В детстве многие из нас любили покупать в палатках Союзпечати журналы с любимыми мультгероями, комиксами, небольшими рассказами и яркими постерами. Периодика шагнула дальше и всё чаще появляются проекты, направленные на знакомство с искусством и современными культурными институциями с малых лет.
Наш культурный редактор поговорила с сооснователем журнала «Юный искусствовед» Мануком Мелконяном о том, как сотрудничать с музеями, проводить исследование аудитории и простыми словами рассказывать о великих людях и событиях в истории искусства.
Как возникла идея создать журнал «Юный искусствовед», в чём его главная идея?
Наша главная идея — выпускать лучший в мире детский журнал, который станет для читателей окном в большой прекрасный мир культуры и искусства. Именно поэтому мы выпускаем журнал только в печатном виде. В журнале объединились наши любови и увлечения — мои и сооснователя «ЮИ», Фионы Вирфель. Это любовь к искусству, к красивым журналам, увлечение комиксами и приключенческими историями, но главное — это радость открытия нового.
Журнал строится по принципу искусствоведческой библиотеки, поэтому каждый номер посвящен одной теме — периоду, жанру, художнику или музею. У нас уже были выпуски про Древний Египет, Лувр, Леонардо да Винчи, скоро выйдет номер про Пушкинский музей, а в октябре — про русский авангард — важнейшее направление в искусстве XX века. «Юный Искусствовед» предназначен для абсолютно всех, независимо от места проживания или социального статуса. География подписчиков журнала охватывает всю страну — от Калининграда до Владивостока, включая множество малых городов и даже деревень.
Как написано на вашем сайте этот журнал для людей от 6 до 99 лет, как думаете возможно ли более маленьких детей привлечь к изучению искусства?
Конечно, возможно, и даже нужно, это позволяет ребенку сформировать широкий кругозор. Ограничение 6+ подразумевает, что ребенок уже может читать самостоятельно. Но оказалось, что у многих подписчиков журнала дети младше и «ЮИ» — это прекрасный способ совместного времяпровождения.
Что касается рамки 6-99 — у журнала есть подписчики, у которых нет детей или чьи дети уже далеко не дети. Когда об искусстве рассказывают взрослым языком, часто это звучит слишком академично, сложно и подразумевает определённый уровень подготовки читателя, так как текст изобилует терминами и отсылками. В итоге читатель чувствует себя фрустрированным. Когда же мы говорим об искусстве детским языком — простым и понятным — это оказывается интересно, увлекательно и познавательно в том числе и для взрослых, включая нас самих.
Какой материал можно найти на страницах журнала?
В центре журнала история про постоянных героев — журналиста Костика и его ученого кота Пушкина, которые постоянно попадают в детективные истории и срывают планы злодея Вольдемара. История рассказывается в формате комикса и это стержень, вокруг которого выстраивается содержание. К этому добавляются другие форматы — задания, головоломки, интервью, обзоры, рассказы и прочее. Все это разнообразие идеально раскрывает тему номера с разных сторон, делает общение с журналом увлекательным.
Мы постоянно ищем новые формы и аккуратно их интегрируем. Например, в номере про Пушкинский музей впервые будут стихи, специально написанные для журнала. А с искусством мы связаны большой любовью, насмотренностью, коллекционированием, увлечением, чтением, общением с искусствоведами и художниками и годами работы в креативных индустриях, в том числе в издательских домах.
Перед запуском журнала вы проводили исследование вместе с детьми? Какая была первая обратная связь?
Мы сделали лучше — выпустили полноценный пилотный номер (который через 3 месяца стал первым выпуском) и раздали его среди профессионального сообщества, а также друзьям и знакомым. Откровенно говоря, уже на этапе подготовки мы не сомневались, что журнал получается таким, что его нельзя будет не полюбить.
У нас очень активная переписка с подписчиками и блогерами, и 100% положительная обратная связь, которая только крепнет от номера к номеру. Это видно даже по комментариям к постам в нашем телеграм-канале или даже по отзывам на маркетплейсах.
Как появилась идея вкладывать в журналы работы современных художников? Расскажите про вкладыши «Моя первая коллекция».
Детство — лучшее время для коллекционирования, ты можешь собирать что угодно, и в том числе через это познавать вещественный мир. А собирать искусство в юном возрасте — это воспоминания на всю жизнь. Ещё мы хотели показать связь между классическим и современным искусством и, конечно, это про эстетику — принтами из журнала можно красиво украсить интерьер. Художники с большим энтузиазмом отнеслись к нашей идее, некоторые создают работы специально для журнала, как, например, Алина Глазун для выпуска про Леонардо.
Как сейчас происходит ваше сотрудничество с музеями? Вы выходите к ним со своим предложением, общаетесь с научными сотрудниками, сами музейные команды предлагают какие-либо идеи?
Мы начали сотрудничество с музеями, когда журнала еще не было, а была только идея. Этого оказалось достаточно для диалога, музейное сообщество очень отзывчивое, когда речь идет о действительно стоящих вещах. При работе над «ЮИ» мы обращаемся к музейному сообществу в первую очередь за экспертизой. В каждом номере есть научный страж — эксперт по теме выпуска, который следит, чтобы содержание журнала было максимально точным.
Каждый музей — это уникальная структура, шаблонов сотрудничества нет, это всегда индивидуальные решения, которые мы находим в диалоге с коллегами. Мы сотрудничаем с ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музеем современного искусства «Гараж», Домом культуры «ГЭС-2», Музеем «Новый Иерусалим», Центром «Сияние», Музеем AZ, питерской галереей Myth и это только начало.
У нас множество замыслов, которые мы только начинаем реализовывать. Но самое важное — это профессиональное участие музеев в жизни журнала. В апреле мы провели большую редакционную стратегическую сессию с участием представителей московских музеев и арт-сообщества, на которой обсуждали концепцию издания и темы будущих номеров. Такие встречи мы планируем проводить дважды в год.
В августе выходит 4 выпуск журнала «Привидение в Пушкинском музее» расскажите о нём подробнее.
Пушкинский музей играет большую роль в жизни главных героев журнала, он фигурирует практически во всех выпусках. К тому же Пушкинский — это идеальное воплощение идеи, что музей это машина времени, благодаря которой можно путешествовать сквозь века.
Команда ГМИИ сразу же заинтересовалась предложением и активно включилась в работу над журналом. Получился чудесный выпуск, в котором мы познакомим читателей с этим культурным пространством с новой стороны. Ловить привидение в Пушкинском музее героям номера поможет сам Александр Сергеевич Пушкин, попавший в наше время благодаря хитроумному прибору хронолету.
Помимо комикса читателей ждут квест по музею, интервью со старейшим сотрудником Пушкинского — Викторией Эммануиловной Марковой, музейный квест, коллекционный принт, специально созданный для выпуска Александром Повзнером и много чего еще интересного.
Автор — Качалина Александра, культурный редактор VK Гид