Найти в Дзене
Исторический понедельник

Почему в СССР работа таксиста была так популярна?

В наши дни в такси работает немало людей, но лишь немногие желают стать таксистами по зову души. Но в Советском Союзе всё было иначе - профессия таксиста считалась престижной. Кроме того, таксисты в социалистическом государстве действительно обладали некоторыми привилегиями и имели очень хорошие возможности зарабатывать неплохие денежки.

Самый известный таксист СССР
Самый известный таксист СССР

Если в Венеции людьми, принадлежащими к особой касте, считают гондольеров, то в Советском Союзе особую касту, безусловно, составляли таксисты. Вообще-то работа водителя в СССР престижной не являлась, но для водителей такси делали исключение. И этому есть вполне логичные объяснения: таксист в социалистическом государстве являлся человеком, который нарушал определённые рамки, но при этом его никто не наказывал.

Например, таксисты целыми днями работали исключительно на себя. Их рабочие дни были свободными. Они сами искали клиентов, сами с ними договаривались об оплате. Клиенты тоже могли заказать себе такси, но чаще всего, маршрут определялся самим таксистом. От водителей требовалось только, чтобы к концу рабочего дня было сдано необходимое количество заработанного в кассу.

Также каждый водитель такси, в какой-то степени, был свободным предпринимателем, и потому не вписывался в стандартный образ советского человека, хотя со стороны это и не сильно бросалось в глаза.

В 50-х годах в СССР в такси работали ГАЗ-12, более известные как "ЗИМ"
В 50-х годах в СССР в такси работали ГАЗ-12, более известные как "ЗИМ"

Учитывая, что большинство таксистов в Советском Союзе управляли комфортными автомобилями «Волга», многие мечтали оказаться за рулём этой восхитительной машины (она прекрасна и сегодня, а в СССР вообще считалась самым роскошным автомобилем) и только по этой причине стремились на данную работу.

Но «Волги» по техническим причинам использовались в такси не более 2-х лет, так как считалось, что при такой активной эксплуатации автомобили быстро устаревают, и в итоге даже способны навредить пассажирам. Когда эти машины списывали, их могли довольно дёшево купить граждане, которые мечтали об автомобилях.

Некоторые таксисты, как и в наши дни, не были, конечно же, идеалами честности. Многие пытались обманывать своих клиентов и зарабатывать гораздо больше. Существовало несколько уловок для наивных пассажиров:

1). Таксисты проделывали нехитрые манипуляции со счётчиками – после того, как клиент уходил, таксист не выключал счётчик, а искал нового пассажира. Когда очередная поездка заканчивалась, то водитель получал счёт за двух человек. Бывали случаи, когда подставы всё же разоблачали, но чаще всего, таксистам удавалось добиться желаемого.

В 60-х "Победы" сменились "Волгами" ГАЗ-21
В 60-х "Победы" сменились "Волгами" ГАЗ-21

2). Набирали по несколько клиентов сразу – если таксист был особенно расторопным, то мог взять сразу столько пассажиров, сколько было способно уместиться в салоне, потому что многие клиенты не хотели ждать, а предпочитали ехать «в тесноте, да не в обиде», лишь бы ехать. В результате, вместо того, чтобы по стандарту брать деньги лишь с одного клиента, водитель получал деньги с 3 или 4 человек одновременно. Это позволяло намного быстрее завершить рабочий день, ну, и заработки увеличивались.

А уже с 70-х в бой пошли ГАЗ-24
А уже с 70-х в бой пошли ГАЗ-24

3). Отказывались ехать до назначенного пункта – если обстановка была подходящая, таксист вполне мог отказаться везти своего клиента до указанного адреса. Тогда пассажиру приходилось уговаривать его, предлагая двойную сумму. После того, как таксист добивался желаемого, то он вёз клиента до нужной точки за хороший «бакшиш». Но иногда встречались и такие клиенты, которые по тем или иным причинам были не против, чтобы заплатить за услуги такси двойную сумму вполне добровольно. В этом случае, таксистам даже не обязательно было напрягаться и выдумывать какие-то отговорки.

Но не стоит думать, что работать таксистами рвались все советские граждане. Если человек не обладал хорошими коммерческими способностями, не умел выкручиваться из любых ситуаций, или просто состояние его души не подходило для подобной работы, то в такси было работать довольно тяжело.

Гаишники прекрасно знали, насколько хорошо зарабатывают таксисты, поэтому для последних они являлись дополнительной статьей производственных издержек
Гаишники прекрасно знали, насколько хорошо зарабатывают таксисты, поэтому для последних они являлись дополнительной статьей производственных издержек

Кроме того, за каждую поломку автомобиля, замену шин, либо во время прибытия машины на мойку, с таксистов требовали деньги, и немалые, что требовало придумывать новые прибыльные схемы.

Кстати, новую машину таксисты получали тоже не бесплатно, потому что новых машин, как правило, на всех желающих не хватало, и чтобы быть первым или вторым в негласной очереди, приходилось хорошо «подмазывать» чиновнику, от которого это распределение зависело.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ ПРО СССР:

Откуда в казне СССР брались деньги на бесплатные квартиры, и почему в казне капиталистических стран этих денег не было

Почему из СССР не сбегали массово те, кто могли это легко сделать? Например, десятки тысяч моряков загранплавания

Американцам в Космосе всегда не везло - русские тут постоянно были первыми, первыми они и останутся

Почему в СССР всем людям жить было лучше, чем в Германии или США, причем гораздо? Открываю главную причину

Интересный факт: в свободной Америке население росло гораздо медленнее, чем в СССР при узурпаторе Сталине