Найти в Дзене

ПРИЗНАКИ НАСТОЯЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Обозначенную проблему, ввиду ее высокой актуальности в наше весьма специфичное и непростое время освещают не только профессиональные специалисты – психологи, действующие педагоги колледжей, средних, в том числе «специальных» школ, психотерапевты, логопеды, но и блогеры, различного рода и стиля писатели и даже учащиеся. В общем, все те, кому тема не безразлична. Мы так же решили внести свою «лепту», максимально «системного» видения этого непростого не только для родителей, процесса. В статье синтезированы и даны лучшие рекомендации российских специалистов и наши, а также «новое» понимание некоторых психических явлений и процессов у детей и родителей. Итак. «Психологическая готовность» к школе, как собственно и «учеба» – не узконаправленный и локальный (на время учебы в школе, колледже) процесс. Учеба, по сути – эволюционное развитие, масштабное, «универсальное» явление. Если внимательно присмотреться к жизни, можно увидеть, что учиться многому всю жизнь - норма. Кстати, в среде всех
Оглавление

Обозначенную проблему, ввиду ее высокой актуальности в наше весьма специфичное и непростое время освещают не только профессиональные специалисты – психологи, действующие педагоги колледжей, средних, в том числе «специальных» школ, психотерапевты, логопеды, но и блогеры, различного рода и стиля писатели и даже учащиеся. В общем, все те, кому тема не безразлична.

Мы так же решили внести свою «лепту», максимально «системного» видения этого непростого не только для родителей, процесса. В статье синтезированы и даны лучшие рекомендации российских специалистов и наши, а также «новое» понимание некоторых психических явлений и процессов у детей и родителей.

Итак. «Психологическая готовность» к школе, как собственно и «учеба» – не узконаправленный и локальный (на время учебы в школе, колледже) процесс. Учеба, по сути – эволюционное развитие, масштабное, «универсальное» явление. Если внимательно присмотреться к жизни, можно увидеть, что учиться многому всю жизнь - норма. Кстати, в среде всех животных этот процесс тоже явно проявлен и заметен не только специалистам, изучающим данную область. То есть, готовность ребенка к учебе в школе – готовность к очередному этапу своего развития. В котором, естественно, с разными качественными итогами, принимали участие родители. Это как бы результат всех предыдущих проведенных Вами, воспитательных процессов, полноценных или «по случаю», а также «общего развития» детей. В том числе, со стороны ближайших родственников. Если откровенно - это результат именно Вашего отношения: к попытке понять жизнь и ее настоящий смысл; узнать и познать ее больше в разных ипостасях, ни на чем не зацикливаясь и ничем не пренебрегая; к пониманию настоящих ценностей и ориентиров и донесение этого в адаптированном виде детям, в т.ч, своим личным примером; осознание важности собственного постоянного развития и коррекции взглядов, убеждений, не подтверждающихся жизнью; к попытке понять для чего вообще нужно воспитание и развитие и т.д. В том числе, в ракурсе одной из главных составляющих центрального «личностного образования» - адекватности. Адекватность как раз обозначает, в том числе, «психологическую готовность» организма к всевозможным, изменяющимся постоянно, внешнесредовым условиям (по сути – информации). Хотя здесь есть свои нюансы. Например, необходимо знать «меру» собственного развития, чтобы не стать в итоге дилетантом. Основная прижизненная задача, в плане «предметно - специализированной» учебы – успешно встроиться в социальную жизнь общества («социальное обобществление труда и социальную успешную адаптацию, включая следование своему «предназначению»»(прим.авт.Новой Концепции). Другое дело, что из-за несовершенства социально-экономических и общественных отношений, родители вынуждены основное внимание уделять не собственному развитию, в том числе в области знаний воспитания и развития детей, а заработку на жизнь, в т.ч., материальное обеспечение учебы детей. Во многом актуальном, жизненно необходимом, пока родителям приходится полагаться больше не на свои способности, а на помощь со стороны, в разных ее формах и ипостасях, часто далеко не профессиональную...

Итак. Одним из главных лозунгов для Ваших детей, адаптировано к возрасту и пониманию смысла, должен быть: «Лень – матушка всех грехов!». В первую очередь – интеллектуальная лень.

