Найти тему
Обаяние истории

Короткая жизнь единственной внучки Петра I - Натальи Алексеевны

«Натальюшка, на кого же ты меня оставила? Как же я теперь один буду?» - в голос рыдал юный император. Смерть горячо любимой сестры произвела на Петра II страшное впечатление. Ведь никого ближе и роднее друг друга у двух подростков при дворе не было! Несколько дней император не мог найти покой, оплакивая Наталью. Никто не мог успокоить его: ни лучший друг Иван Долгоруков, ни любимая тетушка цесаревна Елизавета...

Наталья появилась на свет летом 1714 года в Петербурге. Малышка стала полной тезкой тетки своего отца, любимой сестры царя Петра I, царевны Натальи Алексеевны. Отец девочки, царевич Алексей, был сыном Петра I от его первого брака с Евдокией Лопухиной, а мать - немецкой принцессой Шарлоттой Кристиной Брауншвейгской. Родительской любви и заботы Натальюшка почти не знала. Брак ее родителей был несчастливым.

Мать великой княжны скончалась после вторых родов, когда девочке было всего лишь 1 год и 3 месяца. Принцесса Шарлотта родила сына Петра Алексеевича и умерла, предположительно, от родильной горячки. А отца Натальюшка потеряла в возрасте 4 лет. Царевич Алексей погиб при невыясненных до конца обстоятельствах, заточенный в темницу своим отцом Петром I и приговоренный им же к казни.

«Великий князь Петр Алексеевич и великая княжна Наталья Алексеевна (справа)», Худ. Луи Каравак, 1729 г.
«Великий князь Петр Алексеевич и великая княжна Наталья Алексеевна (справа)», Худ. Луи Каравак, 1729 г.

Двое несчастных сироток остались одни. Своему великому деду они были не нужны, так как Петр I собирался сделать наследниками престола детей от любимой Катеринушки, его второй жены. Бабушка же детей и первая супруга Петра I Евдокия томилась по приказу царя сначала в Суздальском монастыре, а потом была сослана еще в более суровые условия - в Ладожский монастырь. Так что Наталья и Петр в первые годы своей жизни росли в царской семье, как сорная трава. Наверное, поэтому они были так сильно привязаны друг к другу.

Могущественный дед обратил внимание на них лишь после смерти своего маленького сына Петра Петровича от Екатерины I в 1719 году. Тогда Петр I и решил заняться образованием внуков, рожденных от так нелюбимого им старшего сына. Конечно, больше всего его интересовал внук, так как Петр II стал единственным наследником Романовых по прямой мужской линии. Детям наняли не только учителей, но и поселили их в Зимнем дворце. Хотя отношение Петра I к внукам не изменилось, оно было весьма холодным. А уж Екатерина I и вовсе не любила этих детей, ведь они конкурировали за престол с ее дочерьми.

Петр II был мальчиком ленивым, учиться он не любил. Зато Натальюшке нравилась учеба, она была усидчивым и серьезным ребенком. Так же как и ее дед-реформатор, великая княжна жаловала иностранцев и любила с ними общаться. Неудивительно, что она прекрасно говорила на немецком и французском языках и очень любила читать. Рассудительная и умненькая девочка имела сильное влияние на своего непутевого брата. А Петр II всегда прислушивался к мнению сестры, рядом с которой он вырос.

«Ассамблея в Петербурге в первой половине XVIII века», Шарлемань А. И.
«Ассамблея в Петербурге в первой половине XVIII века», Шарлемань А. И.

При дворе великую княжну не считали красавицей. Хотя на портретах мы видим вполне миловидную девушку с большими глазами. Придворные писали, что Наталья была некрасива, но имела прекрасную фигуру. Зато девушка обладала спокойным характером, была мила со всеми, легко завоевывая людей своим великодушием и добротой. Вот только с детства она обладала слабым здоровьем и склонностью к простудам.

В 1725 году, когда Наталье было десять лет, умер Петр I. Тогда на престол с помощью князя Александра Меншикова и гвардии была возведена вторая жена императора – Екатерина I. Осенью 1726 года Наталья получила от нее орден Святой Екатерины. Но правление императрицы не продлилось долго, и спустя два года она отправилась вслед за мужем. Перед смертью в мае 1727 года она назначила наследником российского престола Петра II, брата Натальи.

Следующими за ним в список престолонаследников были включены дочери Екатерины I: Анна и Елизавета и их потомки. А третьей в очереди на трон значилась великая княжна Наталья Алексеевна. Теперь она стала не только сестрой императора, но и одной из наследниц престола.

«Великая княжна Наталья Алексеевна, сестра Петра II», худ. Иван Никитин, 1720-1730-ее гг.
«Великая княжна Наталья Алексеевна, сестра Петра II», худ. Иван Никитин, 1720-1730-ее гг.

К моменту смерти Екатерины I всесильный Меншиков уже примкнул к приверженцам Петра II. Светлейший князь обладал таким влиянием на умирающую императрицу, что убедил ее включить в завещание пункт, что Петр II должен жениться на его старшей дочери Марии. Условие это поразило всех членов Тайного совета при оглашении завещания. Меншиков тут же перевез 11-летнего императора в свой дворец, где и обручил его со своей дочерью. Но и этого ему показалось мало для укрепления неограниченной власти.

