во всех сферах. Например, в сфере грузинского виноделия механизированное социалистическое ведение хозяйства с наличием достаточно большого рынка – единственно прибыльное. Грузия – страна маленькая, и даже при перенагруженной винодельческой индустрии грузинского вина в СССР не хватало. Потому и получали грузинские колхозники огромные зарплаты и прочие ништяки.
А как только социалистические колхозы раздербанили, от старых рынков отказались, и решили жить «как все», то тут и вышла большая конфузия, почему-то не просчитанная никем. За грузинским вином, а тем более таким дорогим при низком качестве – очередь не стояла. Да и туристы сразу отметили очень сильное снижение качества «свободного» грузинского вина – никакой фермер-винодел не в состоянии делать настолько качественные вина, насколько качественными их производили «сталинские колхозы». А если кто делал вино качественное, то мог его пить только сам, потому что в Грузии наступила эра «всеобщего обнищания», когда часто простому грузину и за дешевое вино заплатить нечем.
Ну, кто-то может сказать, что Грузия только в начале своего пути, и чтобы завоевать место под солнцем, нужно время и правильно направленные усилия.
Это всё совершенно верно, но у Грузии было достаточно много времени, чтобы завоевать наконец-то со своими винами небо под солнцем – целых 30 лет и три года. Но что-то не сростается у грузинских виноделов – вино продавать некуда, а когда некуда продавать вино, то нет и стимула его делать качественным. И не зависит это всё от сроков развития экономики, потому что это как раз тот случай, когда круг замкнулся. Это тупик, и без мощного толчка в Грузии ничего с места не сдвинется, а будет только хуже и хуже.
Вот Сталин, например – вывел экономику СССР на лидирующие позиции всего за 10 лет, причем в условиях практически полной изоляции от внешнего мира и без особых иностранных инвестиций. А свободным грузинам и 33 лет не хватило, чтобы оторваться от «проклятых грузинских колхозов» и зажить так же богато, как французы или итальянцы.
Но не учли грузины, что те французы и итальянцы рынки свои мировые держат уже не одну тысячу лет, и никаких грузинов пускать на них не собираются. А то, что жили грузины в своих советских колхозах припеваючи, так пусть за это скажут спасибо товарищу Сталину. Это именно товарищ Сталин не только расширил рынки сбыта продуктов грузинского виноделия (например, на Китай и обширную социалистическую Европу), но и дал самые совершенные технические средства производить самое качественное в мире вино, за которое не было стыдно ни перед французами, ни перед итальянцами.
А как только пропала «колхозная зарплата с премиями и соцпакетами», тут и появились в Грузии «западные друзья», которые никаких соцпакетов грузинским виноделами предлагать не собираются, да и зарплату срезали так, что гордым грузинам приходится жаловаться на новую капиталистическую жизнь на весь мир. Мало того – своими дешевыми потребностями они просто уничтожают очень качественное ранее грузинское виноделие.
И спрашивается – так ли уж плохо жилось грузинам в тех «проклятых сталинских колхозах»?
Я не хочу обвинять грузин в недальновидности, когда они выбирали себе «свободное» правительство, сделавшее ставку на завоевание более выгодных мировых рынков сбыта самого главного богатства Грузии. Но в те годы «попали под нож» все, кто повелся на посулы политиков, которых реальные проблемы страны не интересовали. Главная их задача была – развалить колхозы и лишить Грузию традиционных рынков.
А новых рынков, обеспечивших бы грузин более высокими зарплатами, так и не появилось.
Вот и проблема – чем так помешали грузинским виноделами колхозы и российские рынки?
В заключение хочу повторить – все эти проблемы грузинских виноделов не я придумал, об этом говорят сами грузины, причем не где-то тайно в каких-то закоулках, а прямо на камеру, адресуя свои претензии всему миру. Кто хочет узнать об этих проблемах подробнее – просто поищите документальный грузинский фильм «Грузия. Ради любви к вину». Я его в Интернете не нашел, чтобы выложить тут, увидел я его только по телевизору.
Но я сильно долго этот фильм и не искал, потому что дело даже не в самом фильме, а в том, что и так известно, по крайней мере сами грузины об этом знают хорошо.
И вот как они будут выкручиваться из создавшегося положения – один Господь Бог знает.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Мог ли обычный портной при Сталине за несколько лет легально заработать на большой частный дом?
Почему в СССР работа таксиста была так популярна?
Развенчиваем глупые сказки про «колхозное рабство» в СССР и беспаспортных советских крестьян