Мы бы хотели обозначить следующую «Схему» (структуру) школьной готовности здоровых по всем медицинским показателям, детей.

«Общая психологическая готовность» к школьному обучению условно состоит из следующих неотъемлемых частей:

1. «ЗУН» готовность (Знания, Умения, Навыки).

2. Психологическая готовность.

Включает два подраздела:

А) Личностная готовность.

Б) Интеллектуальная готовность.

1. «ЗУН» готовность

Обычно не вызывает проблем в понимании этого аспекта у родителей, так как в основном воспринимается как результат реализации интеллектуальных способностей ребенка, в конкретных практических знаниях, навыках и умениях, за исключением следующих моментов:

1.В настоящее время, различные средние образовательные школы (Россия), имеют разную «Программу обучения». В соответствии с этим, на каждом этапе (в каждом классе), имеются свои, не присущие другим требования. Следовательно, родителям необходимо обратить особое внимание на требования всей программы, чтобы в дальнейшем не столкнутся с предметной неуспеваемостью ребенка. В том числе, практически в каждой из школ, соответственно «Программ», существуют классы с «углубленным изучением» тех или иных предметов. Целесообразно, за год – два до начала школьного обучения «протестировать» ребенка на предмет «предпочитаемого» направления, если родители такую цель ставят.

Важной составляющей «ЗУН» готовности является не только определенный «набор» знаний, умений и навыков, но также способность и привычку и желание их развивать. По сути, здесь затрагивается "познавательный компонент", т.е., на сколько родители эту функцию у ребенка не только поддержали, в процессе воспитания, с самого рождения, но и развили в дальнейшем. Стремление к познанию, пожалуй самая важная "базовая" составляющая, основа всей последующей жизни ребенка, его становления и как здоровой личности, социума! Например, в настоящее время, в отличие от программ прежних лет, уже при поступлении в первый класс, требуется уверенное чтение, написание букв и цифр до 10 и др. Последнее, во многом закладывается и развивается родителями. Имеет определенное значение и «генетически унаследованные факторы» (например склонности к определенным заболеваниям, определенному виду деятельности, общий уровень интеллекта и др.).

2. Психологическая готовность

А) Личностная готовность

а) Мотивационная сфера. В основе - имеющиеся индивидуально-личностные и заложенные в дальнейшем родителями, понимания ребенка о пользе и целесообразности познания Мира во всех его гранях.

А также: удовлетворения от применения в жизни реальных учебных умений и способностей.

В старших классах это: коммуникативные аспекты и общение с одноклассниками; дружба и взаимопомощь; соревновательный процесс; процесс понимания актуальности получения в дальнейшем достойной профессии с хорошей заработной платой и соответствующими возможностями; возможность в дальнейшем учиться в ВУЗе и получить соответствующую «предназначению» специальность; конкретная мечта-цель, связанная с научной либо преподавательской сферой и т.п.

б) Внутренняя позиция школьника. Подразумевает желание и стремление: к новой школьной жизни; серьезным занятиям (уже не игровым); ответственным поручениям и их выполнению.

в) Общее ответственное отношение. Ребенок психологически готов к выполнению не только интересных для него занятий, упражнений и т.п., но и любой учебной работы, которую от него потребует учитель (взрослый).

г) Отношение к другим детям. Подразумевает успешное (коллективное) взаимодействии с другими детьми, в ракурсе уже не игровой, а учебной деятельности. *Наиболее развитым в этом плане детям присуще «кооперативно – соревновательное» общение со сверстниками. Здесь есть и общая (общие) цель, соперничество, попытка совместно планировать свои действия в достижении цели (целей).

д) Отношение к себе. Отражает в младшем школьном возрасте умение адекватно оценивать себя в общей системе ценностей и свои отдельные поступки.

е) Сфера произвольности. Подразумевает и проявляется при предъявлении требований и правил «работы по образцу». Здесь важно, чтобы ребенок обладал достаточными навыками и умениями, которые присущи его возрасту. В противном случае, ребенок будет не успевать, отставать от других в рамках отведенного времени на учебный урок. При сравнении себя с другими, при заметном отставании или случае неуспеха выполнения задания, может возникать повышенная тревожность. Именно поэтому важно перед школой не только обучать многим навыкам ребенка, но и учить его объективно оценивать свои возможности, в целях недопущения завышенных ожиданий – успешной учебы. В том числе, важно ориентировать ребенка не столько на получаемые баллы (оценки), сколько на качество его итоговых знаний по каждому школьному предмету – общее базовое понимание сути и назначения предмета и его частных заданий (для выработки какого навыка, умения, знания они предназначены.

