27 июля 2014 года, в воскресный день на донбасский город Горловка обрушились ракеты и снаряды. В городе продолжалась мирная жизнь, но киевские власти превратили чистое небо в ад на земле. Именно тогда стало ясно, что нацисты, захватившие власть на Украине, не остановятся ни перед чем. Они перешли рубеж, отделяющий политическую борьбу от бесчеловечной бойни. 29 июля прошли похороны погибших. Трагический день вспоминали «Известия».
Донбасс не сдается
Донбасс никогда не признавал киевскую клику, которая пришла к власти в начале 2014 года в результате вооруженного переворота. 14 апреля над административными зданиями Горловского района были установлены флаги России и Донецкой народной республики.
В июле 2014 года вооруженные силы Украины постарались подчинить Горловку киевскому правительству. 21 июля укронацисты подошли к окраинам Майорска — пригорода Горловки. Тяжелые бои продолжались несколько дней.
Киевские власти должны были приучить своих солдат к войне, по существу, против соотечественников, против братьев, к забвению общего прошлого. Нужно было пролить кровь, после которой война обретет ожесточение и широкий масштаб. Командование ВСУ поставило перед своими силами задачу — стереть непокорную Горловку с лица земли.
Кровь на улицах Горловки
Жители Горловки тогда еще не знали, что во время обстрела нужно падать на земли — и это может спасти. А украинские артиллеристы в то воскресенье собрались с силами, решили показать жителям Горловки, что с ними ведется война без пощады. Они надеялись, что страх заставит Донбасс подчиниться. За минуту обстрела на улицах города погибли 22 человека. В тот день в Горловке снаряды попали в роддом и здание Донбассэнерго. Город заволокло черным дымом. В Горловке погибли четверо детей.
Многих раненых удалось вывезти в Россию и спасти. Но символом жертвенности и трагедии Донбасса стала десятимесячная Кира. Ее мама — 23-летняя Кристина Жук — в эти минуты вместе с дочерью оказалась на улицах Горловки, которую обстреливали со стороны города Дзержинска из «Градов». До обстрела они гуляли в сквере имени Рудакова. И вдруг — взрывы, крики раненых...
Киевские войска намеренно вели огонь не по позициям ополченцев, а по жилым домам. Серьезных военных объектов в городе просто не было. Кристина с Кирой на руках убегала от смерти. Вдруг в глаза ударила ослепительная вспышка — и она упала. На мостовой прижались друг к другу две белокурые головки. Маме раздробило ногу, но она еще была жива. Она повторяла: «Кира, доченька! Кира, доченька!» Они умерли одновременно — две чистые, любящие души. Смерть настигла их в самом начале жизни.
Бабушка Киры, Наталья Жук, которая за день лишилась дочери и внучки, требовала найти и наказать виновных и положить конец террору. Она написала открытое письмо Марине Порошенко, супруге недавно избранного в то время президента Украины. Письмо осталось без ответа. Молодую мать так и погребли с младенцем на руках. Во время похорон в городе, несмотря на летнее время, трудно было найти цветы. Помогли российские военкоры.
Фотография, на которой запечатлелись последние секунды Киры и Кристины, и уже мертвая девочка обнимает окровавленное тело своей матери, облетела весь мир. Реакция миллионов людей на эту трагедию показала: мир никогда не будет одинаковым.
Горловская Мадонна
В Горловке о жертвах «кровавого воскресения» не забывали все эти годы. Местный кузнец Виктор Михалев из снарядов, упавших на город, создал памятник — двухметровую фигуру Горловской мадонны с младенцем на руках — именно так все с тех пор называют Кристину Жук. Михалев увековечил ту минуту, когда их настигла смерть. Над ними — журавли, как будто прилетевшие из известной песни, посвященной павшим на Великой Отечественной войне. А над головой Кристины — ореол мученицы. Получился вечный символ — из гильз и осколков, которые несут людям смерть, создан мемориал во имя мира, глядя на который, трудно оставаться равнодушным.
Нет ничего трагичнее, чем гибель детей, невинных, не понимающих, почему начинаются войны. А их среди жертв украинской агрессии на Донбассе — сотни. И память о Кристине Жук и ее дочери Кире напоминает нам о всех безвинно павших в эти кровавые годы, когда киевская власть не хотела и не хочет понять, что нет ничего важнее детских жизней.
Горловка. Вспомним историю
Донбасс, Новороссию никто не сумеет оторвать от России. О глубоких причинах этого единства можно говорить долго. Это и переворот в Киеве, сместивший неидеальную, но законную власть, с которой нельзя было не считаться, которая не отделяла себя от интересов Донбасса. Это и исторически обусловленная неразрывная связь Новороссии с Россией. Ведь эти земли, когда-то относившиеся к Великой Степи, превратились в цветущий край усилиями государства Российского, при прямом участии Москвы. Это на Донбассе никогда не забывали. И мириться с антироссийской идеологией новоявленной киевской власти не желали. Зная упорный и крепкий донбасский характер, в Киеве понимали: подчиняться им эти вольнолюбивые, сильные люди не будут.
Со времен Григория Потемкина Новороссия — это многонациональный край. Там хранятся и вековые традиции казачества. Там живут русские, украинцы, евреи, греки... Все, кто готов был переселяться в Великую Степь и превращать ее в самую развитую в промышленном и аграрном отношении область Российской империи. Историческая судьба края сказывается и в наше время. сложился жизненный уклад.
Как появился город Горловка? Люди жили там с глубокой древности, о чем свидетельствуют многочисленные курганы — следы культуры скифов, сарматов, половцев. В XVII веке вдоль рек Корсунь, Железная и Кодыма стали появляться небольшие села, казачьи и крестьянские форпосты России. Государев Байрак, Никитовка, носившая имя одного из жителей этой земли — Никиты Девятилова. Но до расцвета Донбасса были небольшие поселения.
В 1867 году в край пришла Курско-Харьковско-Азовская железная дорога. На месте нынешней Горловки открылась станция Корсунь. Заработал крупный каменноугольный рудник, получивший название Корсунская Копь № 1. Грандиозное предприятие, на котором работало более тысячи человек. Там же было открыто месторождение киновари, а затем открылся и первый в России крупный завод по предприятию ртути. Строились новые рудники, открывались шахты. В 1897 году в окрестностях Корсуни открылся и машиностроительный завод, вокруг которого возник рабочий поселок. В 1913 году в Горловке работали 50 предприятий, на которых, по меньшей мере, трудились 13 тыс. человек. По территории Горловка — огромный город, больше Парижа. Многоэтажки там соседствуют с уютными частными домами, с садами и скверами.
Сам Петр Горлов, в честь которого назван город, — символ единения Донбасса и России. Он родился в Иркутске, в семье крупного политического деятеля, действительного статского советника, с золотой медалью окончил Корпус горных инженеров и стал руководителем строительства первой крупной железной дороги на Донбассе. По его предложению там и начали крупную разработку угля. Русский человек, уроженец Забайкалья, он стал одним из отцов-основателей Донбасса. Он поверил в то, что этот край может стать главным звеном индустриализации всей большой России. Налаживал рудники в Макеевке и в Корсуньских копях.
Свои шахты Горлов обустраивал по последнему слову техники, оставив о себе добрую память среди всех жителей будущего города. Его любили и «сильные мира сего», и рабочие. В 1869 году рабочий поселок получил название в честь человека, который так много для него сделал. Горловка разрослась, по населению она уже превосходила многие города, но официально статус города получила только в 1932 году, во время нового расцвета угольной промышленности на Донбассе.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»