Сильно подозреваю, что статья с таким названием рискует не получить даже тех жалких семи - девяти прочтений, которые обычно наскребают мои здешние публикации. Что за абракадабра? - скажет читатель. - Зачем тут разводить такую скуку? Блог про науку и фантастику - а это куда годится?..
Кому скучно, можно дальше не читать.
У нас тут своего рода элитарный клуб, где говорят про умное, прекрасное, но не всегда понятное широкой публике. Поскольку Дзен всё равно не дает этому блогу показов, то можно пренебречь условностями и заняться любимым делом в узком кругу страшно далеких от народа интеллектуалов.
Что такое сайнс-арт?
Я до сих пор старалась избегать таких вычурных выражений, но придется быть в тренде. Явление уже стало глобальным, терминология используется как общепринятая. Да, термин заимствован из английского, и в оригинале выглядит как Science-Art. Поскольку абсолютно точная фонетическая транскрипция на русский невозможна, у нас пишут "сайнс-арт".
Ранее, в первой половине 20 века и вплоть до 1970-х годах, использовалось сходное понятие sci-art ("научное искусство", "наука как искусство").
Искусствоведы считают автором первого манифеста и создателем теории sci-art американского художника и ученого-физика Берна Портера (1911-2004). В качестве физика-ядерщика он был занят в проекте "Манхэттен", о чем впоследствии горько сожалел и сделался убежденным пацифистом. В 1960-х Портер работал в NASA, создавая сверхтяжелую ракету "Сатурн V". Кроме того, он был поэтом, писателем, издателем и вообще интересной личностью.
Про его идеи и манифесты можно прочитать статью искусствоведа Владлены Громовой.
Современное течение сайнс-арт сложилось в конце 20 - начале 21 века и и охватывает разные виды искусств.
Если совсем коротко, то сайнс-арт - синтез или симбиоз науки и искусства. Для этого явления характерны:
- 1. Научная тематика произведений искусства, причем упор чаще всего делается на естественные науки
- 2. Использование в произведениях искусства научных понятий, объектов, технических средств, в том числе информационных технологий (а в наши дни - и искусственного интеллекта)
Сайнс-арт проявляется в разных видах искусства: визуальных, перформативных (я бы не рискнула сказать просто "театральных"), звуковых.
К настоящему времени внутри сайнс-арт сложилась собственная система видов. Приведу схему из статьи Валерии Тумилевич.
Статья, из которой взята таблица, касается прежде всего визуальных искусств, хотя содержит важные мысли, касающиеся всего явления, так что интересующимся рекомендую ознакомиться с этим текстом (и картинками в нем).
Примеры из визуальных искусств
Приведу для ясности несколько примеров.
Взглянем на картинку из онлайн галереи Принстонского университета с выставки сайнс-арт за 2005 год.
Кажется, будто на картине изображены какие-то фантастические существа - возможно, форма инопланетной жизни.
Однако три соавтора - Антон Дархубер, Бенджамен Фишер и Сандра Тройан - ставили химический опыт. Название Driven означает "ведомый".
В пояснении сказано:
"Изображение иллюстрирует развивающиеся динамические закономерности, образующиеся при распределении поверхностно-активного вещества по тонкой пленке жидкости на кремниевой пластине. После центрифугирования глицерина осаждаются небольшие капли олеиновой кислоты. Обычно медленный процесс распространения был сильно ускорен дисбалансом поверхностного натяжения, который вызвал каскад гидродинамических нестабильностей".
Научно? Безусловно. Красиво? По-моему, да. Выразительно? А тут уже каждый включает свою фантазию и художественное чутье.
Или вот такая картинка, напоминающая странный цветок.
Это изображение поперечного сечения сосны, которое было получено с помощью микроскопа. Образец освещен флуоресцентными лампами, в результате чего цвета вышли яркими. Этот метод, называемый флуоресцентной микроскопией, помогает ученым разглядеть мельчайшие детали ствола дерева. Однако, если повесить такую картину на стену, она доставит удовольствие даже неискушенному взгляду.
Чем сайнс-арт отличается от обычных изображений или фотографий физических объектов и процессов?
Тем, что здесь, даже если изображение цифровое, а не выполненное вручную, присутствует нечто искусственно привнесенное (например, особое освещение, или сильное увеличение), а сам образ подчиняется закономерностям художественной композиции. То есть, изображение определенным образом расположено внутри "рамки", имеет ось симметрии, некий ритм и пропорции, цветовую гармонию в своих частях.
Не возбраняется и совмещение нескольких изображений в единое целое.
Например, крохотные морские существа, составляющие планктон (которым питаются киты), снятые камерой Scripps Plankton Camera и соединенные в одной картине.
От микромира - к большому космосу
Сайнс-арт оперирует не только представителями микромира (клетками, узорами геномов, срезами живой материи, мельчайшими существами), но и космическими объектами.
