Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) - один из пионеров авангардного искусства 20 века: художник, теоретик искусства и, в общем, философ, мысливший в русле мощного течения русского космизма.
Форма, цвет и образ
Кандинский был среди создателей абстракционизма - живописи не фигуративного содержания, основанной на чистых формах и цветах, без воспроизведения конкретных предметов. Как всякий искусный художник, "нормальные" картины он тоже писать умел, в основном - пейзажи. Но и там главное - не реализм деталей, а форма и цвет, создающие экспрессию.
В процессе обучения рисованию обычно прибегают к методу движения от абстрактной фигуры к ее наполнению подробностями. Например, из двух овалов получается человеческая фигура, и так далее. В случае с абстракционизмом движение идет в обратную сторону: от реального объекта к его превращении в геометрическую фигуру с определенной окраской (или даже без нее).
Например, в картине "Южное" различимы силуэты кораблей, рыб и скал посреди бушующего моря - несомненно, южного, благодаря цветовой палитре. При этом настроение - совсем не радостное и не "курортное", а тревожное, едва ли не катастрофическое. Цель - не нарисовать корабли, гибнущие в бурном море (за этим, пожалуйста, к Айвазовскому!), а создать образ и передать эмоцию, имеющую символический смысл.
Космизм и абстракция
Будучи не только мастером, но и мыслителем, Кандинский много писал об искусстве. Это не ученые трактаты, а скорее манифесты, эссе и свободные рассуждения, собранные в книги. Они изданы и доступны в сети на сайте, посвященном его творчеству.
Главные книги Кандинского:
- О духовном в искусстве, 1910 (напечатана в 1911 году в Берлине на немецком языке)
- Ступени, 1913 (воспоминания, автобиография)
- Точка и линия на плоскости, 1926
Путь Кандинского к абстракционизму был тесно связан с новым мироощущением 20 века, когда, с одной стороны, люди обнаружили внутреннюю структуру атома (это открытие Кандинского, по его признанию, потрясло), а с другой, устремились в воздушное пространство, как околоземное (воздухоплавание), так и дальнее (проекты освоения космоса, мнившиеся вполне реальными).
Как писал видный искусствовед Дмитрий Владимирович Сарабьянов,
В XIX веке человек, как правило, не чувствовал непосредственной причастности к космическому началу. С утратой мифологических представлений космос исчез с горизонта человека. Координаты его мироощущения ограничивались земным бытием. XX век вернул космос человеческому переживанию и научному истолкованию. Последнее осуществлялось в разных точках огромного "научного поля", подчас изолированных друг от друга, Вернадским, Чижевским, Циолковским, Леруа, Тейяром де Шарденом и другими.
В книге "О духовном в искусстве" Кандинский связывал музыку, живопись, человеческое восприятие и ощущение тотального космизма:
«Мир звучит. Он есть космос духовно действующих существ».
И, соответственно, различные космические объекты и траектории их движения сразу приходят на ум при рассматривании абстрактных работ Кандинского. Например, в одной из картин, написанной в 1922 году, мы сейчас способны увидеть... космические корабли, летящие к орбитальной станции, хотя в представлениях художника в то время ничего подобного быть не могло.
Космические объекты
Поскольку звезды, планеты и многие крупные астероиды имеют шарообразную форму, а размеры и цвета у них разные, то эти ассоциации неизбежно возникают при взгляде на некоторые картины Кандинского, озаглавленные сугубо абстрактно.
Мы не можем точно сказать, на какую именно планетную систему это похоже, но ясно улавливаем нечто общее с современными наглядными изображениями - например, Юпитера и его спутников.
Ограниченность системы неким внешним кольцом также имеет аналоги в нынешней картине космоса - в частности, пояс Койпера, окружающий нашу систему.
Внешне хаотическое скопление кругов разного цвета, размера и взаимной конфигурации также напоминает некоторые галактики, в которых проиходят бурные процессы образования новых звезд и планет.
Малые миры
У Кандинского есть серия, созданная в 1922 году и названная "Маленькие миры".
Приведу лишь две работы из этой серии.
Первая (№ 3 в серии) напоминает некий микромир, увиденный через микроскоп.
Вторая же (№ 7), на мой взгляд, современному человеку сразу напомнит орбитальную станцию с солнечными панелями и стыковочным узлом - реально существующую или проектируемую.
Так абстрактная живопись вдруг вновь приобретает реальный смысл.