Меньшиков решил еще женить своего сына Александра на сестре императора. Потенциальному жениху на тот момент было 13 лет, и он был ровесником Натальи. Но неожиданно светлейший князь натолкнулся на яростное сопротивление великой княжны. Наталья категорически отказалась от помолвки, негодуя от такой перспективы. Она заручилась поддержкой по данному вопросу барона Остермана, воспитателя императора, который мечтал отстранить князя от власти. Наталья не выносила Меншикова, о чем всегда твердила брату.

Петр постоянно баловал сестру, посылая ей дорогие подарки. А она всегда заботилась о нем. Вскоре у Меншикова произошел неприятный инцидент с императором. Петр II решил подарить любимой сестре 9 тысяч червонцев, которые преподнес ему цех петербургских каменщиков.

«Великий князь Петр Алексеевич, брат Натальи», неизвестный художник, 1725 год
«Великий князь Петр Алексеевич, брат Натальи», неизвестный художник, 1725 год

Меншиков же забрал у посланца императора эти деньги, аргументировав, что Петр еще слишком неопытен, чтобы правильно распорядиться такой суммой. А, мол, он найдет деньгам лучшее применение для государства. Немудрено, что дерзкий поступок вызвал ярость у мальчика, который был поражен, что Меншиков посмел ослушаться его указа. Петр II запальчиво отчитал князя, что приказам императора необходимо повиноваться.

И как не мечтал Меншиков, а породниться с Романовыми ему не удалось. Вскоре борьба за власть других царедворцев и интриги Остермана и Долгоруковых привели князя к закономерному падению. И осенью 1727 года Меншиков был отправлен с семьей в ссылку в Сибирь, обвиненный в злоупотреблениях. Естественно, что помолвка Петра II с дочерью князя была расторгнута. А невеста впоследствии скончалась в ссылке.

«Каждый раз, как я с собою рассуждаю, сколь много надлежащее воспитание императора содействует безопасности и благоденствию народа, не могу не принесть неизменной признательности светлейшей княжне, моей любезнейшей сестре, которая меня поучает полезными увещаниями, помогает благоразумными советами, из которых каждый день извлекаю величайшую пользу, а мои верные подданные ощущают живейшую радость.
Как могу я когда-либо забыть столько заслуг ко мне? Воистину, чем счастливее некогда будет мое государство, тем более, признавая плоды ее советов, поступлю так, что она найдет во мне благодарного брата и императора», - из записок Петра II о Наталье (С.М. Соловьев. "История России с древнейших времен").
«Великая княжна Наталья Алексеевна, сестра Петра II», копия И.Милюкова с оригинала Л. Каравака, 1720-1730-ее гг.
«Великая княжна Наталья Алексеевна, сестра Петра II», копия И.Милюкова с оригинала Л. Каравака, 1720-1730-ее гг.

Вскоре Петр II вспомнил о бабушке, находившейся тогда в Шлиссельбургской крепости, как будто она была опасной преступницей. Возможно, что произошло это с подачи Натальи. Царицу Евдокию освободили и перевезли в Москву в Новодевичий монастырь. Где она и встретилась с внуками, которых никогда не видела: Натальей и Петром. При встрече Евдокия прослезилась от нахлынувших чувств. Внук выделил на ее содержание существенные средства, но с самой царицей, которая пыталась наставлять его, мальчику было скучно. Зато заботливая Наталья несколько раз навещала бабушку в монастыре.

Со временем Петр II стал отдаляться от сестры, из-за чего Наталья сильно переживала. Легкомысленный император попал под влияние своего фаворита, князя Ивана Долгорукова и своей родной тетки – Елизаветы Петровны, к которой он испытывал теплые чувства. Этой веселой красавице было 18 лет, и она очаровывала всех вокруг себя. Втроем они весело проводили время в бесконечных развлечениях.

И как ни пыталась серьезная Наталья повлиять на брата, чтобы он взялся за ум, ей это не удалось. Нравоучения сестры стали раздражать вспыльчивого подростка, а скучную учебу он забросил. Наталью все более беспокоило возрастающее влияние Елизаветы на брата, и явная увлеченность Петра теткой. Да и сильное пристрастие императора к горячительным напиткам ее тревожило.

«Великая княжна Наталья Алексеевна, сестра Петра II», приписывается Пьетро Ротари, сер.XVIII века
«Великая княжна Наталья Алексеевна, сестра Петра II», приписывается Пьетро Ротари, сер.XVIII века

Летом 1728 года Наталья тяжело заболела, ее мучила лихорадка и она сильно исхудала. Увы, спасти ее не смогли. Великая княжна умерла 22 ноября в Москве, предположительно от чахотки. Ей было всего лишь 14 лет. Петр II был поражен смертью сестры. Он рыдал несколько дней подряд и не мог спать.

Возможно, что император предчувствовал и свою судьбу. Ведь не прошло и 1,5 года после кончины Натальи, как Петр II простудился, а потом у него началась оспа. От которой он и скончался в начале 1730 года. Вот такая печальная судьба была у этих детей...

«Великая княжна Наталия, сестра Петра II, была украшена всеми возможными добрыми свойствами. Она не только не была красавицею, а напротив, дурна лицом, хотя и хорошо сложена; но добродетель заменяла в ней красоту: она была любезна, великодушна, внимательна, исполнена грации и кротости, так что всех привлекала к себе.
Она совершенно говорила на французском и немецком языках, любила чтение и покровительствовала чужестранцам. Все это заставляло воссылать теплые к небу молитвы о ее долгоденствии, но всевышнему угодно было отозвать ее к себе, после долговременной болезни…Смерть ее оплакали и русские, и чужеземцы, знатные и бедные», - из записок испанского посла при русском дворе, герцога Лирийского.

С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