Психические функции

А) Активность личности. В рассматриваемом возрасте, проявляется, прежде всего, в познавательной деятельности. Т.е., в естественном и постоянном стремлении ребенка познавать новое, открывающееся перед ним.

Б) Восприятие. Благодаря всему предыдущему опыту, воспитанию и развитию со стороны родителей, восприятие ребенка становится все больше – многоплановым. Значительное влияние на развитие восприятия, является - речь. Важно обращать внимание на сбалансированное развитие детей, нежели сосредотачиваться на развитии в одной плоскости иначе может пострадать, не выработаться, другой, необходимый и актуальный навык, способность. Восприятие к началу школьного возраста, при правильном развитии, становится – осмысленным, анализирующим, целенаправленным. Восприятие утрачивает свой эмоциональный характер. Развиваются такие ипостаси как – рассматривание, наблюдение, поиск. Ребенок активно начинает понимать и использовать - качества, признаки и состояния различных объектов, реальные (сущностные) отношения между ними.

Б) Самосознание. В 6 лет многие дети сохраняют завышенную самооценку о себе и своих способностях. В 7 лет, самосознание трансформируется, при корректном воспитании со стороны родителей, в более адекватную самооценку себя.

Зависимость самосознания от особенностей воспитания в семье:

*Дети с адекватным представлением о себе – воспитываются в семьях, где родители уделяли им достаточно необходимого в каждый возрастной период, внимания, времени. Положительно и адекватно оценивали их умственные и физические способности, но не считали их развитие выше, чем у остальных сверстников. Таких детей родители чаще поощряли, нежели наказывали. Если же наказывали, то в основном лишением интересных и полезных коммуникаций с их сверстниками, собой, родственниками и т.д., но не какими – либо предметами: игрушками, гаджетами, вкусностями (еда) и т.п.

*Дети с заниженным представлением о себе – вырастают в семьях, где детьми мало занимаются в принципе, где требуют больше послушания (как некой основной воспитательной цели), чем обучают различным навыкам и способностям; низко оценивают любое достижение ребенка (в том числе вербально при других людях); не ожидают от детей никаких дальнейших успехов в школе, да и в жизни в целом.

*Дети с завышенным представлением о себе – вырастают в семьях, где у родителей сложилась (по каким то своим причинам) привычка завышать способности их детей, неоправданно хвалить и выставлять перед другими детьми и взрослыми. Редко наказывают заслуженно и часто и не по делу хвалят.

В) Мораль. О моральных качествах в этом возрасте, ребенок судит в основном по своему поведению, которое вписывается в семейные нормы (его семьи) , другого коллективного образования, с которым ребенок был больше всего связан, сверстниками. Либо не вписывается. Моральные нормы в школе будут другие, именно поэтому важно, чтобы мышление ребенка не было ригидным. *Из моей практик: на пластичность ума, мышления конструктивно влияют разнообразные и главное - систематические занятия о Мире и природе, людях и жизни (в адаптированном под возраст варианте), особенно в разнообразных, меняющихся с ходом истории и эволюции: нормах, правилах, законах, тенденциях и т.п.

Г) Произвольность. Дети в норме должны быть способны произвольно выполнять заданные учителем (взрослым) поручения и учебные задания.

Д) Рефлексия. Рефлексия — способность сосредотачиваться, замечать, наблюдать свои мысли, чувства и эмоции, анализировать свое поведение и принятые решения. Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве. Считается, что первый ее этап приходится на 3 года.

Е) Внимание. В предшкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объём внимания; возрастает устойчивость внимания; формируется произвольное внимание; повышается концентрация и сосредоточение. В этом ракурсе, ребенок в норме должен быть готов: внимательно слушать все уроки и их содержание; выполнять по правилам задания, помня об установках учителя; правильно реагировать на замечания от учителя, их содержание и суть; задания на дом и некоторые особенности их выполнения (если будут таковые отмечены учителем) и т.д.

Ж) Ответственность как черта «активности личности». Младший школьник, при правильном воспитании в семье, способен ответственно относится к любым поручениям учителя, четко понимая где он находится и с какой целью.

З) Стрессоустойчивость. Здесь как многое зависит от букета факторов: доминирующего типа характера; темперамента; устойчивости нервной системы; уровня ригидности и пластичности психики; имеющегося прижизненного опыта (в зависимости от модели) воспитания; энергетических ресурсов и др. В том числе, умения преодолевать разного рода страхи, связанные с новым для ребенка видом его деятельности – учебой.

И) Волевые качества. Ребенок при правильном развитии, в возрасте 6-7 лет способен самостоятельно ставить цели и преодолевать многие трудности. На уроках и при выполнении домашних заданий, внеклассных работах дети учатся выполнять не только запланированное, но и дополнительные задания, поручения и т.п..

К) Эмоции. В этот возрастной период, в норме, расширяется круг эмоций. Появляются такие как : сочувствие, сопереживание. В том числе, радость – не только по поводу того, что сделано, но и по поводу того, что только предстоит сделать. В целом эмоциональный фон этого возраста не должен отличаться резкими эмоциональными вспышками, всплесками. Развито должно быть «эмоциональное предвосхищение» - оценивание того, каким будет результат, хорошим или плохим.

Жизненный мир ребенка в предшкольном периоде

1. Младший школьный период - отличается, хотя и на своем возрастном уровне, появлением понятия о сложности окружающего Мира.

2. Закладывается фундамент будущей взрослой жизни. В свое время, Л.Толстой утверждал, что в 5 лет он на 80% был тем, кем стал в будущем!

3. Жизненный мир выходит за рамки ситуативности. Начинают инициироваться и работать мотивы, стоящие над ситуацией (впервые проявляются в период кризиса 3-х лет). Начинает складываться система относительно устойчивых индивидуальных мотивов, мотивационных предпочтений.

4. В этот период активно формируются основные черты характера. Они складываются на основе имеющихся индивидуальных стереотипов, наследственной предрасположенности, условий воспитания и развития (соответствующие стили воспитания, личные примеры и демонстрируемые взрослыми (родители, родственники) привычки.

*Важно: В связи с естественно-природной структурой, точнее системной и неразрывной взаимосвязью с другими ипостасями психики, личности, характер влияет на всю мотивационную сферу ребенка. Например: демонстративный, возбудимый, отчасти гипертимный типы, способствуют формированию - эгоистических мотивов (доминантность, лидерство, излишнее привлечение внимание к себе и т.п.). Другой пример: тревожный, осторожный и т.п., типы при достаточной изначальной выраженности (индивидуальные, плюс генетически унаследованные, плюс соответствующая модель воспитания) могут способствовать нарушению согласия с Миром, посредством фрустрирования главных сторон жизни (вызванное сложными жизненными ситуациями, трудностями на пути к достижению цели и т.п.). У детей с неустойчивым типом характера, может закрепиться гедонистическая установка – «ничего не делание» и стремление к развлечениям.

Вот почему воспитание корректных черт характера важно не столько для того, чтобы родители гордились своим воспитанными ребенком!

5. Направленность личности. *Важно понимать и помнить, что в этом возрасте начинает активно формироваться и определяться - направленность личности. Именно по этой, как одной из ведущих причин, могут рушится отношения с одним из родителей. Так, что подобные изменения могут объясняться не только кризисом 7 лет, началом новой учебной деятельности, но и вот такими, думаю не очень известными большинству родителей, причинами. Учитывайте это.

Б) Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная сфера. Отражает настоящий уровень общего интеллектуального развития ребенка, включая способности:

- обобщать;

- сравнивать (объекты, процессы и явления);

- классифицировать по разным признакам объекты и явления;

- выделение существенных признаков у предметов и явлений;

- определять, в рамках своего возрастного уровня – причинно-следственные зависимости;

- делать верные выводы по понятному вопросу, задаче;

-обучаться новому;

- исследовать и решать новые задания в рамках новых полученных знаний о предмете или явлении.

И т.д.

1.Память. Становится ко времени поступления в школу «опосредованной». Ребенок уже умеет целенаправленно запоминать что-то, не только понравившееся при произвольном наблюдении, но и при целенаправленной, поставленной задаче со стороны взрослого, в нашем случае – учителя. *В том числе, память включается в процесс формирования личности. А также развивается способность к более сложным рассуждениям.