Для этой разновидности сайнс-арта есть и отдельное название - спейс-арт.
Тут, правда, вперед вырывается такой специфический вид на стыке науки и искусства, как астрофотография. Или фотографии космоса, сделанные совсем не людьми, а космическими телескопами типа Хаббла и Джеймса Уэбба. Но всё равно полученные от этих телескопов картинки обрабатываются людьми и публикуются в расчете на человеческое восприятие, то есть превращаются в объекты художественного любования.
И лишь глаз ученого способен понять, что именно попалось в кадр - и порою так делаются ошеломляющие открытия.
Марсель Дрехслер не в одиночку сделал этот удивительный снимок, и отнюдь не одномоментно. Он руководил целой командой астрономов и астрофотографов-любителей, кропотливо снимавших галактическую туманность в созвездии Гидры.
"В ее центре была обнаружена пара звезд, окруженных общей оболочкой. Впервые любителям и ученым удалось предоставить доказательства существования полностью развитой оболочки так называемой "системы общей оболочки’. За более чем 100 ночей было собрано более 360 часов экспозиции. В результате были обнаружены остатки сверхглубокой звезды, которые команда назвала "сердцем Гидры"."
Если не знать всех этих сенсационных подробностей, фотография все равно прекрасная, и с композицией тут полный порядок. Для получения такого результата усилий нужно никак не меньше, а то и больше, чем для создания обычной картины на холсте.
Смена художественной парадигмы
К предтечам сайнс-арт иногда причисляют и Леонардо да Винчи, и других мастеров прошлых веков, интересовавшихся наукой и детально изображавших человеческую анатомию или какие-то механизмы.
Но до определенного времени наука все-таки находилась в одном разделе нашей цивилизации, а искусство - в другой, и до 20 века они практически не пересекались. Иллюстрации в научных трудах не претендовали на художественность, а от картин или музыкальных произведений вовсе не ждали научного взгляда на окружающий мир. Точность изображений всяких цветочков-листочков-бабочек-зайчиков очень ценилась, однако никто не считал это сайнс-артом.
Ну, может быть, в какой-то мере сайнс-артом можно было бы считать дивные иллюстрации к старинным астрономическим атласам, однако такое использование термина сильно размыло бы его хронологические рамки.
В начале 20 века западная цивилизация (и Россия как ее неотъемлемая часть) вышли на новый уровень, проявлявшийся не только во взрывном развитии разных технологий и научных открытий, но и в смене художественной парадигмы, то есть системного взгляда на мир, который обусловливает идейную основу творчества.
Наука заняла в мировоззрении людей 20 века то место, которого она никогда не занимала раньше, поскольку занятия ею оставались уделом очень узкой группы высокообразованных интеллектуалов, изъяснявшихся на непонятном для окружающих языке (вплоть до середины, а кое-где и до конца 18 века, научные труды создавались на латыни). Популярная научная литература тоже существовала, но особого влияния на умы не имела. Исключение - французская Энциклопедия Д'Аламбера и Дидро, однако там брожение в умах вызывали статьи на философские, политические и религиозные темы, а не сугубо научные.
В 20 веке именно научные открытия и технические изобретения начали восприниматься как общее дело всего человечества и тот мост, который поведет всех в сияющее будущее - в космос, к другим планетам и звездам, в загадочный мир атома, в микромиры живой материи.
Итальянские футуристы, русские космисты и авангардисты, творцы "новой музыки" (Шёнберг и его последователи, Варез, изобретатели электрических инструментов) - все они соприкасались с разными аспектами науки и техники, и смотрели на искусство иначе, чем их предшественники.
До сих пор до любителей традиционного реализма не доходит суть "Черного квадрата" Малевича или абстракций Кандинского и других мастеров того времени. Это был вовсе не пустой эпатаж, а желание увидеть и показать то, что ранее выносилось за пределы искусства.
Повторить "Черный квадрат" - дело нехитрое, это действительно может и ребенок. Но сотворить его впервые - акт творческого прозрения, сродни открытию черных дыр (сначала, как мы знаем, о них догадались гипотетически, затем были выведены уравнения на основе теории Эйнштейна, и, наконец, уже в наши дни, их удалось "поймать" и сфотографировать).
21 век: настоящее или уже будущее?
Прямо на наших глазах быстро меняются и научные концепции, и художественные практики (я даже не называю их словом "искусство").
Если где-то на земном шаре угнездились ультраконсервативные режимы с их ностальгией по средневековью, это вовсе не значит, что всё человечество идет именно туда.
Ровно напротив.
Будущее уже здесь, и, хотя кое-где его в упор не желают видеть или принимаются с ним бороться, отменить его невозможно.
Сайнс-арт выглядит в этом контексте почти безобидным и элитарно-локальным явлением, так что пусть себе развивается.