О «Фишере», конечно, стоило написать давно. Но сложная это тема, сериал, как и его реальная основа, достаточно жесткий. С другой стороны, он есть и этого не отменить. Но говорить о нем чертовски сложно.
В качестве деяний Фишера равных ему, пожалуй нет. Настолько изощренного палача еще поискать… Следователи считали и продолжают считать, что он совершил не менее 40 убийств. Но сам он остановился на 11, не пожелав более ничего рассказывать, но и не отрицал, что это не все. Он просто почему-то не хотел больше ничего рассказывать, в то же время нисколько не отрицая предыдущих показаний.
Деятельность подмосковного маньяка продолжалась не так (сравнительно) долго и не так активно, но оставила по себе настолько жуткую память, что до сих пор ничего подобного невозможно отыскать в анналах уголовных преступлений. Никто в истории российского криминала еще не додумался организовать себе личную камеру пыток, в которой происходило такое, чего нельзя представить нормальному человеку. Причем длилось это часами. И такую сложную тему вообще опасно трогать в художественном произведении, ведь звери выдуманные совсем не то, что звери реальные имевшие имена и фамилии. Еще у них были мама, папа и жертвы. И все это наши сограждане.
Но тему все же подняли. Сериал «Фишер», вышедший на экраны в прошлом году, рассказал историю поисков палача, хоть бы и с художественным вымыслом. Зачем и почему… об этом после.
Прототипом героя Ивана Янковского, ростовского сыщика, стал следователь Евгений Бакин. Человек, реально участвовавший в поисках Чикатило и человек, раскрывший в итоге дело Фишера. Именно его можно видеть в жутком выпуске «Криминальной России», посвященном Фишеру. Ему Фишер предлагал, в шутку, привести сына для наглядной демонстрации своих деяний. Персонаж подан нарочито хамоватым, с характерным говором под Ростов (ну так себе сделано), а в некоторых моментах и вовсе гоповатым наглецом. Вполне вероятно, что это все исключительно ради одного-единственного момента, когда ему придется встать на колени. Игра контрастов.
Валерий Костарев, консультант фильма расследовал множество громких дел, в том числе ГКЧП, стал прототипом для героя исполненного Александром Яценко. Легендарный Евграфыч, следователь высочайшего класса. Вел дело Попкова, но на середине из-за повышения по службе передал коллегам. Следователь-антипод для Бокова, намного более интеллигентный, довольно вежливый, но подломленный своей работой и цинизмом происходящего. Растерян в воспитании собственного сына и не может справиться с эмоциями. Исполнен прекрасно.
Во многих и многих рецензиях, точнее, во всех, где выискивают отличия сериала от реальных событий, презрительно указывают, что никакой «бабы-следователя» не было. Так вот. Никогда не говорите о том, чего не знаете. Это пошло и глупо. Была «баба-следователь». Следователь прокуратуры Наталья Смолеева. Именно она получила свидетельские показания, ставшие решающими в изобличении преступника. А ежели кто не в теме, так сначала надобно в тему-то вникнуть, так сказать. Александра Бортич, конечно, актриса…но как-то неважно она играет.
Есть прототип и у милиционера Хвана, это Владимир Цхай, заместитель начальника уголовного розыска Москвы, тоже легенда сыска.
Сюжет естественным образом спрессовывает события нескольких лет в какие-то дни и недели, делая лишь один скачок во времени. Сериал порядочно уводит зрителя от реальных событий, это верно.
Но.
Был мальчик из-за которого следствие искало Фишера, человека с татуировками, матерого уголовника; реальный же преступник абсолютно не походил на такой типаж.
Но.
Злодеяния маньяка имели не менее кровавые, а то и более, неописуемо жестокие детали.
Но.
Он действительно был персонажем второго плана, незаметным человеком, который не вызывал никаких подозрений и был другом всех мальчишек в округе.
Но.