2.Мышление. Мышление — психический процесс. Мышление – высшая психическая функция, ступень человеческого осознания, познания себя и окружающего Мира. Представляет собой процесс, неразрывно связанный с использованием внутренней речи. А также процесс установления связей (или их отсутствия) между объектами или явлениями окружающего Мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Мышление включает в себя вывод новых суждений (умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики. *Любое индивидуальное мышление, в достаточной мере – часть коллективного(прим.авт.Новой Концепци).

*К началу обучения важно, чтобы ребенок мог: успевать запомнить задачу, понять все условия и представить ее.

В ракурсе готовности к школе и соответствии с возрастом у старшего дошкольника должны быть развиты в норме следующие виды мышления:

- наглядно-действенное мышление, необходимым условием которого является непосредственное восприятие предметов и возможность с ними взаимодействовать.

- наглядно-образное мышление. Оно оперирует представлениями и образами. К примеру, так происходит осознание общих понятий, объединяющих разные материальные объекты, и дети обретают способность понять, что внешне отличающиеся вещи можно обозначить одним словом, относимым к определенной группе – одежда, обувь, животные и т. д.

- словесно - логическое мышление (вербальное). Словесно-логическое мышление – одно из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств. Считается самым высоким этапом развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление происходит во внутреннем, умственном плане. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал. Словесно-логическое мышление человека формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и самостоятельно анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются следующие операции словесно-логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

- абстрактное мышление. Позволяет понимать законы и принципы существования объективного мира. Применение этого типа мышления в школе – точные науки (арифметика, математика, физика). А также в общественных науках – представление сложных исторических явлений, различных социальных, в т.ч., политических процессов. Абстрактное мышление участвует в планировании настоящих и последующих действий, поскольку, принимая решение, результат которого появится в будущем, мы вынуждены представлять себе последствия наших усилий.

- творческое мышление. Если по сути, это - процесс придумывания чего-то нового. Умение подойти к задаче или проблеме с другой стороны, найти совершенно другое, часто нестандартное решение. Отличительной чертой творческого мышления является более полное проникновение в суть изучаемого вопроса, активизация всех познавательных способностей и творческого потенциала, а также новизна рассуждений и способов решения текущих задач. Во многом, развитию творческого мышления у детей, сопутствуют систематические занятия с родителями. В настоящее время, основная функция школы – предметная, подготовительная, общеобразовательная. К сожалению, развитием творческих способностей придется Вам заниматься дополнительно. С другой стороны, в некоторых школах созданы «творческие классы» - внеурочные занятия, куда можно ребенка систематически приводить...

**Уважаемые родители! По данной и другим проблемам, освещаемым в этой других статьях, Вы можете обращаться с конкретными, насущными вопросами и проблемами через электронную почту krav77764@mail.ru . В том числе, возможна видеосвязь онлайн, где мы можем пообщаться в живую. Тем, кто предпочитает вариант стандартных консультаций - встреч со мной по проблемам семьи и брака (г.Москва, МО), детей, обращайтесь пожалуйста также через указанную эл.почту. (!)Вы будете в выигрышном положении, с точки зрения получения самых полновесных и системных на сегодняшний день, Новых научных Знаний. В отличие от используемых многими по привычке, неэффективных, мало что объясняющих в Вашей жизни до конца, классических "школ" и подходов.

P.S. В статье указаны далеко не все аспекты рассматриваемой проблемы, но мы постарались осветить самые важные.

Рекомендую Вам, для более системного понимания, обязательный просмотр прямо взаимосвязанных статей, с данной:

1. https://dzen.ru/a/ZTjwBuePqGX7gctP

2. https://dzen.ru/a/ZTjFQBv6PQzpjkxW

3. https://dzen.ru/a/ZTjyFaHDCmEjKQOS

4. https://dzen.ru/a/ZTjGCNVkgTPeTvuT

5.https://dzen.ru/a/ZTjEmxv6PQzpjLrE

Подписывайтесь обязательно на мой канал, чтобы не пропустить все то новое и актуальное, что разрабатывается в психологии и педагогике для правильного и корректного воспитания Ваших детей!