Найти в Дзене
Катаржанин

Последний ловец жемчуга

Саад Исмаил Джассим, ловец жемчуга с 15 лет
Саад Исмаил Джассим, ловец жемчуга с 15 лет

Ловля жемчуга когда-то была крупнейшей отраслью Катара и является традицией, глубоко укоренившейся в истории и культуре страны. В столице Дохе можно встретить отсылки к прошлому ловли жемчуга по всему городу, включая лодки "доу" в гавани, традиционно используемые для сбора жемчуга, и Памятник жемчужине — статую открытой устрицы с жемчужиной внутри.

Памятник Жемчужине на набережной "Корниш"
Памятник Жемчужине на набережной "Корниш"

Начиная с 1920-х годов, изобретение искусственного жемчуга Японией и открытие минеральных ресурсов в Катаре сделали ловлю жемчуга устаревшей. Возможно, это было к лучшему, так как ловля жемчуга была чрезвычайно опасным занятием.

Саад Исмаил Джассим — живое воплощение богатой истории ловли жемчуга. «Я — старый ловец жемчуга. На прошлой неделе, в пятницу, я был в море и нырял. С тех пор, как мне было 15 лет, я занимаюсь ловлей жемчуга и бодибилдингом». Мало кто из мужчин может сказать, что когда-то он был профессиональным ловцом жемчуга. Саад Исмаил Джассим, управляет магазином в Сук Вакиф, самом оживлённом рынке Дохи. Ему уже 89 лет. Его тут называют, последним ловцом жемчуга в Катаре. «Любую жемчужину, в старые времена, я находил, продавал и затем ел. Я бы не оставил её для него или для вас. Я продавал, чтобы поесть. Я не держу её в кармане и не умираю от голода», — говорит Джассим, описывая мышление большинства ныряльщиков. Хотя жемчуг Персидского залива приносил значительные доходы в торговле, ловля была тяжелой работой, а прибыль редко доходила до тех, кто занимался сбором.

Саад Исмаил Джассим
Саад Исмаил Джассим

Торговцы жемчугом, с другой стороны, иногда могли держать жемчужину много лет, ожидая возможности приобрести идентичную пару. Жемчуг классифицировался и оценивался по размеру, форме, цвету и блеску, и совпадающие жемчужины или целые наборы совпадающих жемчужин были более ценными, чем одна жемчужина.

Сегодня Джассим использует акваланг для рекреационного дайвинга, но у него всё ещё есть его традиционные инструменты. Для ныряния требовалось всего три предмета: зажим для носа, груз для привязывания к одной лодыжке и сетка для сбора устриц.

Камень для погружения (подвязывали к ладыжке)
Камень для погружения (подвязывали к ладыжке)

-5

Джассим , с удовольствием рассказывает свою жизненную историю посетителям магазина. У него было много гостей, включая шейха Катара, Дэвида Бэкхэма и Луиша Фигу.

Почему жемчуг особенный

Краткий ответ на вопрос, почему жемчуг особенный, заключается в том, что это драгоценные переливающиеся камни:

Редкие. Вам понадобится около тонны раковин устриц, чтобы найти 3 или 4 качественные жемчужины, или около 10 000 раковин, чтобы найти одну жемчужину, и то она может быть не самого высокого качества.

Новое поколение знакомится с жемчугом как ключевой частью экономического наследия Катара на культурных фестивалях.

Жемчужина образуется только если «раздражитель», например, песчинка, попадёт в моллюска в раковине устрицы. Раковины устриц создают эти «случайные» жемчужины только в определённых условиях — в основном в тёплых солёных водах морей или пресноводных озёрах и реках.

В прошлом добыча настоящего жемчуга была опасной.  На протяжении до четырёх месяцев в летний период (при температуре под 50 градусов) сотни деревянных лодок под названием "доу" отправлялись в море для сбора раковин устриц в поисках жемчуга.

Таванищ (торговцы жемчугом) нанимали самых низкооплачиваемых сотрудников — рабов из Африки и Азии, а также некоторых местных катарских бедуинов, чтобы они ныряли, плавали и работали «тянущими».

Это была тяжёлая и опасная жизнь.

Лодки находились в море месяцами в летний сезон, что приводило к недоеданию и болезням из-за антисанитарных условий. Ныряльщики должны были быстро спуститься на морское дно, задержав дыхание. Они старались максимально долго находиться под водой, что могло привести к обморокам или в некоторых случаях к повреждению мозга. И для большинства ныряльщиков оплата едва оправдывала усилия.

Ныряльщики должны были нырять на значительные глубины — иногда до 15 метров — и собирать как можно больше раковин устриц, не поднимаясь слишком быстро по верёвке и не страдая от кессонной болезни. Это означало задержку дыхания на срок до двух минут и борьбу с нападениями акул, меч-рыб и барракуд.

Конец эры жемчуга

Жемчужная индустрия начала угасать в 1930-х годах с началом культивации искусственного жемчуга в Японии.

Меньшие, а затем и большие рыболовные и жемчужные сообщества пришли в упадок, и в конце концов дома и деревни, их поддерживавшие, были полностью заброшены.

Население соседнего Бахрейна, экономика которого также базировалась на жемчужной индустрии, сократилось со 100 000 в 1908 году до менее чем 90 000 в 1941 году.

Выращенный жемчуг был не только легче в выращивании, но и стоил в десять раз дешевле, чем природный пресноводный и морской жемчуг.

В национальном музее Катаре есть много ценных экспонатов жемчужных изделий. Среди них главный — Ковёр Жемчуга Барода, заказанный махараджей Бароды в Индии для украшения гробницы Пророка Мухаммеда в Медине. На нём более 1,5 миллиона инкрустированных жемчужин Персидского залива, а также другие драгоценные камни, включая бриллианты, изумруды, рубины и сапфиры, каждый из которых должен был быть индивидуально проколот и пришит к ковру. Дизайн изогнутых цветов и листьев напоминает небесный сад.

Ковёр Жемчуга Барода
Ковёр Жемчуга Барода

Наследие жемчуга

Катарцы не забыли своё наследие.

Правительство в рамках своей концепции "Видение 2030" поддерживает местную культуру, включая её богатую историю жемчуга.

Хобби
3,2 млн интересуются