Закончилась его дикая история тем же тройным убийством, сопровождавшимся теми же садистскими вопросами и разговорами и немыслимыми по жестокости пытками. Естественно, без участия дополнительных персонажей, в отличие от фильма.
Конечно, не было многого. Создатели всего лишь наполняют мир деталями, дают свое видение персонажей, хорошее или плохое. Никто и не называет сериалы документальными или строго следующими событиям. Для этого есть отдельный жанр.
Что в сериале упущено, на мой взгляд, так это линия преступника. В «Тени Чикатило» его личность хоть как-то раскрыта, что было с ним до, что происходило во время преступной деятельности. В этом смысле стоило бы использовать какие-то сдвиги таймлайна, чтобы показать истоки становления. Как из обычного замкнутого мальчика, закончившего школу с серебряной медалью, одноклассника Армена Григоряна (лидера «Крематория»), студента-отличника, окончившего Тимирязевскую Академию в числе лучших, получилось бесчувственное существо с мозгом рептилии.
Согласно заключению психиатров, Фишер имел «абсолютную эмоциональную холодность». Он не испытывал ни любви, ни ненависти, не знал, что такое сочувствие или искренняя радость. Он даже применительно к своему дьявольскому занятию смог применить только очень иносказательные выражения, «нечто возвышенное, эмоциональный подъем».
Его личность сериал передал очень плохо. Личность его весьма отличалась от того нагловатого персонажа, какого нам показали. И уж тем более, никаких знаков и посланий сыщикам он не оставлял. Его вообще не интересовал мир вокруг, существовал только мир внутри.
А вот суть передана хорошо. Страшная какая-то, безысходная, в стену упертая суть поиска иголки в стоге сена. Невероятный объем рутинной работы, бесполезная проверка гигантского круга подозреваемых и продолжающиеся преступления.
Зная историю Фишера в деталях, сериал я могу похвалить, несмотря на всё его художественное оформление, включая финал (то есть придуманные сюжетные ходы). И в этом наибольшую роль играет не столько сама история и ее правдоподобность (которая весьма хромает), а моральное состояние сыщиков, у которых, как ни странно, есть семьи и личные проблемы. Под таким моральным давлением выжить-то непросто, а уж оставить какой-то запас души своим близким – это нужно его иметь. Сериал, как мне кажется, больше про это, чем про Фишера.
И закрыть пора вечный спор: зачем снимать сериалы про этих нелюдей, достойных только пули в затылок да безымянной могилы? Потому что это такая же часть истории нашей страны, как Олимпиада, революция, перестройка и так далее. Есть герои, есть злодеи. Чем хорошо искусство – любое, так это своей добровольностью. Никто не заставляет никого смотреть сериал, читать книгу, слушать песню. Есть много каналов, сайтов, радиостанций. Бессмысленно рассуждать о том, что какое-нибудь «Слово пацана» повлечет за собой шквал преступности или какой-то чудик вдохновится образом Фишера. Это все произойдет и без них. Механизм возникновения этих явлений совсем иной. И все споры на эту тему до смешного легко опровергаются одним-единственным вопросом: а где именно возникли эти самые банды и где именно родились Фишер, Чикатило, Сливко, Михасевич, Попков и многие другие? В какой такой стране, в которой насилие не сходило с экранов? В которой фильмы про серийных убийц показывали по четвергам на Окко? Где были развиты компьютерные игры, особенно 3-д шутеры?
Они все родились и жили в СССР. Где и духу не было всего перечисленного, а они – были. И снова о них молчать, точно такое же преступление, каким было молчание советских властей о них. Время сказок давно прошло. Статистика – о, какая упрямая вещь статистика!
И куда более важно, что кто-то может вдруг понять, что вон тот дяденька избегающий общества женщин и привечающий мальчишек, как-то странно выглядит…
Автор: Джон Дейкер
Редактор: Марсель Македонский
Другие публикации этого автора: