14 мая 1955 года в противовес НАТО была создана Организация Варшавского договора, объединившая восемь европейских государств, находившихся в советской зоне влияния.
Само собой, что основная доля оружия и военной техники в ОВД была либо производства СССР, либо выпускалась в «странах народной демократии» по лицензии. Однако были и собственные разработки, хоть порой и основанные на продукции советского ВПК.
В этой статье я собрал как раз пять показавшихся мне интересными образцов военной техники, которые выпускались союзниками СССР по ОВД.
Dana (Чехословакия)
САУ на четырехосном колесном шасси Dana была разработана в Чехословакии в 1970-х, чтобы обеспечить армию 152-мм самоходной артиллерийской установкой собственного производства и не прибегать к закупке у СССР «Акаций».
Интересной особенностью Dana было автоматизированное заряжание, что на серийных САУ такого калибра было реализовано впервые. При этом орудие можно было зарядить при любом угле возвышения. Колесное шасси грузовика Tatra 815 по сравнению с гусеничными имело меньшую цену и больший ресурс, но, конечно, обладало худшей проходимостью.
Помимо армии Чехословакии, «Даны» также поставлялись на экспорт, в том числе в СССР. Хотя наши военные прохладно отнеслись к колесной САУ и не нашли у нее преимуществ перед «Акацией», советские войска все же получили порядка 120 машин, которые далеко от завода не уехали, поскольку служили в 211-й артиллерийской бригаде ЦГВ, расквартированной как раз в Чехословакии.
Массовое производство продолжалось до начала 1990-х, по разным данным выпущено от 450 до 750 машин.
Более поздние версии, например, Zuzana, таким тиражом уже не делали.
OT-64 SKOT (Чехословакия и Польша)
Бронетранспортер был разработан чехословацкими конструкторами на рубеже 1950-1960-х годов. Серийное производство стартовало в 1963 году в кооперации с Польшей.
Не раз встречал оценки OT-64 как лучшего бронетранспортера Восточного блока. И с ними трудно не согласиться.
По сравнению с БТР-60 (с модификации ПА) SKOT выгодно отличался более удобным десантным отделением с двумя распашными дверьми в корме, имел более серьезное бронирование (6-13 мм по сравнению с 5-9 мм у БТР-60), оснащался более экономичным дизельным двигателем мощностью 180 л.с. (против двух бензиновых по 90 л.с.). При этом несмотря на массу порядка 14 тонн, OT-64 плавал.
Первые модификации не имели вооружение, позднее стартовал выпуск SKOT-2A с башней от БРДМ-2. Таким образом, его вооружение соответствовало вооружению БТР-60ПБ.
Всего было выпущено порядка 4500 OT-64 разных модификаций. Помимо использования в армиях Чехословакии и Польши, они активно поставлялись на экспорт.
БМП-23 (Болгария)
Ранее я уже рассказывал, что в Болгарии в свое время было развернуто серийное производство МТ-ЛБ и САУ 2С1 «Гвоздика». На основе последней болгары создали свою собственную боевую машину пехоты БМП-23.
Ее первая версия, представленная впервые на параде в 1984 году, получила оригинальную башню с уже устаревшим на тот момент ПТРК «Малютка», 23-мм пушкой 2А14 («половинка» ЗУ-23-2) и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ. Из заметных отличий по сравнению с исходной САУ также стоит выделить измененную носовую часть с еще одним местом справа от мехвода. Само собой, была увеличена бронезащита.
Позже «Малютку» поменяли на «Конкурс», а в начале 1990-х решили не мелочиться и установили целиком башню от БМП-2, эта версия получила название БМП-30, но в серию не пошла. Впрочем, и БМП-23 тоже особо массовой не назовешь: всего выпущено около 115 единиц, из которых 70 до сих пор остаются на вооружении армии Болгарии.
ShM vz. 85 PRAM-S (Чехословакия)
Пожалуй, самая оригинальная модификация БМП-1. Просто вдумайтесь: самоходный 120-мм миномет с автоматом заряжания. Максимальный боекомплект составляет 80 выстрелов, из которых 21 помещается прямо в АЗ, а остальные располагаются в специальных лотках слева и справа.
Помимо этого, имеется 12,7-мм пулемет НСВ и можно установить ПТРК «Конкурс» с тремя выстрелами. Чтобы выдержать возросшие нагрузки, ходовую БМП-1 удлинили на один каток.
Машина получилась довольно удачная, но не стала массовой. ShM vz. 85 PRAM-S приняли на вооружение в 1985-м и до 1990-го собрали всего 12 единиц. Производство прекратили из-за ограничений, наложенных Договором об обычных вооружениях в Европе. Уже выпущенные самоходные минометы отправили на базу хранения.
После разделения страны восемь машин досталось Чехии и четыре Словакии. Их сняли с хранения и передали в регулярные части.
W-3 Sokół (Польша)
Вы наверняка слышали, что советский вертолет Ми-2 за исключением опытных и предсерийных образцов производился только в Польше. Почему? Чтобы занять свое производство другими вертолетами, но главной причиной, скорее всего, была поддержка товарищей по Совету экономической взаимопомощи (СЭВ).
В начале 1970-х в Польше начались работы над новой машиной, являвшейся развитием Ми-2. Разработка велась совместно с советскими специалистами и основным покупателем, конечно, должен был стать СССР. Из-за противоречивых требований гражданских и военных заказчиков, а также забастовочного движения в Польше работы затянулись и серийное производство стартовало лишь 1985 году.
Хоть W-3 и создан на основе Ми-2, его трудно назвать глубокой модернизацией, все же это другой вертолет. У него более мощные двигатели, большая скорость и дальность полета, почти вдвое большая максимальная взлетная масса. По сути, это уже машина другого класса.
Интересный момент с моторами. На W-3 установлена лицензионная версия советского двигателя ТВД-10, созданного на основе двигателя ГТД-3Ф с вертолета Ка-25. Помимо польского вертолета, ТВД-10 ставился также на гражданский самолет АН-28, опять же выпускавшийся в Польше, а также на не пошедшие в серию советские пассажирские Бе-30 и Бе-32.
Поскольку в 1991 году основного заказчика не стало, до настоящего времени было выпущено всего порядка 150 машин, из которых более половины ушло на экспорт в разные страны. W-3 Sokół до настоящего времени не снят с производства, но выпускается небольшими партиями.
На этом на сегодня все, надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.
Также рекомендую подписаться на мой канал в Telegram.
До скорых встреч!